Сексуальная революция (8 фото)
ДОКУМЕНТ ПЕРВЫЙ
ДЕКРЕТ
Губернского Совета Народных Комиссаров об отмене частного владения женщинами.
До сихъ поръ лучшiя экземпляры прекраснаго пола были собственностью буржуевъ имперiалистовъ и такою собственностью нарушалось правильное продолжение человеческаго рода. Поэтому Губернскiй Советъ Народныхъ Комиссаровъ постановилъ:
§1. Съ 1 января 1918 года отменяется право постояннаго владения женщинами, достигшими 17 л. и до 30 л. Все эти женщины изъемаются изъ частного постояннаго владенiя и объявляются достоянiемъ всего трудового народа.
§3. За бывшими владельцами (мужьями) сохраняется право вънеочередное пользование своей женой. Въ случае противодействiя бывшего мужа въ проведенiи сего декрета въ жизнь, онъ лишается своего права.
§6. Граждане мущины имеютъ право пользоваться женщиной не чаще 4-хъ разъ за неделю и не более 3-хъ часовъ.
§8. Каждый мущина, желающiй воспользоваться экземпляромъ народнаго достоянiя, долженъ представить отъ рабочего комитета удостоверенiе о принадлежности своей къ трудовому классу.
§12. Рождаемые младенцы по истеченiи месяца отдаются въ приють ”Народные Ясли”, где воспитываются и получаютъ образованiе до 17-летняго возраста.”
Власть брала на себя "законную" сторону: наказывать за распространение венерических болезней, не допускать насилия и собирать деньги (рабочие за право пользоваться барышней отчисляли взносы с получки, классово чуждые — платили наличными). Были созданы ”Бюро свободной любви” и ”Комитеты бдительности”. Подпадающие под действие декрета женщины обязаны были встать там на учет; желающие получить пролетарский секс мужчины — подать заявку. Женщину выдавали быстро, в указанном возрастном диапазоне, но — отказаться было нельзя. Какую дали, такую и люби.
ДОКУМЕНТ ВТОРОЙ
МАНДАТ
Предъявителю сего товарищу Карасееву предоставляется право социализировать в городе Екатеринодаре 10 душ девиц возрастом от 16 до 20 лет на кого укажет товарищ Карасеев. Главком Иващев.
Надо сказать, власть такой сексуальный разбой не поощряла, за откровенное пользование служебным положением карала по всей строгости революционного времени. Например, на жалобы из г. Симбирска на принудительную национализацию женщин Ленин телеграфировал: ”Немедленно проверьте, если подтвердится, арестуйте виновных, надо наказать мерзавцев сурово и быстро и оповестить все население. Телеграфируйте исполнение”. 1919 г., В. И. Ленин и ВЧК
Вместе дружная семья
Но положение и без злоупотреблений было, прямо скажем, необычное: ни одна держава похвастаться подобным не могла. Обычно государство держится семейной модели: она стабильнее, удобнее для взимания налогов, вынуждает к потреблению и т. п. Пикантные развлечения любили во все времена — от безудержного разврата Рима периода упадка до французской монархии с ее бесконечными фаворитами и фаворитками. Но это было не для всех и не публично. И тут Россия воистину оказалась впереди планеты всей. Обычным явлением того времени стали комсомольские коммуны. В такой шведско-пролетарской семье добровольно жило 10–12 человек, ведя совместные хозяйство и половую жизнь. ”Разделение на постоянные интимные пары не допускалось: ослушавшиеся коммунары лишались этого почетного звания. Рождение детей не приветствовалось, так как их воспитание могло отвлечь молодых коммунаров от строительства светлого будущего. Если все же ребенок рождался, его отдавали в интернат. Постепенно половое коммунарство получило распространение по всем крупным городам страны” (психолог Б. Бешт). Коснулась пролетарская половая реформа даже подростков. Уж им-то два раза повторять не пришлось… Образцовая трудовая коммуна ГПУ для беспризорных в Болшево, созданная в 1924 г. по личному распоряжению Дзержинского, применила на практике методы нового сексуального воспитания. Там жило около тысячи малолетних преступников от 12 до 18 лет, из них примерно 300 — девочки. Воспитателями коммуны приветствовались ”совместные сексуальные опыты”, девочки и мальчики проживали в общих казармах. В одном из отчетов об этой коммуне писалось: ”Половое общение развивается в совершенно новых условиях. Оказывается невозможным застраховаться от смены партнера или от начала новых отношений. Но совместная жизнь отвлекает воспитанников от противоправных поступков и дурных настроений”. Александра Коллонтай с плохо скрытой гордостью писала: ”Такой пестроты брачных отношений еще не знавала история: неразрывный брак с устойчивой семьей и рядом преходящая свободная связь, тайный адюльтер в браке и открытое сожительство девушки с ее возлюбленным, брак парный, брак втроем и даже сложная форма брака вчетвером”.
Слушали — постановили
Политика эта была обдуманной, и позиция выработана задолго до революции. Еще Энгельс писал, что семейное хозяйство при социализме должно стать частью общественного труда, а уход за детьми и их воспитание — общественным делом. В связи с этим семья просто отомрет. В 1913 году Коллонтай опубликовала программную статью ”Новая женщина”(если найду эту статью то опубликую позже). Новая революционная женщина должна была быть самостоятельной, не принадлежать мужу или родителям, быть полноправным членом общества. Для этого необходимо избавиться от лишних эмоций, отказаться от ревности, уважать свободу мужчины и его право выбирать полового партнера. ”Расхожими стали лозунги типа: ”Жены, дружите с возлюбленными своего мужа” или ”Хорошая жена сама подбирает подходящую возлюбленную своему мужу, а муж рекомендует жене своих товарищей” (Е. Лавлинская. Воспоминания. М., 1968). В статье также указывалось, что о рожденных в свободной любви детях должно заботиться государство победившего пролетариата. Дабы их количество было все-таки разумным, в 1920 г. были легализованы аборты.
И немедленно выпил
Идеология была предложена ”новой женщиной” Александрой Коллонтай в ее теории ”стакана воды”. Теория отрицала любовь и сводила отношения мужчин и женщин к сексуальной потребности, которая должна находить удовлетворение без всяких ”условностей”, так же просто, как утоление жажды. Заняться сексом так же просто, как выпить стакан воды. Общество откликнулось охотно, особенно молодежь. ”Мы видим влияние на некоторых стихов и другого хлама, который сочиняли поэты и прочие бумагомаратели о том, что любовь есть украшение личной жизни, а не голое размножение, что она должна быть как яркий букет цветов и прочая ”плешь”. Между тем любви нет, а есть физиологическое явление природы, и телячьи нежности тут решительно ни при чем”. (Луначарский ”О быте”, 1927 г.) В 1925 г. при содействии Наркома здравоохранения Семашко в Москве появляется нудистское общество ”Долой стыд”. Борясь со стыдом как буржуазным предрассудком, участники ходили голыми. Женщины позволяли себе только туфли да сумочки для документов. Пролетарские нудисты не только выходили на улицы, а старались жить обычно: ходили обнаженными на работу, отдыхали. Итак, по улицам ходили голые, семьи-коммуны стали обычным делом, пролетарская страсть удовлетворялась где попало, закон признавал многоотцовство: если мать жила с несколькими мужчинами одновременно, суд мог обязать платить алименты каждого из них.
Однако!..
Запущенный процесс стал пугать своим размахом; да и выглядело это, признаться, неважно. ”Хотя, — писал Ленин, — я меньше всего мрачный аскет, но мне так называемая новая половая жизнь кажется разновидностью доброго буржуазного дома терпимости”. Клара Цеткин огорченно цитирует его же в своем дневнике: ”От этой теории „стакана воды“ наша молодежь взбесилась, прямо взбесилась. Она стала злым роком многих юношей и девушек. Приверженцы ее утверждают, что это теория марксистская. Спасибо за такой марксизм”. И маятник качнулся в другую сторону. В 1924 г. А. Залкинд публикует ”12 половых заповедей революционного пролетариата”. Это кодекс, призванный упорядочить и усмирить волну народной сексуальной свободы.
1. Не должно быть слишком раннего развития половой жизни в среде пролетариата
2. Необходимо половое воздержание до брака, а брак в состоянии полной социальной и биологической зрелости (20-25 лет)
3. Половая связь – лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.
4. Половой акт должен быть лишь конечным звеном в цепи глубоких и сложных переживаний, связывающий в данный момент любящих.
5. Половой акт не должен часто повторяться
6. Не надо часто менять половой объект. Поменьше полового разнообразия.
7. Любовь должна быть моногамной. Моноандрической (одна жена, один муж)
8. При всяком половом акте всегда надо помнить о возможности зарождения ребенка – вообще помнить о потомстве
9. Половой подбор должен строиться по линии классовой революционно-пролетарской целесообразности. В любовные отношения не должны вноситься элементы флирта, ухаживания, кокетства и прочие методы специально-полового завоевания
10. Не должно быть ревности.
11. Не должно быть половых извращений.
12. Класс в интересах революционной целесообразности, имеет право вмешаться в половую жизнь своих сочленов; половое должно во всем подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всем его обслуживая.
Довольно извращений
В 1926 г. разогнано веселое общество ”Долой стыд”: ”…мальчишки, зеваки шли толпами за адептами этого голого ордена. Потом московская милиция получила указания — и нагие фигуры женщин и мужчин исчезли с московских улиц”. (Из воспоминаний писателя Шаламова). Немой фильм ”Третья Мещанская (Любовь втроем)” 1927 г. — о жизни двух мужчин и одной женщины, основанный на реальных событиях, начинается вполне бравурно, в духе теории стакана воды, а заканчивается скорее на осуждающей ноте. В 1929 г. ”закрыт” жанр советского ню в фотографии и живописи. Вот и первые репрессии: один фотограф — в тюрьме ”за распространение порнографии”, другой выслан в ссылку, несколько лишены права профессиональной деятельности. Контроль ужесточался, свободы сужались. Это не было только идеологическим волевым решением, к этому вел простой здравый смысл. Понятно было, что грандиозный эксперимент провалился; процесс обернулся против себя. В 1934 г. вновь введено уголовное наказание за гомосексуализм. В 1936 г. запрещены аборты. Государство прибирало к рукам распоясавшихся граждан.
И что из этого вышло
Культурные границы становились все менее проницаемыми, уже опускалось то, что позже назовут ”железным занавесом”. А миру вокруг, ранее просто не разделявшему революционных идей, окончательно стало не до сексуальных экспериментов большевиков. Америка, провалившись в 1929 г. в Великую депрессию, к 1933–34 г. только вставала на ноги. Ей было не до секса — ни до своего, ни до заокеанского. Старушка-Европа жила как раньше и спала с кем раньше, не меняя привычек. Но в центре ее зрел фашизм. В Германии национал-социалисты поощряли жанр героической наготы, на фотографиях мускулистые арийцы метали копье и взлетали в небо с турника. В 1936 г. выходит фильм ”Олимпия” Лени Рифеншталь — гимн телу, призванному строить новое будущее. Но арийская нагота не означала вседозволенности. Если Россия начала революционную половую реформу с отрицания старого, то арийский сверхчеловек был обнажен согласно плану. К началу Второй мировой войны с сексуальными вольностями было окончательно покончено. В 1944 г. в СССР был принят указ о необходимости регистрировать браки и усложнена процедура развода, созданы комиссии, которым надо было объяснять его причину. На территории России надолго установилось то, что позже удостоилось знаменитой формулировки ”в СССР секса нет”. А в Европе, немного отошедшей от Второй мировой, люди хотели жить и радоваться жизни. Война показала, что откладывать плотские радости нельзя — человек смертен, и внезапно смертен. В 50-х годах пришла сексуальная революция; доступная контрацепция позволила сексу стать просто развлечением, а не началом череды тягостных обязательств. Как всегда, через каких-то десять лет европейский опыт докатился и до России. Хрущевская оттепель немного отпустила поводок: юбки стали короче, краски ярче, развод уже не всегда означал крушение карьеры, а кинематограф рассказывал истории о рождении внебрачных детей без особого осуждения. В это время в Штатах уже бушевало движение хиппи. Дети цветов, провозгласив свое ”Занимайтесь любовью, а не войной”, не ограничивали себя в проявлении чувств. Иной раз и публично. Наивные, они не знали, что во все эти коммуны с бесчисленными любовниками и общими детьми, семьи с нечетным количеством человек и идейно легкий секс Россия наигралась сорок лет назад. Подобная пальма первенства — сомнительный повод для гордости. Но так или иначе это часть истории. Сегодня, наверное, стоит порадоваться, что нам не пришлось жить в 1920-м и получать женщин из Бюро свободной любви по разнарядке. Еще неизвестно, какую выдадут. А отказаться, как вы помните, было нельзя.