Николай Трофимов (11 фото)
Народный артист СССР (1990)
В годы Великой Отечественной войны служил в рядах Военно-Морского Флота. Награжден Орденом Отечественной войны II степени,
Орденом Красной Звезды,
Медалью «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».
Кавалер Ордена "За заслуги перед Отечеством" (2000)
Николай Трофимов родился 21 января 1920 года в Севастополе.
Юный лицедей Трофимов стал школьной знаменитостью после исполнения чеховской шутки «О вреде табака» на школьном вечере. Страдания «отца четырех дочерей» до слез рассмешили зрителей. После чего четвероклассник стал популярной личностью среди учеников и педагогов. Одноклассники ценили его юмор, а взрослые жаловались родителям, что их сын срывает уроки. Так незаметно подоспело время выбора профессии. Николай поехал подавать документы в театральный институт. В рабочей семье с уважением отнеслись к выбору сына. Тот решил попробовать удачу и в Москве, и в северной столице, но остановился на последней – берег залива и каналы рек больше походили на морские просторы родного Севастополя.
На вступительных экзаменах этюд о базарном воришке комиссии, вероятно, понравился, поскольку сразу было предложено что-либо прочесть. Николай выбрал пушкинского «Золотого петушка» – он не раз наслаждался этим отрывком, слушая его в блистательном исполнении Игоря Ильинского. Едва он нараспев произнес «ки-ри-ку-ку», брови Б.В.Зона, набиравшего курс, поползли вверх:
– Вы это сами придумали, или с вами кто-то занимался?
– Сам, просто слушал Ильинского, – ответил Николай, пытаясь понять, какой ответ хотел бы услышать мастер.
– Идите, свободны!
На следующий день от волнения молодой человек не сразу нашел в списках зачисленных свою фамилию.
Годы учебы промчались для него незаметно. В дипломном спектакле по Чехову Николай вновь блеснул талантом. Сдав экзамен по марксизму-ленинизму, молодой артист решил отоспаться перед взрослой жизнью. Но началась война. В военкомате он попросился на флот, так как любил море, и флотские полуботинки ему нравились больше пехотных сапог. Парикмахер уже приготовился обрить Николая наголо, как вошел вестовой с приказом явиться к начальству. Оказалось, композитор Исаак Дунаевский формировал Ансамбль песни и пляски «Пять морей», куда требовались дипломированные специалисты, в число которых и попал краснофлотец Николай Трофимов. Долгие годы войны были особым периодом в жизни Николая Николаевича. Наискромнейший человек, он не любил вспоминать о временах, в которых были боевые корабли, гарнизоны, передовая, фронтовые будни, бессонные ночи и бесконечные дни, а также изнурительная работа без сна и отдыха. И хотя его оружием, в основном, было слово, о том, сколь оно весомо, говорили боевые награды Трофимова – ордена Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медали «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». Ими артист дорожил особо.
После демобилизации в 1946 году Николай Трофимов был зачислен в труппу Ленинградского театра комедии. Редкий артист, по его признанию, не мечтал об этом детище Н.Акимова. Трофимов 17 лет прослужил на прославленной сцене, сыграв более трех десятков ролей. Епиходов в «Вишневом саде» и Хлестаков в «Ревизоре» принесли ему зрительскую любовь и признание. А Лев Гурыч Синичкин и вовсе стал визиткой и артиста, и театра. Здесь Николай повстречал и свою любовь. Это были воистину счастливые годы творческого взлета. В театр уже ходили просто «на Трофимова». В «Пестрых рассказах» по произведениям Антона Чехова артиста увидел Сергей Бондарчук, готовившийся к экранизации романа Льва Толстого «Война и мир». Он был так ошеломлен игрой Трофимова, что без проб утвердил его на роль капитана Тушина. В комедийной легкости чеховского героя Сергей Федорович, о войне знавший не понаслышке, безошибочно разглядел безграничные драматические возможности артиста-фронтовика. С киноэкрана к миллионам зрителей шагнул совершенно иной Трофимов – маленький человек на большой войне, доблестный воин, умница-командир, за которым солдаты пойдут без оглядки.
На фото кадр из фильма " На пути в Берлин"
После премьеры фильма «Война и мир» Николай Трофимов стал знаменит. Его герой был замечен и отмечен зрителями, коллегами, критикой. Предложений сниматься всегда хватало, но в силу оригинальной внешности артиста ему предлагали роли в основном комедийного плана. Фильмам с участием Трофимова был гарантирован успех. Героические, комические, эксцентрические его герои всегда вызывали добрые чувства и заряжали зрителей неповторимой трофимовской теплотой. «Таланты и поклонники», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Трембита», «На пути в Берлин», «Табачный капитан», «Блокада», «Бедная Маша», «Отцы и деды», «Степь», «Д‘Артаньян и три мушкетера», «Принцесса цирка», «Цыганский барон», «Невеста из Парижа», «Шизофрения» – вот лишь малая толика киноработ актера. Более 70 картин на большом экране. Мастер ювелирного мазка, он с гениальной простотой умел сочетать улыбку и сострадание, наделяя комедийные характеры элементами драматизма. «Моя тема – тема маленьких людей, которые незаметно делают большое дело», – признавался актер. Творить чудеса он умел не только на сцене и в кадре. Материалом для его мозаичных работ стали старые пластмассовые игрушки и пластинки. К мозаичному творчеству Николая Николаевича пристрастила первая супруга – талантливая артистка, к сожалению, рано ушедшая из жизни. Когда муж перешел в БДТ, Татьяна Григорьевна стала работать в кукольном театре и посвятила Николая Николаевича во многие таинства театральной кухни. А еще он очень талантлив в любви – будь то любовь к женщине, к дочери, к коллегам, друзьям и зрителям
Большим драматическим театром Трофимова связывали без малого 40 лет. Николай Трофимов говорил: «Из хорошей школы представления – в сложную школу переживания». Из головокружительной легкости – в глубокий драматизм. Товстоногов ввел новичка в спектакль «Три сестры». Трофимову роль грустного скептика Чебутыкина показалась слишком «неброской», и он, сбиваясь на комедийные нотки, попытался разукрасить ее более эффектной палитрой, незаметно, на его взгляд, подключая язык жеста и мимики. Но не тут-то было. Опытнейший режиссер мгновенно пресекал подобные «штучки». Они были знакомы уже много лет, их пути не раз пересекались в совместных работах, потому провести Товстоногова Трофимову не удалось ни разу. Состояние притирки давалось непросто – в 45 лет менять систему ценностей нелегко. Кто-то из именитой труппы даже воскликнул: «Зря мы его взяли!». Было горько и больно, но доброта и интеллигентность Николая Николаевича не позволяли ему вступать даже в творческий конфликт – он знал, что изменит мнение коллег только своей игрой. Так и случилось: талант Трофимова восторжествовал. Роль птицелова Перчихина из «Мещан», маленького и униженного, но не потерявшего своего достоинства человека, принесла артисту зрительский успех и признание коллег. Все тот же голос воскликнул: «Нет, не зря мы его взяли!» – и сравнил игру Трофимова с самим Ильинским, что для Николая Николаевича было высшей похвалой. Известно, в театральной семье отношения между актерами не всегда складываются ровно и гладко – слишком высока концентрация талантов и страстей. К чести Трофимова, он оказался выше всех этих сложностей, за что и был особо почитаем.
Обаятельнейший циник, плут, жених и рыцарь в одном лице – Акоп, приказчик из Тифлиса в спектакле «Ханума», лихо отплясывающий лезгинку, невзрачный, но ладный, то трогательный, то смешной, способный отчаянно интриговать и тут же искренне влюбиться.
Он был мил, наивен и глубоко симпатичен своей искренностью, покорностью и стойкостью перед тяготами судьбы. Он распространял вокруг себя жизнелюбивую веселость и лучится доброжелательностью. Став жертвой беззакония и оказавшись за решеткой, Пиквик не перестал верить в людей. Он творил добро и во благо его заставлял служить даже такое зло, как деньги. Не случайно роль сэра Пиквика была из числа особо любимых и почитаемых самим артистом. Более 500 раз выходил он в ней на сцену, радуя и восхищая поклонников своего таланта. В этом спектакле он был занят почти четверть века.
Только на сцене БДТ Трофимовым исполнено более 30 ролей. За долгие годы сценической жизни Артист подарил нам радость встречи с героями Чехова, Достоевского, Шекспира, Островского, Вишневского, Гоголя, Рощина, Шолохова, Горького, Думбадзе, Вампилова. Он играл в пьесах И.Эркеня, А.Цагарели, Т.Уайлдера, А.Миллера, Б.Брехта, О.Нила и множестве других постановок.
Театр был пламенной страстью для Трофимова. Это всепоглощающее чувство было неразделимо с любовью к режиссеру Товстоногову. С особой теплотой вспоминал он своего «крестного отца» по кинематографу – Сергея Бондарчука и любимого артиста Иннокентия Смоктуновского.
Николай Трофимов умер 7 ноября 2005 года после продолжительной болезни и был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.