Я слежу за тобой или история одного объявления (20 фото)
Дело в том, что именно с такой же камеры начинался расцвет одной малоизвестной тогда фирмы с названием «Hasselblad». Для тех, кто не знает этот бренд, попробую пояснить. Фотографические аппараты от «Hasselblad» - это даже не «Hi-End», это где-то на пару ступеней еще выше… Сравнивать камеры от «Hasselblad» с камерами других производителей также некорректно, как сравнивать набор фотографий «ВКонтакте» какой-нибудь гламурной кисы с коллекцией Эрмитажа.
Но сегодня я хочу рассказать не о шведской технике и шведах, хотя без них тоже не обойдется, мой рассказ пойдет о ….
Торопиться не будем. Начнем издалека, то есть с начала).
«Кто владеет информацией, тот владеет миром» - эти слова Натана Ротшильда (к которым мы еще вернемся) известны многим. Понимали это древние и не очень древние военачальники. Чтобы победить врага надо быть на высоте. Причем иногда в буквальном смысле. Так зарождалась аэрофотосъемка и авиаразведка.
Первые упоминания о наблюдениях с высоты птичьего полёта относится к II веку до.н.э. в Китае. Согласно историческим данным первые воздушные змеи делались таких размеров, что способны были поднимать и удерживать в воздухе человека. Разведчики, затянутые в небо на воздушном змее обозревали вражеские позиции с высоты птичьего полёта. Имеются исторические данные, что в древней работе "Записи удивительных событий" император Уди (464 - 549 гг.) династия Лян при окружении его племенами возле Хоу Цзин подал сигнал о помощи с воздушного змея.
Век XIX-ый дал мощный толчок в развитии дела аэрофотосъемки.
В 1858 выполняя полет на воздушном шаре над Парижем, Гаспар Феликс Турнашон сделал первый в мире аэрофотоснимок, а уже в 1887 году французский фотограф Артур Батут разработал и выполнил первую беспилотную аэрофотосъёмку с помощью воздушного змея. Кстати, а знаете ли Вы, что первый успешный аэрофотоснимок с установленной на ракете камеры был получен шведом Альфредом Нобелем в 1897 году? Да, да это был тот самый Нобель!
Фотоаппаратов тогда было мало, они были громоздки, да и сама процедура фотографирования была не похожа на современный действа. Тому же Гаспару Турнашону для первого снимка понадобились камера, объективы, химикалии, стеклянные пластины различных размеров, подходящие для данной камеры, дистиллированная вода, измерительные банки и подносы общим весом до 120 фунтов, которые должны были располагаться к корзине воздушного шара!
Поэтому неудивительно, что в первое время с воздуха наблюдатели выполняли только рисунки.
Дело было опасным. Висящий над линией фронта аэростат (шар) был легкой добычей. Его мог сбить и самолет противника.
И даже какой-нибудь воинствующий шерп из своего карамультука.
Летчику-наблюдателю (летнабу) приходилось полагаться только на свои силы и отстреливаться из штатного оружия.
Еще хуже было дело если дело шло согласно древним китайским обычаям)) и применяли змеи для подъёма на высоту разведчиков и корректировщиков артиллерии.
Чуть лучше обстояло дело у владельцев дирижаблей.
Во начале века 20-го аэрофотосъемка вскоре заменила рисование эскизов и рисование наблюдателей с воздушных аэростатов. Карты сражений, используемые обеими сторонами, были составлены из аэрофотоснимков и к концу войны, обе стороны производили запись всего фронта, по крайней мере, два раза в день. Кто и что изображено на снимке ниже я думаю понятно.
Фотокамеры тех времен были дольно таки массивными изделиями.
Здесь уже чуть меньше
Прогресс шел, даже летел огромными скачками, что и вылилось уже в 1908 году в запатентованный «Способ и средства для фотографирования пейзажей сверху» с помощью почтовых голубей немецкого аптекаря Юлиуса Нойброннера. Причем этот метод действительно широко применялся во время Первой Мировой войны. Конечно, качество снимков хромало, но тем не менее… Баварский Голубиный Корпус (The Bavarian Pigeon Corps) использовал своих голубей для почтового сообщения и для воздушной разведки. Камера могла работать в режиме интервальной съемки с частотой 1 раз в 30 секунд. Траектория полета была не всегда надежной и предсказуемой.
Голуби естественно использовались и для доставки сообщений, приказов и команд.
Тут мы вспомним опять Натана Ротшильда. Знаете ли Вы, что кроме финансовых забот, братья Ротшильды имели одно хобби – они страстно любили голубей. В 1815 году вся Европа была напугана реваншем Наполеона. После триумфа Ста дней фондовые биржи Англии лихорадило — все с тревогой ждали, чем закончится решающая битва между армиями Наполеона и Веллингтона при Ватерлоо. Наполеон бежал. Всё это время Натан Ротшильд имел в своем распоряжении штат шпионов, которые следовали по пятам за войсками и тотчас же отсылали донесения своему хозяину голубиной почтой. Последние голуби с шифрованными инструкциями, привязанными к лапкам были немедленно выпущены сразу после битвы. Утром следующего дня Натан Ротшильд явился на Лондонскую биржу. Он был единственным в Лондоне, кто достоверно знал о поражении Наполеона. Натан за один день заработал 40 миллионов фунтов стерлингов и овладел большой долей британской экономики. Такую же операцию на Парижской бирже осуществил брат Натана Ротшильда Якоб. Так и родилась знаменитая фраза «Кто владеет информацией, тот владеет миром».
А что же в России было с этим делом?
Первым русским аэрофотографом считается некий господин Кованько, который в 1886 г. выполнил аэрофотосъемку Петербурга с высоты около 800 метров. В СССР в середине 30-х годов был построен специальный самолет для аэрофотосъемки Ш-5. С его помощью планировалось осуществить создание разномосштабных карт территории СССР. Во время Великой отечественной войны для нужд аэроразведки вражеских территорий и аэросъемки стали использоваться тихоходные и малозаметные самолёты По-2.
И да, в Красной Армии также использовали голубей.
Технологии развивались. Стали производиться камеры, специально предназначенные для аэрофотосъемки, но стабильность и скорость срабатывания затвора все еще оставляли желать лучшего. И к концу войны Шерман Н. Феирчайд разработал камеру с затвором, расположенным внутри объектива. Такая конструкция значительно повысило качество получаемых фотоснимков, и стала стандартом для аэрофотокамер на следующие 50 лет.
На фото - летчик-наблюдатель немецкого самолета-разведчика Хейнкель Hs.126 производит фотосъемку местности. На фюзеляж самолета нанесены три наклонные белые полосы. Снимки производились строго по этим указанным направлениям.
Привожу снимок Петергофа сделанный немецким самолетом-разведчиком. Аэрофотосъемка была произведена… 15 августа 1939 г. За 2 года до войны.
Из описания снимка: «Петергоф. Александрия, Александрийский парк. 15 августа 1939 г. Изображение повёрнуто относительно оси «север-юг»
Сравните изображение этого же места сделанного с помощью Яндекс-карт сегодня.
Весной 1940 г, шведское правительство обратилось к тридцатичетырехлетнему Виктору Хассельбладу с просьбой о создании для шведских ВВС копии немецкой фотокамеры «Handkammer HK 12.5 / 7×9 (GXN)» (той самой, с которой начался наш рассказ) для авиационной перспективной фотографии (не путать с плановой аэрофотосъёмкой, при которой плоскость фотоматериала перпендикулярна оптической оси и параллельна поверхности земли). Ответ Виктора Хассельблада был: «Я могу сделать лучше».
В апреле того же года он уже налаживал своё производство под крышей авторемонтного цеха в центре Гётеборга. Так начиналось проектирование и производство первой фотокамеры, названной впоследствии HK 7.
А в это время…
5 августа 1945 года с борта самолета-разведчика B-29 был сделан следующий снимок города Нагасаки, что было через 4 дня, я думаю Вы знаете.
На снимок нанесены основные промышленные объекты города.
Центр взрыва находился между объектами 6 и 7.
Пройдет еще несколько лет и уже NASA выберет камеры Hasselblad из-за высокого качества среднеформатного негатива, а также из-за преимуществ модульной конструкции, позволяющей оперативную замену не только объективов и видоискателей, но и типа фотоматериала благодаря кассетам магазинного типа. Рекомендованная цена «Хассельблада» в космическом исполнении составляла в 1971 году 130 тысяч долларов США. Все фотоаппараты, за исключением камеры корабля «Аполлон-14», которыми пользовались астронавты на Луне, там и остались. На Землю вернулись только кассеты с отснятой фотоплёнкой (чтобы не перегружать при взлёте лунный модуль корабля «Аполлон»). Фотоаппарат корабля «Аполлон-14» был возвращён на Землю и сейчас экспонируется в канзасском космическом музее «Cosmosphere». В Советском Союзе был фотоаппарат «Салют» - клон Hasselblad 1600F, которым работал в полёте Космонавт №1
В наши дни аэрофотосъемкой может заниматься уже любой желающий у кого найдется денег на подобную «игрушку»
Вот такой вышел у меня рассказ начавшийся с объявления:
«…Продаётся:
Handkammer HK 12.5 / 7×9 (GXN) с объективом Schneider-Xenon, конструктора Fritz Völk. 1940 г.
Диафрагма от 2 до 16. Редчайший экземпляр для коллекционеров.
Камера трофейная, принадлежала Александру Ивановичу Медведкину - известному кинорежиссёру (см. википедию), он её снял с немецкого подбитого самолёта-разведчика.
Камера продаётся в уникальной комплектации - с оригинальным ящиком из розового дерева со свастикой, с родным светофильтром и блендой.
Недостатки: в объективе 2-3 лепестка диафрагмы вышли из пазов. Нужно разбирать, чтобы вставить их на место. Но несмотря на дефект диафрагма меняется.
Всё остальное, по словам умершего прадеда, работает. Есть небольшая коррозия с внешней стороны - камера хранилась на неотапливаемом чердаке.
Я проверил: спуск работает, перемотка плёнки работает.
Наверное, для приведения в идеальный рабочий порядок потребуется некоторая реставрация…»