Panzer Vorwärts! Танки, вперед! История панцерваффе. Часть 1 (22 фото)
Сразу предупреждаю – я не за «наших» и не за «ихних». Я хочу показать «факты, только факты и ничего кроме фактов».
Рассказ о немецких танках времен войны следует начать издалека – с 1919 года. К моменту окончания ПМВ Германия уже строила собственные танки – А7V, Lk II и удостоилась «чести» на собственных войсках испытать все прелести нового вида оружия. После окончания ПМВ, согласно Версальского мирному договору, Германия лишалась, помимо всего прочего, права разрабатывать и строить танки. Однако, Генеральный Штаб рейхсвера (так назывались вооруженные силы Германии вплоть до прихода к власти Гитлера) мягко говоря «недовоевал» и поэтому много сил и средств тратил на создание и совершенствование новых видов оружия. Ну а что бы инспекторы из Франции и Англии – стран, победивших в ПМВ, сильно не нервничали, новые образцы вооружения испытывались где-нибудь подальше – например, на территории объекта «Кама» в СССР и носили название «трактор».
В 1925 году фирмы Daimler-Benz, Rheinmetall-Borsig и Krupp получили заказ от военного ведомства на постройку опытного танка. Первоначально проект назывался Armeewagen 20 (армейская машина), но через некоторое время его заменили на Grosstraktor (большой трактор).
Военные предъявили к новой машине следующие требования: вес до 15 тонн, толщина брони 6-14 мм, скорость 40 км/час, основное вооружение 75-мм пушка KwK L/24, установленная во вращающейся башне. Танк должен был преодолевать следующие препятствия: стенку высотой 1 метр, угол подъема 30 град., брод глубиной 0,8 метра, кроме того предусматривалась возможность плавать. Каждая фирма должна была изготовить по два прототипа из неброневой стали.
Тербованием военных была взаимозаменяемость узлов, поэтому танки были очень похожи – на даймлеровских и рейнметалловских танках стояли одинаковые башни, разработанные фирмой Rheinmetall.
Все танки имели общую компоновку. Впереди размещалось отделение управления. В нем находились водитель и радист. Для них на крыше корпуса располагались бронированные колпаки со смотровыми щелями. Напротив радиста в корпусе было предусмотрено отверстие для курсового пулемета. Следом шло боевое отделение. В башне конической формы устанавливалась 75 мм пушка и спаренный с ней 7,92 мм пулемет. Здесь располагались командир, наводчик и заряжающий. В средней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение. На корме стояла вторая башня с пулеметом. В ней сидел один стрелок. Экипаж танков состоял из 6 человек. Гусеницы по типу британских ромбов опоясывали весь корпус по периметру (тогда считалось, что только такой вид ходовой части обеспечит максимальную проходимость). Ведущее колесо заднего расположения. Ходовая часть прикрывалась массивными бортовыми экранами. Корпуса танков были достаточно громоздкими, скорее всего для придания плавучести. Отличия между машинами заключались в разных ходовых частях (так, прототип Rheinmetall имел катки, сдвоенные попарно, у танка Daimler-Benz было два независимых катка спереди и один – сзади, на танке фирмы Krupp было всего два независимых катка). Ведущее колесо – сзади. Кроме этого, машины незначительно отличались двигателями. Испытания танков прошли не очень гладко – постоянно спадали гусеницы, были проблемы с трансмиссией и двигателями. Однако, в ходе испытаний были получены важные результаты – стало понятно, что авиационный двигатель малопригоден для танка, нужна иная форма ходовой и т.п.
На рисунке - Grosstraktor I (прототип фирмы Daimler-Benz)
На рисунке - Grosstraktor II (прототип фирмы Rheinmetall-Borsig)
На рисунке - Grosstraktor III (прототип фирмы Krupp)
После прихода Гитлера к власти, объект «Кама» был закрыт и все оборудование вывезено в Германию. Там «гросстрактора» прожили еще несколько лет, в качестве памятников и учебных макетов.
На фото - Grosstraktor (Rheinmetall-Borsig) в качестве памятника на территории 1-го танкового полка в г.Эрфурт
На фото - Grosstraktor (Rheinmetall-Borsig) с поручневой антеной
На этом "гросстракторе", что на фото установлено экспериментальное вооружение 75мм и 37мм пушки в одной маске. Доработанный вариант такой спарки практически использовался на трехбашенных танках Neubaufahrzeug NbFz
Следом за «большим трактором» последовал «малый/легкий трактор» – «Leichttraktor».
Задание на разработку этого типа танка было дано весной 1928 года. Военные хотели получить танк стоимостью не более 50000 немецких марок, массой до 7,5 тонн, с противопульной броней. Экипаж - четыре человека. Вооружение - 37мм пушка и 7,92мм пулемет во вращающейся башне. Средняя скорость - по шоссе 25-30 км/час, по пересеченной местности 20 км/час. Запас хода - не менее 150 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема - 31 градус, высота стенки - 0,6м, ширина рва - 1,5м, глубина брода - 0,6м. Танк должен был оснащаться радиостанцией и иметь оборудование противохимической защиты и постановки дымовых завес. Необязательным, но желательным условием являлось умение плавать, с помощью съемных устройств. Еще одно важное требование заключалось в использовании двигателей и трансмиссии уже освоенных германской промышленностью.
За разработку нового танка принялись фирмы Krupp и Rheinmetall, которые в ходе работы тесно сотрудничали друг с другом. Для обоих прототипов танков башни иготавливались фирмой Rheinmetall. По сути, эти машины являлись модификацией легких танков LK-I и LK-II, которые проектировались в Германии в конце Первой мировой войны, но в серийное производство пойти не успели.
Leichttraktor фирмы Rheinmetall имел компоновку с передним расположением моторного отделения. Отделение управления и башня находились в задней части машины. Корпус клепано-сварной, с толщиной брони от 5 до 14 мм. Вооружение 37-мм пушка с длиной ствола 45 калибров и 7,92-мм пулемет. Вертикальный угол наведения от -7 до +25 градусов. Боекомплект: 150 снарядов и 3000 патронов. По периметру корпуса шла рамочная антенн.
«Трактор» Круппа отличался незначительно.
На фото - Leichttraktor фирмы Krupp во время прохождения испытаний в СССР.
На фото - Leichttraktor фирмы Rheinmetall. Первоначальный вариант в 1930 году.
В 1933 году фирма Rheinmetall оснастила один свой Leichttraktor новой ходовой частью. Теперь с каждой стороны танка располагалось четыре опорных катка среднего диаметра с индивидуальной подвеской и три поддерживающих катка. В недалеком будущем ходовая часть с индивидуальной подвеской опорных катков будет применена на танках Pz.Kpfw. II Ausf С.
Все Leichttraktor`ы прослужили очень недолго и, в основном, в качестве памятников.
На фото - Leichttraktor фирмы Rheinmetall с новой ходовой частью.
Кроме этого, в Германии разрабатывались проекты легких САУ на базе тракторов Hamomag. Эти САУ представляли собой легкобронированный трактор Hamomag с тумбовой установкой либо легкой противотанковой пушки калибром 37 мм (was 3.7cm WD Schlepper 25PS), либо легкой 77 мм полевой пушки (7.7cm WD Schlepper 50PS). Разработка и принятие на вооружение этих машин состоялось в 1927 году., использовались эти машины в первую очередь для обучения. (Увы, фото этих машин в нормальном качестве я не нашел)
Вообще, рейхсвер использовал все мыслимые возможности для обучения своих войск, в особенности будущих танкистов. Нередко в качестве «учебных пособий» выступали фанерные эрзацы.
На фото - фанерные танки на учениях рейхсвера. Пока фанерные.
В 1931 году генерал-майор Освальд Луц, иснпектор автомобильных войск рейхсвера объявил конкурс на создание танка весом не более 5000 кг для использования его в учебных целях (единственная поблажка Версаля). В конкурсе приняли участие фирмы Krupp, Daimler-Benz, MAN и Rheinmetall. В результате был выбран прототип Krupp (если быть точным, то фирма имела почти готовую машину и могла приступить к выпуску танков немедленно). Танк пошел в серию в конце 1933 – начале 1934 года под названием Pz.kpfw I AusF A (далее будут использованы более короткие сокращения – Pz 1, например). В ходе выпуска стало понятно, что двигатель, установленный на танке слаб (всего 60 л.с.) и его заменили на 100 сильный Maybah, сама машина стала чуть длиннее, были установлены пулеметы MG-34 вместо MG-17, слегка изменили ходовую. Так же поставили приемо-передатчик Fu5. В результате новая машина получила обозначение Pz I AusF В. Броня на всех модификациях – противопульная, гомогенная. Это довольно редкий случай для немцев – на большинстве остальных машин ставилась гетерогенная (поверхностно-закаленная или цементированная) броня.
Выбор пулеметов в качестве оружия для танка в то время не был чем-то экстраординарным. Считалось, что для легкого танка этого достаточно, особенно при условии, что главная цель этих танков – пехота и небронированные цели.
На фото - первый серийный Pz I AusF А
На фото - Pz I AusF В
Это не монтаж. Это реальное фото, с реальными размерами танка и танкиста)
В таком виде эти машины и пошли в бой. Первые же бои в Испании с республиканскими танками показали, что вооружение танков никуда не годиться. Да, пулемет пробивал Т-26 и БТ с расстояния 150-200 м. На это советские танкисты ответили стрельбой из пушек с расстояния в 700 – 800 м. Кроме этого, неудачная конструкция кормы танка работала как «гранатоуловитель». Там же, в Испании, была предпринята попытка усилить вооружение танка, установив на нем 20 мм пушку Breda. Однако точно неизвестно, сколько танков переоборудовали таким образом, да и башня Pz I была слишком маленькой для установки более серьезного оружия.
На фото - на заднем плане Pz I с 20 мм пушкой. Кстати, немецкие танки из-за своего камуфляжа носили в Испании прозвище "негрилло"
Ничуть не лучше Pz I проявили себя и в остальных компаниях вермахта (так стала называться немецкая армия после прихода Гитлера). И в Польше, и во Франции – везде «единички» несли тяжелые потери при встрече с танками противника, от огня противотанковой артиллерии. А трясло в них так, что танкисты теряли ориентацию и попадали в плен прото потому, что уже ничего не соображали.
Использовались Pz I в ходе войны с СССР, но по большей части как «тачанка с пулеметом» для охраны штабов, полицейских функций и т.п. Побывали они и в Африке, с аналогичным результатом.
На фото - Pz I, подбитый польской артиллерией
На фото - плавающий вариант PZ.1 Ausf. В на выставке трофейной техники в ЦПКиО имени Горького. Москва, 1945 год. Обращает на себя внимание форма надгусеничных полок, не характерная для « сухопутных» машин
В 1939 году было Управлением Вооружений принято решение о создании легкого танка «нового типа» для воздушно-десантных войск. В результате был разработан Pz I nА VK 601 (nА – neuer Агk – новый тип). Собственно с «единичкой» этот танк имел только общее название. Была сделана ходовая часть нового типа – с шахматным расположением катков, усилена броня (до 30 мм), установлено новое вооружение – 20 мм автоматическая пушка EW 141 и спаренный с ней пулемет MG 34. Но было построено не более полусотни машин.
На фото - Pz I nА VK 601
Тогда же, в 1939 году было решено усилить броню танка. Но, поскольку задание было весьма расплывчатым, новая машина увидела свет только в 1942 году. Корпус нового танка, получившего обозначение Pz I nА vers (verstarkt - усиленный) VK 1801, спроектировала фирма Dаimlег-Вепz. В лобовой части толщина бронелистов достигала 80 мм. Машина получила очень широкие гусеницы и «шахматное» расположение катков. Всего выпустили 30 таких машин.
На фото - Pz I nА vers (verstarkt - усиленный) VK 1801 в Кубинке
Кроме собственно танков, на базе Pz I был создан командирский танк Кl. Рz. Вf. Wg – Кleineг Раnzегbеfеhlswаgеп (малая бронированная командирская машина), которая выпускалась как на шасси «А», так и на шасси «В». Основнй особенностью этих машин было наличие более мощного радиооборудования – приемопередающей радиостанции Fu 6 с дальностью действия 13 км.
На фото - Кl. Рz. Вf. Wg с поручневой антенной
На фото - Кl. Рz. Вf. Wg
Кроме этого, на базе «единички» выпускались и САУ – Panzerjager I с чешской 47 мм противотанковой пушкой и 15 cm sIG 33 Sft. auf PzКpfw.I Ausf.B или «Bison» («Бизон») со 150 мм пехотным орудием.
Но рассказ о них – впереди.
На фото - Panzerjager I
На фото - 15 cm sIG 33 Sft. auf PzКpfw.I Ausf.B или «Bison» («Бизон»). Эта САУ называется "Alter Fritz"/"Старый Фриц", 706 рота тяжелых пехотных орудий во Франции
Pz.kpfw I был обыкновенным танком начала 30-х годов – не хуже и не лучше своих «одногодков» со своими достоинствами и недостатками. Несмотря на недостатки, слабость вооружения и брони «единички» сделали свое дело – они позволили насытить армию танками и создать весьма эффективный инструмент «молниеносной войны» - панцер-дивизии, сокрушивших Европу и почти сокрушивших Советский Союз.