Оживить «Мумию». Удивительная история создания фильма (19 фото)
Год: 1999
Страна: США
Режиссер: Стивен Соммерс
Жанр: фэнтези, боевик, приключения
Бюджет: $80 000 000
Сборы в США: $155 385 488
Сборы в мире: + $260 500 000 = $415 885 488
Конечно, вышедшая пятнадцать лет назад «Мумия» не является такой же культовой классикой как «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», точно так же какБрендан Фрэйзер не стал новым Харрисоном Фордом. Тем не менее, вряд ли кто-то из создателей картины мог бы быть недоволен ее итоговыми результатами, которые составили четыреста пятнадцать миллионов долларов кассовых сборов, сразу гарантировавших сиквел и сделавших фильм Стивена Соммерса самой кассовой приключенческой лентой 1990-х. Для самого же Соммерса «Мумия» в буквальном смысле слова стала спасительницей, вытащив его висевшую на волоске после провала«Подъема с глубины» карьеру.
В самом начале 1990-х продюсер Джеймс Джэкс задумал возродить одного из классических «монстров Universal», а именно — «Мумию». Студия не возражала, но при условии, что Джэкс сможет уложиться в небольшой десятимиллионный бюджет. Блокбастер с такими деньгами, разумеется, не получился бы, но их вполне хватило бы для небольшого хоррора.
И Джэкс предложил заняться этим проектом Клайву Баркеру. Незадолго до этого, при работе над «Восставшим из Ада III», Баркер уже предлагал использовать древний Египет в качестве источника происхождения таинственной шкатулки и первых Сенобитов. В итоге эта идея так и не была использована, но теперь у Баркера появилась возможность вернуться к этой теме и развить ее дальше.
Материал отснятый Баркером боссам ни капли не понравится. Сам Баркер как-то сказал, что молит богов о том, чтобы земля разверзлась и поглотила здание, где находится офис MPAA. Однако земля разверзлась не под зданием MPAA, а под самим Баркером. Universal первоначально была рада его участию, но когда продюсеры прочитали получившийся тритмент, то пришли в ужас и наотрез отказались рассматривать возможность постановки подобного фильма. Разумеется, после этого Баркер выбыл из проекта.
Но, как известно, в Голливуде пустое место недолго остается таковым. После ухода Баркера и отказа от его материала, кресло режиссера занял Джо Данте, а Джон Сэйлс иАлан Ормсби написали новый сценарий.
Большую часть их работы занимали любовные переживания главной героини, которая разрывалась между Имхотепом и ее новым другом археологом. Хелен гуляет с Майком, видит сны с Имхотепом, видит его во снах, затем встречает его в действительности — остальное же действие, по сути, заполняет промежутки между этими переживаниями. Благодаря этому мелодраматическому настроению создается стойкое ощущение, что будь фильм снят, то на выходе получился бы не триллер с элементами любовного фильма, а скорее любовный фильм с элементами мистического триллера.
Из-за этой неоднозначности Джо Данте очень понравилась работа Сэйлса и Ормсби и он всерьез подумывал попытаться пригласить Дэниэла Дэй-Льюиса на роль Имхотепа. Однако студия всё еще не хотела выходить за рамки низкобюджетного фильма и не собиралась выделять на картину больше пятнадцати миллионов долларов. А фильм по имевшемуся сценарию оценивался в сумму не меньше двадцати пяти миллионов — и студия не собиралась идти на компромисс.
В конце концов, Данте решил спасти фильм и отправился к своему приятелю Стивену Спилбергу, надеясь, что если ему понравится сценарий, то он сможет замолвить за него слово перед одной из самых больших шишек Universal — Сиду Шейнбергу, который некогда «открыл» самого Спилберга. Спилберг согласился помочь и дал скрипт Штейнбергу — но после прочтения тот прямо ответил, что он ему не нравится, так как, по его мнению, действие новой «Мумии» должно разворачиваться в начале XX века, а не в современности. Таким образом, попытка Данте провалилась, и он стал вторым режиссером, выбывшим из проекта.
«МУМИЯ» ДЖОРДЖА РОМЕРО
Все знают, что Джордж Ромеро отец современного зомби-жанра. Но в 1990-е он на некоторое время отошел от зомби-тематики и имел возможность снять фильм про немного другой вид воскресших мертвых... Но обо всем по порядку.
Первоначально Ромеро подписался под проект лишь в качестве сценариста, но с возможностью последующей режиссуры фильма. Начал он с основательной переделки предыдущего сценария, который в его интерпретации стал менее романтичным, зато более кровавым и близким к хоррору.
В принципе, как небольшая хоррор-история, разворачивающаяся в современном мире, — такая «Мумия» вполне могла быть достаточно успешной. Хотя, конечно, нельзя не отметить, что как персонаж, который по умолчанию считается злодеем, но в финале оказывается трагическим героем, Имхотеп явно заслужил куда большей проработки, чем позволил ему Ромеро.
Эта версия укладывалась в отпущенный бюджет, и Ромеро твердо нацелился снимать фильм. Однако в этот раз студию не устроила общая мрачность и жестокость сценария. Скрипт нужно было переписать, чтобы уменьшить количество насилия, и как раз в этот момент перед Ромеро встала новая проблема.
Дело в том, что параллельно с «Мумией» Ромеро некоторое время работал над проектом под названием Before I Wake. У него был заключен соответствующий контракт с MGM, однако производство фильма застопорилось, и Ромеро был абсолютно уверен, что его уже не будут снимать. Но за двенадцать дней до истечения контракта MGM официально уведомило его, что съемки фильма в любом случае состоятся, и Ромеро пришлось отказаться от дальнейшей работы над «Мумией», чтобы не нарушать контрактные обязательства. Ирония заключается в том, что Before I Wake в итоге так и не был запущен в производство — так что один не снятый фильм в итоге утянул за собой другой.
«МУМИЯ» СТИВЕНА СОММЕРСА
Некоторое время наработками Ромеро занимался Мик Гаррис, который пару раз переписал сценарий. Кроме того, продюсеры попытались уговорить Уэса Крэйвенавзять бразды проекта в свои руки — но тот отказался в пользу «Крика».
В итоге «Мумию» от попадания в производственный ад спас Стивен Соммерс, который чуть ли не с детства мечтал снять свою версию фильма 1932 года. Соммерс предложил тритмент для масштабного летнего блокбастера в духе Индианы Джонса. Для этого он выбрал удачный момент — на студии как раз поменялось руководство, и новые лица решили дать Соммерсу полный карт-бланш. В результате, фильм, который еще недавно не мог сдвинуться с места из-за невозможности вписаться в пятнадцатимиллионную смету, получил огромный бюджет в восемьдесят миллионов долларов.
И эти деньги были потрачены не зря. Фильм Соммерса, конечно, не мог порадовать особыми сюжетными изысками — зато он получился весьма бодрым, практически без провисаний и развлекающим зрителя на полную катушку. А что еще нужно от блокбастера? Только продолжения — а они были, также как и спин-офф, и его два direct-to-video сиквела.
Но, как известно, всё хорошее когда-нибудь заканчивается, и любая киносерия имеет свой предел прочности. Воссозданная Соммерсом франшиза нащупала этот предел в 2008 году, когда на экраны вышла куда менее успешная, чем ожидалось, «Мумия: Гробница императора драконов».
Брендан Фрейзер во время съёмок сцены повешения его героя потерял сознание и чуть не расстался с жизнью из-за того, что верёвка на его шее была чересчур туго затянута.
Для участия в съёмках был специально приглашён учёный-египтолог, который должен был на своём примере показывать актёрам правильное произношение отдельных древнеегипетских слов и целых фраз.
Сцены, в которых героиня Рэйчел Уайс облеплена крысами и саранчой, были сняты с использованием реальных животных и насекомых, а не с помощью компьютерной графики, как это часто бывает в таких случаях.
За исключением набедренной повязки и нескольких ювелирных украшений костюм Патрисии Веласкес (Анк Су Намун) полностью состоял из нательной краски, наложение которой занимало 14 часов.
В реальности Имхотеп был знаменитым архитектором, который разработал постройку первых египетских пирамид, в том числе пирамиду Джосера примерно за 2600 лет до нашей эры. Талант древнего архитектора был настолько велик, что позднее о нём говорили как о человеке произошедшем от богов. Его имя в переводе означает «тот, кто приходит с миром».
Съемки заброшенного города Хамунаптра проходили на отдельной съёмочной площадке, построенной в кратере потухшего вулкана поблизости от Эрфуда. Позднее другая обширная съёмочная площадка была сконструирована в павильонах британской Shepperton Studios, где были сняты сцены в подземных переходах и галереях Хамунаптры.
Съёмки сцен в порту Гизы прошли на съёмочной площадке длиной 183 метра, построенной в британских доках Чэтэма. На ней находились паровоз, три портовых крана, открытая двуконная повозка, четыре повозки с лошадьми, ослы, мулы, ряды восточного базара с торговцами в арабской одежде и комната для 300 участников массовки.
Персонаж Ардет Бэя (вождя меджаев) по первоначальному варианту сценария должен был погибнуть в конце фильме, но режиссёр Стивен Соммерс настоял на том, что его судьба была изменена.
Главная роль Рика О’Коннора изначально была предложена Сильвестру Сталлоне, который практически сразу же отказался от проекта, ссылаясь на напряженный рабочий график. Также роль была предложена таким известным актерам, как Том Круз, Бред Питт и Мэтт Деймон.
Награды и премии
В 2000 году «Мумия» стала номинантом многих известных кинопремий, а за «Лучший грим» получила престижную награду «Сатурн». На получение высшей кинопремии «Оскар» фильм был представлен в номинации «Лучший звук». На премию канала «MTV» картина номинировалась в категории «Лучшая экшен-сцена». На получение премии Британской академии «BAFTA» постановка выдвигалась в категории «Лучшие визуальные эффекты». Претендуя на престижную кинопремию «Сатурн», фильм отметился в девяти номинациях: «Лучший фэнтези-фильм», «Лучший режиссер» в лице Стивена Соммерса, «Лучший актер» и «Лучшая актриса» (соответственно актеры Брендан Фрейзер и Рейчел Вайс). Фильм также номинировался по техническим категориям, таким как «Лучшие костюмы», «Лучшие спецэффекты», «Лучшая музыка» и «Лучший сценарий».
В этот раз студии Universal хватило всего четыре года, чтобы объявить о планах по очередному перезапуску «Мумии*». Правда, пока не слишком успешном, ибо за истекшие два года, проект уже сменил несколько режиссеров, и до сих пор непонятно, есть ли у продюсеров устраивающий их сценарий. Но, если вспомнить, что на предыдущий перезапуск потребовалось почти десять лет, это кажется сущими мелочами.
Пожалуй, было бы весьма символично, если бы в этот раз ситуация тоже развернулась на 180 градусов, и вместо огромного блокбастера, в итоге мы бы получили более камерный и мрачный фильм. Правда, судя по последним новостям, продюсеры, которые изначально намекали на что-то подобное, поменяли свое мнение и решили снова делать большой фильм для всей семьи. Впрочем, не будем забегать вперед: кто знает, какие еще перипетии переживет проект, прежде чем дойдет до больших экранов?