Судьба сверхзвукового Ту-144 СССР-77106 (70 фото)
Работа волонтеров в Музее ВВС началась 10 лет назад, 18 июня 2005 года. Тогда, накануне проведения авиашоу «Летающие легенды», руководство музея допустило добровольцев к помывке самолета. Собравшиеся почти 50 человек, предварительно закупив в ближайшем магазине ведра, тряпки и щетки, смогли отмыть фюзеляж от толстого слоя грязи.
Как водится, праздник отгремел, и все вернулось бы на круги своя, если бы не понимание ценности одного из крупнейших в мире авиационных Музеев и решительное желание не допустить повторения судьбы Ходынки.
Эти благородные мотивы объединили десятки людей: новоиспеченная организация добровольных помощников Музея ВВС пополняла свои ряды специалистами, обладающими ценными знаниями, и бескорыстными любителями авиации, которые быстро набирали опыт в реставрационном деле.
Это совершенно разные люди – по возрасту, полу, образованию, профессии. Например, именно благодаря терпению и усердию представительниц прекрасного пола удалось вычистить тонны грязи из салонов восстанавливаемых экспонатов, провести перетяжку кресел, фасовку силикагеля и сделать многое другое. Словом, работа находилась для каждого, а уж энтузиазма было не занимать.
По мере накопления авторитета в глазах музейной администрации, добровольным помощникам стали доверять все более ответственные процедуры и, в конце концов, допустили и до самих экспонатов.
История самолета Ту-144 СССР-77106 (№04-1)
Ту-144 №04-1 (первый самолет четвертой серии) был построен в Воронеже в 1975 году. В воздух поднялся 4 марта, командир воздушного судна – заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза А.И.Вобликов. Отрабатывался директорный заход на посадку, автоматическая система управления, автомат тяги и другие агрегаты.
Зимой того же года, не дожидаясь окончания государственных испытаний, начались эксплуатационные рейсы из Москвы в Алма-Ату. Смешанные экипажи МГА, МАП и ЖЛИиДБ Туполевской фирмы, работники аэропортов и служб УВД учились эксплуатировать новое поколение лайнеров, обслуживать его и вводить в строй.
Лидером программы выступал СССР-77106, выполнивший первый рейс в Алма-Ату 26 декабря 1975 года. На помощь ему впоследствии пришел еще один аналогичный борт. Возили почту, грузы, технический персонал, представителей прессы и работников многочисленных смежных предприятий. Затем начались регулярные полеты и для обычных пассажиров, а на 77106 продолжили испытания по доводке систем кондиционирования, топливной системы и т.д. В общей сложности самолет налетал 582 часа. Свою карьеру он закончил 29 февраля 1980 года, когда экипаж Г.Воронченко перегнал его в Музей ВВС в Монино, где он и остался навсегда:
Разруха
Проведя первые работы на самолете накануне авиашоу, энтузиасты не забросили «тушку». Всю снежную зиму 2005-2006 года машину очищали от снега. А по весне приняли непростое, но ответственное решение – восстановить интерьер кабины и пассажирского салона.
Почему решение было непростым? Глазам волонтеров предстало зрелище чудовищной разрухи. Охотники за цветными металлами, да и просто вандалы, раскурочили и разворовали всё, что только можно было. Кабина лишилась большинства приборов.
Причем почти все приборы были уникальны и найти их сейчас, даже на черном рынке, не представляется возможным.
Обшивку в поисках «нужного» варварски разрывали, и первое время с потолка свисала куча проводов и пластика, затрудняя даже проход по салону.
Помимо рукотворного бедствия, повсеместно обнаруживались следы пагубного воздействия природно-климатических факторов. Остекление за несколько десятков лет помутнело, поролон в сиденьях сгнил и выкрошился. Еще страшнее то, что под слоями кустарно нанесенной краски возникли очаги коррозии.
Но глаза боятся, да руки делают. И усилиями волонтеров, при поддержке специалистов отрасли, ряда крупных компаний, и без помощи со стороны администрации музея, работа закипела. Целый год из салона и кабины выгребали мусор, мыли, чистили от снега и наводили хоть какой-то порядок. После этого настал черед восстановительных работ.
Документация
Для квалифицированного проведения реставрационных работ нужно было узнать о конструкции самолета все, или почти все.
Ценнейшая техническая документация была найдена в музейной библиотеке. Часть документов предоставил «Аэрофлот».
Письма, связи, контакты
Почти десять лет потребовалось на устранение того, что несколько вандалов сотворили за считанные дни. Конечно, при наличии хоть каких-то финансовых средств, многие работы могли бы проводиться по принципу аутсорсинга, а не силами малочисленной волонтерской бригады. Но о достаточном финансировании пока приходится только мечтать.
В связи с тем, что двигаться самостоятельно дальше в таком серьезном и масштабном проекте, как реставрация огромного реактивного лайнера, было невозможно без профессиональной поддержки и знаний, писалось очень много писем в организации, имеющие непосредственное отношение к созданию Ту-144.
Основным партнером по Ту-144 77106 стал Алексей Николаевич Амелюшкин, широко известный в узких кругах как спаситель и хранитель двух последних сохранившихся в Жуковском Ту-144Д 77114 и 77115.
Большое содействие оказал «Аэрофлот». Авиакомпанией было передано в музей немало ценного оборудования со старых списанных «тушек», включая так необходимые запчасти, предметы интерьера советских самолетов, бортовые огнетушители, инструмент и т.д.
Трапы и стремянки
Для проведения даже простейших работ на самолете необходим комплект стремянок. А для того, чтобы организовать посещение салона во время Дня открытых дверей, необходимы настоящие трапы.
Руководство «Яковлева» подарило музею две стремянки, одна из которых – с подъемом площадки до 8 метров. Такая стремянка входила в состав наземного оборудования Ту-144 и предназначалась для доступа на верхнюю часть фюзеляжа. Именно с нее можно обеспечить помывку «крыши» и нормальный доступ к механизму передних крылышек.
Аэропорты «Внуково» и «Домодедово» оказали музею помощь, выделив по два списанных, но вполне ремонтируемых и пригодных к дальнейшему использованию самоходных трапа.
Своими силами за несколько сезонов был сооружен бетонный карман для трапа.
Теперь появилась возможность обеспечить «цивилизованный» доступ в салон самолета.
Шасси
За годы экспонирования давление в пневматиках колес практически исчезло и самолет «сел на обода». Резина для Ту-144 уникальна и давно уже не выпускается, но со временем из Жуковского смогли доставить старые использованные шины, снятые с Ту-144ЛЛ.
В избежание дальнейшей деформации пневматиков, в 2010 году самолет установили на специальные подставки.
Под переднюю опору, из под которой бетонная плита после дождей стала «уплывать» в сторону и грозила перекосить самолет, уложили большой швеллер, а позже с помощью трактора подвинули плиту на место.
Пока самолет уверенно стоит на середине плиты. Вполне возможно, что в будущем придется повторить процедуру при необходимости.
Не сразу, но энтузиастам удалось вернуться к отложенному ранее вопросу реставрации колес. Колеса в свое время поменяли, но и они далеко не новые. Магниевые диски помаленьку кушает коррозия.
Поэтому очаги пришлось буквально спиливать болгарками, изъяны шпаклевать, диски – шлифовать, а затем все грунтовать протравным и эпоксидными грунтами и готовить под покраску.
Сейчас шасси выглядят так:
Стойку тоже красили сами.
Посадочные фары для передней стойки шасси предоставила фирма Туполева.
Иллюминаторы
Остекление салонов и носа за 30 лет стоянки под палящим солнцем совершенно потеряло прозрачность, помутнело и пожелтело. Каждый иллюминатор из новейшего в то время оргстекла Э-2, предназначенного для эксплуатации в условиях высоких температурных и скоростных нагружений, был подвергнут шкурению с последующей полировкой. Работали в полной химзащите, так как стекло Э-2 содержит фтор. Разумеется, в первозданный вид их привести уже невозможно, но теперь хоть стало видно, что происходит внутри и снаружи лайнера.
Кабина
Охотники за цветными металлами в процессе грабежа разворотили центральный пульт. Откручивать его им было лень, поэтому выдрали всё ценное «с мясом». В жалком состоянии находились и кресла пилотов.
Полученные от партнеров приборы позволили примерно на 60% укомплектовать разграбленные приборные доски в кабине экипажа. Кое-что из старого запаса нашли в Жуковском у туполевцев, а что-то пришлось покупать у барыг за баснословные деньги. Несмотря на пожертвования посетителей, 90% средств по-прежнему вкладывались из личных денег волонтеров.
На остальные указатели, индикаторы и пульты поставили зеленые заглушки. Зрелище было не особо оптимистичное. Получилось примерно так.
Выгнутый и помятый корпус центральной консоли полностью сняли, разобрав при этом полсамолета. Волонтерам пришлось освоить профессию жестянщика и покрасчика.
Однако результат того стоил.
Деформированную и не подлежащую восстановлению ручку открывания форточки в кабине сделали с помощью 3D-принтера.
Однажды, зайдя в кабину для проверки состояния, обнаружили последствие очередных киносъемок на борту, которые любезно организовывал музей. Безымянный вандал-телевизионщик поиграл в летчика. Кнопка на штурвале, на самом видном месте, была уничтожена. Замены, естественно, нет.
Похожая кнопка была найдена в магазине радиодеталей, а гравировку делали на фрезерном станке с ЧПУ.
Требовали реставрации кресла пилотов. Краска на них облезла, кожаная обивка вытерлась, мягкие части подушки сгнили, а механизмы заедали. На демонтаж одного кресла уходил целый день.
С деталей каркаса кресла смывалась старая краска. Неимоверными усилиями все многочисленные узлы были вновь собраны, и публике предстала внушительная конструкция с кожаными подушками, откидными подлокотниками и рельефной выделкой чехлов на манер спортивных авто.
Специально для вандалов и мародеров хотелось бы отметить, что все закупленные приборы на борту не остаются. По окончании праздников все ценное немедленно снимается и хранится под замком.
Февраль 2015:
Салоны
Параллельно шли работы по пассажирским салонам. Поскольку весь огромный лайнер силами волонтеров отреставрировать было невозможно, решили сконцентрироваться на первом салоне «люкс» и втором, малом салоне туристского класса. Нужно было заменить обивку, порезанную вандалами, починить шторки на иллюминаторах, восстановить разбитые пульты индивидуального обслуживания пассажиров. Что-то частично заимствовали с третьего, самого большого салона.
2005. Почти за 40 лет поролон внутри сидений сгнил, рассыпаясь на пол липкой крошкой, обивка замусолилась и обвисла, откидные столики исчезли.
Блоки кресел поочередно демонтировали и ремонтировали в ангаре, потратив на это почти целое состояние из личных средств.
Комплект столиков для «люкса» нашелся на фирме «Туполева», но они пообещали сделать новые с нуля.
Оригинальные «антимакасары» (салфетки-подголовники) предоставил «Аэрофлот».
Материал внутренней облицовки, подходящий для ремонта панелей салона, нашелся на автомобильном заводе.
Облезлый пол пассажирских салонов убрали ковролином, а подаренные «Аэрофлотом» излишки ковровых дорожек легли в проходе между креслами (во время работы они временно убираются).
Третий салон
Третий, самый большой пассажирский салон в целом сохранился за исключением деталей: полностью сгнил поролон сидений, а большинство пультов-нумераторов оказались разбиты.
Целые панели ушли на комплектацию первого и второго салонов, а остальные были выломаны.
Одна из небольших частных компаний согласилась выточить пресс-форму и отштамповать партию деталей взамен разбитых по себестоимости, счет оплатил музей.
Эпопея с подгонкой и установкой новых панелей затянулась на три года. Нужно было прорезать некоторые отверстия, не поддающиеся литью, разделить детали на левый и правый борт, зашпаклевать утяжины, подогнать по месту, загрунтовать, покрасить и собрать.
Часть оригинальных кнопок вызова бортпроводника была утрачена, их вместе с крышками пультов пришлось заменять новоделами. Вначале все тщательно обезжирили, затем тонкий слой праймера по пластику и три слоя двухкомпонентной краски с промежуточной просушкой каждого слоя.
Ту-144 77106 Монино
Всего было изготовлено около полусотни панелей.
Получились как живые.
Начинение новым поролоном кресел третьего салона заняло весь 2014 год и начало 2015 и буквально неделю назад салон укомплектовали полностью!
Восстановлены все 120 кресел экономического класса. Каждый чехол был подписан и впоследствии кресло стоит на своем историческом месте. Вместе с материалом и транспортировкой реставрация кресел обошлась в 120 тысяч рублей.
Одно откидное кресло оставили в первоначальном виде, чтобы можно было сравнить как все выглядело до реставрации.
Носовая часть
С самого начала реставрации было желание привести самолет в более зрелищную посадочную конфигурацию с опущенным носом и выпущенными крылышками. После длительных работ по промывке, смазке и реанимации всех устройств, удалось вручную с помощью резервного механизма опустить нос самолета.
Затем была отлажена электрическая система, и теперь передние крылья выпускаются и убираются, встают на замки, концевые выключатели своевременно срабатывают и моторы выключаются.
Работа не прекращается
Из месяца в месяц самолет преображается, и изменения видны повсеместно. Только за прошлый год восстановлена работоспособность датчиков указателей температуры воздуха в салонах. Начата работа по установке нового силового распределительного щита, через который самолет будет запитываться электроэнергией.
Как и было в оригинале, управление светом будет осуществляться со щитков бортпроводников. Будут реализованы режимы 50% и 100% мощности, а также дежурный свет. Последний работал от сети 28 Вольт и со временем будет восстановлен в оригинале, пока же оживлена примерно половина лампочек.
Постоянная забота
Во время сильных снегопадов крыло Ту-144 площадью 500 квадратных метров покрывается очень тяжелой снеговой шапкой. А во время оттепели, пропитавшись водой, огромная масса снега может нарушить центровку и поставить самолет «на дыбы». Поэтому зимой особенно важно регулярно проводить очистку самолета от снега. Бригада из трех волонтеров, вооруженных лопатами, тратит почти весь световой день на очистку крыла.
Еще одна беда – сырость. В ходе восстановительных работ при снятии потолочных панелей была обнаружена влага под теплоизоляцией, обшивка фюзеляжа изнутри пропитана водой. В этих условиях неизбежно возникают очаги коррозии, грозящие уничтожить лайнер.
Чтобы избавиться от сырости, которая появляется внутри Ту-144 в периоды оттепели, было закуплено несколько сотен килограммов силикагеля, который своими силами волонтеры фасовали в хлопчатобумажные мешочки, заботливо сшитые девушками из старых простыней и наволочек. Мешочки равномерно разложены в салоне по багажным полкам, карманам кресел, шкафам и пазухам.
Но первоначальные меры по осушению самолета не решили проблему. Еженедельный прогрев салона моторным подогревателем МП-85, известным как «Горыныч», не смог изгнать влагу.
Тогда в конце 2013-го был запущен проект на boomstarter.ru по приобретению специального промышленного осушителя воздуха. и нужную сумму собрали.
За неполный день работы в закупленных осушителях собралось по литру воды. Эти два литра могли бы точить самолет изнутри.
Показать товар лицом
После перелета в Монино в начале 1980 года на протяжении почти 30 лет посетители музея не имели возможности осмотреть салон. Впервые Ту-144 раскрыл двери для посетителей во время проведения Дня открытых дверей 9 мая 2009 года. И для многочисленных посетителей, и для самих волонтеров этот день был праздничным вдвойне – была одержана победа над забвением и разрушением.
Доукомплектованная кабина встречала посетителей гулом вентилятора над приборной доской, тиканьем авиационных часов и светом лампочек. Гости смогли увидеть салон «люкс» и второй салон, где как раз перед праздниками перетянули обивку на креслах.
Есть желание сделать полноценную экспозицию, которая бы позволила окунуться в эпоху больших стремительных машин и покорения «пространства и простора». Сначала сделали плакат, который привлекал внимание посетителей. Почти никто мимо не проходил, смотрели, читали, интересовались.
В планах сделать информационные щиты с историей самолета и историей процесса реставрации.
Кроме того, ведется сбор (принимается в дар или, в крайнем случае, покупается по минимальной стоимости) атрибутика "Аэрофлота" СССР эпохи Ту-144. Так что, если у Вас есть элементы униформы времен конца 1960 – начала 1980 годов, а также форменные головные уборы, погоны и знаки различия, пуговицы, авиабилеты, багажные бирки, этикетки, бортовая посуда – их можно передать волонтерам для пополнения экспозиции. Также будут полезны и «прижизненные» фотографии Ту-144, особенно борта СССР-77106.
Не все проблемы можно смыть
Помывка Ту-144 в его нынешнем виде – палка о двух концах. С одной стороны, смывается грязь. А с другой, состояние лакокрасочного покрытия за годы стоянки под открытым небом таково, что краска слетает вместе с грязью, а местами уже видны следы коррозии.
К сожалению, краска на самолете окончательно потеряла свою структуру, и грязь впитывается в нее как в губку. Приходится брать в руки швабры, ведра с водой, стиральный порошок, и драить с нажимом вручную.
Однако бесконечно это продолжаться не может – самолету необходимо полномасштабное восстановление лакокрасочного покрытия.
Потребуется застройка самолета лесами, полная шлифовка старой краски, нанесение протравного грунта, затем свежий праймер и окраска.>
Учитывая ранее проведенные работы по кабине, салонам, шасси и иллюминаторам, есть все шансы довести экспонат до хорошего мирового уровня – не хуже, чем в немецком Зинсхайме. Однако, если предыдущие работы удавалось финансировать преимущественно своими силами, то теперь цена вопроса – минимум 3 миллиона рублей, и то, в докризисных ценах.
Требуется помощь!
Единственным двигателем всех изменений к лучшему является участие неравнодушных людей. Практически все работы выполнены не только руками волонтеров, но и, в значительной мере, на их собственные средства. Конечно, важную роль сыграли и пожертвования посетителей музея.
Конечно, хочется, чтобы на работу выделяли средства владельцы самолета – Военно-воздушные силы, или же администрация Щелковского района, на территории которого находится музей. Однако пока обращения к чиновникам результата не принесли.
Вместо послесловия
Десять лет назад группа энтузиастов взялась за огромное дело – сохранение для истории уникального самолета Ту-144, хранящегося в подмосковном Монино, на территории Центрального музея Военно-воздушных сил. Это были тяжелые годы, но команда единомышленников смогла пройти через все испытания и спасла самолет.
Сегодня нужно сделать следующий шаг: воссоздать изначальный облик машины и подарить всем любителям авиации возможность увидеть один из самых красивых и технически совершенных лайнеров XX века.
Оказать посильное содействие делу может каждый, как личным участием, так и денежным пожертвованием. Даже небольшой перевод поможет восстановить утраченные детали интерьера, позволит предотвратить развитие коррозии.
Для того, чтобы сделать пожертвование, Вы можете воспользоваться самым удобным для себя способом:
Карта Сбербанка: 4276 3800 2643 0319
WebMoney: R247810626609
Яндекс.Деньги: 410011623912066
Также:
Нужны любые артефакты, связанные с Ту-144 и вообще, отечественной ГА 1970-х годов.
Нужны материалы и помощь профессионалов на перетяжку многих поврежденных панелей облицовки салона, нужна помощь композитчиков в ремонте композитных обтекателей антенн (разрушаются), нужны деньги на покраску еще одного пассажирского трапа.
Нужна списанная аэродромная техника, стремянки и т.д.
Чтобы узнать текущее состояние дел, посетите сайт команды реставраторов "Фонд содействия музею ВВС" и сайт проекта 77106 в Живом Журнале, где подробно описывается ход работ. Также текущее состояние дел можно увидеть на форуме в соответствующей ветке.
И конечно приезжайте в Музей: волонтеры собираются каждую субботу, работа найдется для каждого!