Российский авиапром возглавил музыкальный продюсер вместо инженера
Если верить российскому министру промышленности и торговли Денису Мантурову, официальным поводом для смещения Михаила Погосяна с должности генерального директора Объединённой авиастроительной корпорации стало желание разделить должности гендиректора и генерального конструктора. По словам Мантурова, «ОАК сегодня просто перегружен по тематикам как боевой авиации, транспортной, военно-транспортной, дальней авиации, так и гражданской. Принято решение об усилении и разделении должностей генерального конструктора и генерального директора».
Логика выглядит странной. В 2011 году с Погосяном, успешно запустившим в серийное производство пассажирский авиалайнер Sukhoi Superjet 100, подписан пятилетний контракт. Может быть, действительно решено полнее использовать его конструкторские таланты, ярко проявившиеся в разработке истребителей Су-27, Су-30 и Су-33? Но министр Мантуров тут же уточняет: «генеральным конструктором пока остается Михаил Асланович Погосян». Очевидно, что ключевое слово тут именно «пока», забота перегрузке Погосяна лишь лицемерный предлог. Тем более, что он вполне бодр — 58 лет, это самый расцвет для руководителя — примерно столько было прославленному конструктору Андрею Туполеву, когда тот создал лучший советский бомбардировщик Великой Отечественной войны Ту-2. Следовательно, просто хотят убрать. С последующим переходом ОАК под полный контроль Сергея Чемезова, управляющего государственной корпорацией «Ростех». Своей карьерой и должностями Денис Мантуров всецело обязан именно этому человеку.
Талантливый конструктор и управленец Погосян (на фото) на роль марионетки Чемезова никак не подходил, и потому его пытались убрать ещё в прошлом году. Но тогда ОАК удалось отбиться. Сейчас главу корпорации сменяет даже не имеющий профильного образования заместитель Мантурова Юрий Слюсарь. С ним никаких проблем не будет, поскольку Слюсарь — фигура совершенно несамостоятельная, и, что символично, обязанная своей карьерой именно подобным слияниям и поглощения. Когда Чемезов и Мантуров создали в 2007 году предназначенное для взимания откатов с заводов страны ОАО «м, генеральный директор и основной собственник одного из ведущих предприятий — ОАО «Роствертол» Борис Слюсарь потребовал помимо прочего в качестве отступного обустройства своего сына
Юрий Слюсарь
При ближайшем рассмотрении фигура Слюсаря-младшего для работы в министерстве промышленности выглядела не самая подходящей. Получив диплом юрфака МГУ, он с 1996 по 1999 год трудился генеральным директором ООО «Фирма «ЮБС», до 2003 года — гендиректором ООО «Монолит-АБК». Обе фирмы торговали дисками попсовых исполнителей и организовывали их концерты. Может быть, кто-то помнит тогдашние сборники сборники «Горячая двадцатка» и «Новая игрушка»? Но роль генерального директора представляется в них весьма спорной. Известно, что подъём «Монолита» начался в 2002 году после начала сотрудничества с известным музыкальным продюсером Максом Фадеевым, после чего очень скоро господин Слюсарь покинул компанию. Пять следующих лет он при своем отце числился коммерческим директором «Роствертола». Играл ли сколь-нибудь существенную роль молодой менеджер в сбыте контрафактной продукции, скандал вокруг которого с трудом удалось замять, непонятно. Возможно и нет, ведь его должность была чистейшей синекурой — все реальные финансовые вопросы решал папа.
Вряд ли, изучая биографию будущего сослуживца, кадровики Минпромторга пришли в восторг. Но приобретение крупного завода Чемезовым стоило трудоустройства. Уже в 2009 году, почти одновременно с вхождением «Роствертола» в «Вертолёты России», Слюсарь-младший стал помощником министра промышленности и торговли РФ, в 2010 году — директором департамента авиационной промышленности Минпромторга, а в 2012 году — заместителем министра. За его назначение на место Погосяна Слюсарь-старший заплатил согласием перейти в «Роствертоле» на церемониальную должность председателя совета директоров ОАО с передачей «Вертолётам России» полномочий единоличного исполнительного органа, ранее исполнявшихся им, как генеральным директором.
К чему приведёт замена Погосяна на Слюсаря-сына, видно на примере вертолётостроительных заводов, поглощённых «Вертолётами России» и втянутых в созданную Чемезовым систему поборов. Даже по неполным данным следствия, только в 2011-2013 годах объём изъятых денег превысил 2 млрд. рублей. Поскольку «Вертолёты» являются дочерней компанией ОАО «ОПК Оборонпром», которое, в свою очередь, является дочкой «Ростеха», никто не сомневался, что конечным бенефициаром этих махинаций был Сергей Чемезов. Но уголовное дело быстро закрыли, и теперь благосостояние Чемезова будет оплачивать Объединённая авиастроительная корпорация. До нынешнего момента она, хотя формально входила в «Оборонпром», но благодаря влиянию Погосяна, ростеховских распилов и любимых Чемезовым кипрских офшоров в ОАК не было.
В новой конфигурации руководства официальный гендиректор Юрий Слюсарь реально оказывается лишь свадебным генералом. Реально финансами будет рулить управляющий директор по авиационным проектам «Ростеха» Алексей Фёдоров. Пристойной замены Погосяну, как генеральному конструктору, нет вообще, не говоря о том, что зачищены под разными предлогами будут и его люди. Если поборы в карман Чемезова пережить ещё можно, то уход ядра ведущих конструкторов для ОАК смертелен. А, значит, смертелен и для российского авиапрома в целом.
Сейчас ОАК контролирует свыше двадцати компаний, среди которых «Авиационная холдинговая компания „Сухой“» (бомбардировщик Су-34, истребитель Су-35, готовящийся к серийному производству истребитель пятого поколения Т-50), «Российская самолётостроительная корпорация „МиГ“» (истребители МиГ-29 и Миг-35), «Авиационный комплекс имени С.В.Ильюшина» (выпускающийся с конца прошлого года тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил-76МД-90А, находящиеся в разработке средний Ил-214 и сверхтяжёлый «Ермак») и ОАО «Туполев» (самолеты семейства Ту-214, используемые для радиотехнической и оптико-электронной разведки, а также обеспечения связи специального авиотряда «Россия» Управления делами президента РФ). Иначе говоря, все предприятия, создавшие славу отечественной авиации.
Можно представить, как обрадуются наши конкуренты на мировых рынках оружия, да и просто враждебные государства, узнав, что «Объединённой авиастроитльной корпорацией» будет править музыкальный продюсер «Горячей двадцатки» и «Новой игрушки», основной задачей которого станет роспись на документах, регламентирующих отправку дани Чемезову. Ну, а развал производства при этом пойдёт естественным порядком, что мы уже видим у «Вертолётов России». Согласно сообщению начальника департамента военно-воздушных сил «Рособоронэкспорта» Сергея Корнева, если в 2014 году Россия продала за рубеж свыше 140 вертолётов, то в 2015-17 гг. ежегодно планируется менее 70. То есть налицо двойной спад. И очевидно, что для Чемезова с Мантуровым это не предел, а семья Слюсарей сделает все возможное, чтобы российский авиапром катился в ту же бездну.