Белые люди не умеют прыгать! (14 фото)
Белые люди не умеют прыгать! Или «Баскетбол – игра для черных». Помните такой фильм с Вуди Харельсоном про белого игрока в баскетбол? Что-то подобное можно сказать и о нашем промышленном дизайне. Многие маститые эксперты утверждают, что в России промышленного дизайна не существует. Хотя, стоп, большинство вообще не до конца понимают сам термин – «промышленный дизайн». Для многих, как это ни странно, в сознании это нечто имеющее отношение к промышленности и индустриализации. То есть, скажем, это дизайн какого-то цеха или станка, и отчасти он будет прав. В сущности, промышленный дизайн можно было бы обозвать и не так пафосно, а просто – предметный дизайн. Все сразу бы поняли, что эта область дизайна имеет отношение к окружающим нас предметам.
Но где его искать в России? Жостовские подносы, палехские узоры, хохломские ложки, яйца Фаберже, а если позже то, АГИТЛАК и АГИТФАРФОР. Если просто оценить рынок винтажных вещей, их красоту и культурную ценность, а также тягу к ним собирателей, можно смело констатировать, что промышленный дизайн был. А главным достижением отечественного дизайна начала прошлого века стал мухинский граненый стакан, да и тот был слизан с мальцевского.
Жостовский поднос
Палехский узор
Хохломские ложки
Яйца Фаберже
АГИТЛАК
АГИТФАРФОР
Естественно, дореволюционная школа промдиза без академической образовательной подпитки начала вымирать. По сути в Советском союзе – конструкторы и инженеры без художественного образования и были дизайнерами, которым изредка подсобляли художники оформители, которые и должны были выполнять функцию современных дизайнеров. Но увы и ах, советские предметы, как промышленные продукты, так и обихода запомнятся нам топорными рабоче-крестьянскими образами.
Но время не стояло на месте, и вот эстетизирующие оттепельные 60-е добрались до той сфере, где царил индустриальный советский брутал – промышленность. Среди ее институтов некое ВНИИТЭ - Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики. Ключевое слово, как вы можете догадаться - «эстетика». Непонятное, и на первый взгляд, чуждое учреждение грамотно обосновалось на территории ВДНХ где этой эстетики было хоть отбавляй. В его задачи входило то самое пресловутое «улучшение качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путём внедрения методов художественного конструирования». Задачи отечественного промышленного дизайна были сформулированы как нельзя лучше. Правда, можно сказать, что оригинальному «художественному конструированию» это не помогло. Хотя бы взять автопром, который запомнился калькированием итальянских и немецких стандартов. Что было оригинального, так это фотоаппараты «ЛОМО» и «Зенит», гражданские самолеты или военная техника. Мыслили глобально, но ширпотреб проседал. Быт по-прежнему был сконструирован нехудожественно.
ВАЗ 2101 - аналог Fiat 124 (Италия)
ЗАЗ-966 - аналог NSU Prinz IV (Германия)
Фотоаппарат "Ломо"
Фотоаппарат "Зенит"
В современной России, с появлением икеяподобных вещей, о проблеме в принципе забыли, так как отечественный промышленный дизайн эту войну с «загнивающим западом» проиграл. До недавнего времени ничто отечественно не останавливало на себе взгляд, кроме тех же истребителей семейства Сухого. Но вот лучом в темном царстве можно назвать появление YotaPhone внешний вид, которого это полностью заслуга именно отечественных дизайнеров. С другой стороны, новый трамвайный вагон R1, дизайн которого отметил министр промышленности Денис Мантуров. Работа, в плане внешнего вида, интересная. Сами авторы проекта о необычном, «космическом», дизайне обычной вещи говорят, что это кристалл в металлической оправе, который будет отражать в свой блестящей поверхности город, в котором будет двигаться.
YotaPhone 2
R1
Я не даром привел эти два примера, так как именно они в последнее время больше всего вызвали обсуждений, а значит не остались не замеченными. Задача дизайна в чем? Сделать вещь привлекательной. Как правильно отметил Владимир Пирожков, вагоны все функционально и технически одинаковы, но покупают всегда один, тот что глаз, как говорится, ласкает. Те люди, которые способны визуально пробиться к сердцу потребителя сейчас в России отсутствуют как класс или пока находятся в состоянии анабиоза и дисконекта, так как красивый футуристичный концепт не всегда может добраться до конвейера в виду неготовности самой системы, как со стороны творцов, так и инженеров. О первых ласточках, я рассказал, что ждет нас в будущем? Все зависит от быстроты внедрения и освежения института промышленного дизайна при заводах и производствах и понимания номенклатуры, что без эстетики и креативного внешнего вида далеко, даже на самых современных передовых технологиях не уедешь.