Кровавое воскресенье (10 фото)
9 января 1905 года в Петербурге погибли мирные рабочие, которых к императору вел священник Гапон. С этого дня начался крах царской России.
«Провокатор» Георгий Гапон родился 5 февраля 1870 года на Украине, в семье священника. После окончания сельской школы поступил в киевскую семинарию, где показал себя человеком незаурядных способностей. Он полагал, что государство должно быть выше классовых конфликтов, выступать в роли арбитра в трудовых спорах между рабочими и предпринимателями. С этой целью он по всей стране создавал рабочие союзы, которые с помощью полиции пытались отстаивать интересы трудящихся.
Накануне 9 января 1905 года (по новому стилю 22 января. Но в памяти людей осталась именна эта дата. В Петербурге даже есть кладбище памяти жертв 9 января) власти начала охватывать паника. Действительно, в центр города двинутся толпы, которые поведет человек с непонятными замыслами.
Это объяснялось еще и тем, что случилось 6 января. Во время Крещенского купания на Неве, на котором по традиции присутствовал император, одно из артиллерийских орудий произвело залп в направлении царской палатки. Орудие, предназначенное для учебной стрельбы, оказалось заряженным боевым снарядом, он разорвался недалеко от палатки Николая II. Никто не погиб, но был ранен городовой. Расследование показало, что это - несчастный случай. Но по городу поползли слухи о покушении на царя. Император в спешном порядке покинул столицу, выехал в Царское Село.
Окончательное решение о том, как действовать 9 января, фактически должны были принимать столичные власти. Армейские командиры получили очень невнятные указания: не допустить рабочих в центр города. Каким образом, непонятно. Петербургская полиция, можно сказать, вообще не получала никаких циркуляров. Показательный факт: во главе одной из колонн шел пристав Нарвской части, как бы легализуя своим присутствием шествие. Он был убит первым же залпом.
9 января рабочие, которые двигались по восьми направлениям, вели себя исключительно мирно. Несли портреты царя, иконы, хоругви. В колоннах были женщины и дети. Солдаты же действовали по-разному. Например, возле Нарвской заставы они открыли огонь на поражение.
А вот процессию, двигавшуюся по нынешнему проспекту Обуховской обороны, войска встретили на мосту через Обводный канал. Офицер объявил, что не пропустит людей через мост, а остальное – не его дело. И рабочие обошли заслон по льду Невы. Именно их и встретили огнем на Дворцовой площади.
В 1996 году в журнале «Вопросы истории» было опубликовано письмо в редакцию некоего И. А. Исакова, который поведал историю престарелой москвички, с которой познакомился в 1961 году, Марии Гавриловны Пластининой, в 1905 году — 19-летней ткачихи, которая якобы видела 9 января, как к цепи солдат, мешающих толпам рабочих подойти к Зимнему дворцу, из толпы быстро подошёл вплотную чисто одетый человек. Офицер, расхаживавший перед строем, остановился и поднял голову, ожидая, видимо, каких-то слов или просьб. Но подошедший выхватил револьвер и выстрелил в офицера. Тот упал, и тут солдаты начали стрелять и в толпу, и в воздух. Точное количество людей, погибших 9 января 1905 года, неизвестно до сих пор. Называют разные числа – от 60 до 1000.
Можно говорить о том, что в этот день началась Первая русская революция. Российская империя устремилась к своему краху.
Вызванный исчезнувшим, где-то прятавшимся Гапоном энтузиазм быстро испарился, и через три-четыре дня после расстрела 9 января 1905 года рабочие вернулись на заводы; забастовка окончилась. При этом кое-кто счёл необходимым поквитаться с «обманщиками». Большевик В. И. Невский писал: Студентов и интеллигентов ловили на улицах, стаскивали на глазах у прохожих с извозчиков, избивали и тут же бросали на улице в кучу, и потом либо убивали их, либо отправляли их в участок. В марте 1906 года Гапон был убит группой боевиков при личном участии П. Рутенберга, якобы по приказу эсеровского ЦК (в который тогда входил и известный провокатор Азеф) за связь с полицией. Но ЦК после убийства отказался подтвердить это решение.