Афганский рынок (45 фото)
— Гостиницу ищу. Вы не знаете, где тут гостиница? Сам я из России, из Москвы.
— Москва! — ребята буквально расцвели и засветились — Москва! Какой район?
— Измайлово.
— О! Измайлово! Я шеснадцатая парковая плитку клал, а брат мой бульвар Рокоссовского Камаз стройка водил. Один раз семь часов пробка стоял!
В Хорог мы приехали в двеннадцатом часу ночи. Навигатор водил нас по темным переулкам в поисках гостиницы, но гостиницы не хотели находиться.
— Да, пробки в Москве знатные. Вот вам в подарок открытка с московской пробкой, — я достал из набора одну из наших с Колей открыток, как раз с десятибальной пробкой на Садовом кольце. Я надеялся, что мужики отвяжутся, но ошибся. Московская фотография окончательно растопила их сердца.
— Ого, спасибо брат! — начали мужики крутить открытку в руках, пытаясь отгадать, где у нее верх, где низ. Одинокий фонарь скудно освещал переулок.
— Давай, — обратился один к другому, — давай, доставай, подарим брату. Второй товарищ засомневался, оглянулся по сторонам. Вокруг была тишина, городок спал.
— На, держи, брат, мы русских любим, Москва часто бываем! — и мне в ладонь лег средних размеров камушек гашиша.
— Хороший, афганский, качество отличный, бери брат!
К берегам реки Пяндж мы выехали, когда уже темнело. Очень хотелось есть и очень хотелось найти любой сервис, где специалисты смогли бы посмотреть, что там с нашей Каптивой. Что в ней гремело и зачем? Слева возвышались склоны гор, справа текла узкая, мутная река, которая никак не хотела в моей голове ассоциироваться с государственной границей двух стран. На другом берегу начинался Афганистан, до которого было рукой подать. Справа по борту мы наблюдали афганские деревушки и местных жителей.
В очередном населенном пункте мы нашли подобие автосервиса. Народ чинил видавшую виды развалюху в обычном гараже. Когда мы подъехали и поведали свои переживания о странном стуке в Каптиве, мужики побросали свои инструменты и с интересом начали изучать устройство Каптивы. Тут же быстро отдомкратили машину, сняли переднее правое колесо и подложили его под кузов в качестве страховки.
Диагноз установили быстро и точно — разболтался болт крепления стойки стабилизатора. Самый главный специалист приволок большую коробку с различными запчастями, какими-то деталями в масле, гайками, болтами, и вывалил все содержимое прямо на пыльную землю. Нам добавили еше одну шайбу, все как следует закрутили и вернули колесо на место. Стук пропал. Мы счастливые отблагодарили мужиков, расплатились и поехали дальше. Ремонт стоил 100 рублей.
Ваханская долина или Ваханский коридор — так называют одно из красивийщих мест на нашей земле. Живописная долина названа так по имени протекающей по ней реки Вахандарья, впадаюшей в легендарную пограничную реку Пяндж, которая разделяет между собой Таджикистан и Афганистан.
Во всем нашем памирском путешествии была одна большая якорная точка, к которой мы так спешили и жертвовали многими красивыми видами. Это был афганский базар, который проходит в четырех километрах от города Ишкошима и работает только раз в неделю.
От Хорога, где мы ночевали, до Ишкошима было сто километров, это примерно полтора-два часа езды. Поэтому мы встали пораньше, перекусили и отправились в путь. Нас ждал афганский базар!
Таджикские пограничники, Пяндж и горы Афганистана. Местами река протекала по узким каньонам...
А где-то река разливалась по широкой долине.
Остатки БТРа. Свиду корпус выглядит целым.
Мы гнали на рынок, за окном проплывал типичный афганский пейзаж.
Раз в неделю на нейтральной территории между двух стран (на автомобильных мостах или, как было в нашем случае, на небольшом острове) действуют афганские базары, куда может безвизово попасть любой желающий турист.
Утром каждую субботу сюда съезжаются автобусы, маршрутки и автомобили со всех кишлаков района таджикской стороны. Транспорт оставляют на специальной стихийной стоянке прямо на берегу.
На афганском берегу автомобилей я не заметил. Большинство афганцев привезли товар из ближайшего города (который тоже называется Ишкошим) на простых тележках, куда вместо лошадей впрягались сами.
Извозчики не участвовали в торговле и мирно отдыхали на своих повозках.
Вход и выход на базар для туристов бесплатный и безвизовый. Афганцы и таджики просто проходят мимо пограничников — местных жителей определяют по внешнему виду. У иностранцев военные забирают в залог паспорт и возвращают на выходе. А не страшно ли идти на нейтральную полосу с Афганистаном без паспорта, спросите вы? Да, есть немного )
Вход на рынок начинался с человеческой пробки. Воздух был пропитан запахом лука, сомнительных пирожков и еды, приготовленной на огне.
Признаться честно, это совсем не то, что мы ожидали увидеть. Мы рисовали в своем воображении старый красивый базар, где прожженные жизнью афганские мужики в традиционных одеждах торгуют коврами, кувшинами, сушеными фруктами, различными диковинными товарами собственного производства и так далее.
На деле этот рынок оказался обычной барахолкой, где доминирующая часть товара была произведена в соседнем Китае.
Памирцы в свою очередь приносили на продажу изделия еще советских времен: инструменты, запчасти, замки, подковы, колеса и подшипники (для тележек), веревки, ведра, тазы-кастрюли, батарейки и аккумуляторы, провода-розетки-выключатели, мешки и сумки. Афганцы все это охотно скупали. Также в дело прекрасно шли огурцы, картошка, помидоры, варенье, сухофрукты, крупа и сахар. Наиболее ходовой товаром были консервы и макароны.
Развалы с одеждой секонд хенд.
Теплая одежда и коврики.
Китайские тряпки и ковры. Я с трудом нашел и тут же купил небольшой коврик, сделанный в Афганистане.
Кроме всего прочего на рынке можно было купить подержанную обувь из Европы. Не обязательно только пару — товар продавался поштучно. Здесь же можно было найти убитую униформу НАТО, носки и даже галстуки.
Сами торговцы относились к иностранцам снисходительно и нейтрально, от камер не отворачивались.
Дедуля, завидев фотографа, демонстративно достал из кармана старое автомобильное зеркало и начал зачесывать волоски на лысине )
Кроме коврика мы накупили различных пледов, платков-арафаток и шапок-масудовок.
Там же на базаре мы рискнули отобедать. Плов был ничего, но для подстраховки, мы решили залить его чаем с афганской колой.
На базаре мы провели всего пару часов и вышли с легким чувством огорчения. Мы так спешили в Ишкошим из-за этого рынка, и совсем не таким интересным он оказался на самом деле.
Илья