Константин Григорьев. Актёр, о котором всегда мечтают режиссёры (13 фото)
О Константине Григорьеве однажды написал Никита Михалков: «Сущность его артистической натуры составляет острая, подвижная характерность. Григорьев очень тонко чувствует пластику характера и любому сюжетному ходу, любому режиссёрскому предложению находит мгновенное внутреннее оправдание и точные психологические повороты. Это настоящий актёр русской театральной школы переживания… Это актёр, о котором всегда мечтают режиссёры, и я, в частности».
Константин Григорьев родился 18 февраля 1937 года в Ленинграде.
Константина воспитывала бабушка, он пережил ленинградскую блокаду, после окончания школы поступил в строительный институт, который не закончил, посещал театральный кружок при народном театре Выборгского дворца культуры, и подрабатывал в том же дворце культуры кочегаром. Позже Григорьев работал монтировщиком сцены в Театре имени Ленсовета. После окончания студии при этом театре он два года проработал актером в ленинградском Театре имени Комиссаржевской, откуда был уволен после того, как заступаясь за нетрезвого актера, нагрубил художественному руководителю театра.
Константин Григорьев уехал в Москву, и в 1973 году стал ведущим актером театра имени Пушкина. На спектакль «Легенда о Паганини» с его участием билеты в кассе театра достать было почти невозможно. Во многих постановках партнершей Григорьева была Вера Алентова, которая вспоминала: «На репетиции я оступилась и рухнула с высокой декорации, получив тяжелые травмы. Первым среагировал именно Костя. Подхватил меня на руки, оттащил за кулисы, распорядился насчет «скорой»… В таких случаях люди обычно теряются, и очень важно, чтобы кто—нибудь взял на себя ответственность. Если бы не Костя, я сейчас сама была бы нетрудоспособной».
Вскоре Никита Михалков пригласил Григорьева в свой фильм «Раба любви» на роль капитана Федотова. Михалков писал об актёре: «Сущность его артистической натуры составляет острая, подвижная характерность. Григорьев очень тонко чувствует пластику характера и любому сюжетному ходу, любому режиссёрскому предложению находит мгновенное внутреннее оправдание и точные психологические повороты. Это настоящий актёр русской театральной школы переживания… Это актёр, о котором всегда мечтают режиссёры, и я, в частности».
С легкой руки Михалкова Григорьев стал настоящей кинозвездой. В конце 1970—х и начале 1980—х годов он много снимался, картины с его участием выходили на экраны одна за одной — «Транссибирский экспресс», «Трактир на Пятницкой», «Зеленый фургон», «Остров сокровищ», «Пиковая дама» и «Хождение по мукам»…
Актриса Тамара Семина, партнерша Григорьева по фильму «Трактир на Пятницкой», вспоминала: «У нас на съемках «Трактира» вообще была блестящая команда, но Григорьев в ней особенно выделялся своим профессионализмом, просто патологическим. Да и как человек он произвел на меня потрясающее впечатление — общительный, легкий, с чудесным чувством юмора… Хотя при этом у него был довольно взрывной характер. В какой—то момент съемок «Трактира на Пятницкой» произошел конфликт. Дело в том, что режиссер Александр Файнциммер, приглаживая образ ЧК и пытаясь обойти цензуру того времени, выбрасывал из фильма некоторые идеологически «неудобные» сцены. Костя вместе с Колей Еременко хотели даже побить Сашу за это, особенно был возмущен Григорьев: «Кого вы боитесь?! Это же правда! История!» И режиссеру приходилось уступать. Я до сих пор считаю, что совместная работа с Григорьевым была для меня большой творческой удачей».
Предложения сниматься актеру поступали одно за другим, и попавший в обойму Григорьев соглашался на любую работу. Наталья Гундарева после совместных съемок в фильме «Хозяйка детского дома» подписала ему фотографию: «Костя! Как быстро летит время, а роль у тебя такая маленькая!»
Со временем ролей в активе Григорьева становилось все больше, а его популярность не уступала популярности заслуженных и народных артистов. В 1981 году Олег Ефремов пригласил Константина Григорьева во МХАТ, «первую сборную СССР», как его тогда в шутку называли. Григорьев согласился, и сразу стал играть в театре главные роли.
Григорьев удивлял своей неординарностью не только на сцене.
— В то время во МХАТе все актрисы были почему—то помешаны на вязании, — вспоминал актер Борис Щербаков. — Так вот, представьте себе, вовсю тогда вязал и Костя Григорьев! Он поднимался со спицами на так называемый женский третий этаж и сидел в коридоре с нашими дамами, обсуждая количество петель…
Григорьев занимался живописью, резьбой по дереву, изготавливал изделия из серебра, играл на гитаре и банджо, писал стихи, рассказы, сценарии и песни. Его оперетту «Верка и алые паруса» ставили театры страны. А песня на его стихи «Дождь на Неве» в 1960—е годы была любима ленинградцами:
Дождь по асфальту рекою струится,
Дождь на Фонтанке и дождь на Неве…
Вижу родные и мокрые лица,
Голубоглазые в большинстве…
Худсовету, который должен был разрешить ее к исполнению, песня не понравилась. «А почему голубоглазые в большинстве?!» — стал придираться один из экзаменаторов. «А вы на себя посмотрите», — сказал актер и обвел рукой зал. У всех членов худсовета были голубые глаза, и они единогласно проголосовали «за».
Актер Владимир Ильин рассказывал: «Мы его приютили, и втроем — он, я и Зоя (жена) теснились в общаге, в крохотной комнатке, вместе пели, рисовали. Он же такой придумщик! На банжо как играл — виртуоз! Мы с ним тогда не работали, а Зойка нас кормила. Сегодня мало кто знает, но Костя в то время писал оперетты. И вот однажды за «Аленку и алые паруса» ему в авторском комитете выписали гонорар. Получать деньгу мы пошли вместе. А сумма оказалась такой маленькой… Но Григорьев не растерялся и тут же разменял ее всю на рубли и трешки. Сразу стало казаться, что у нас денег — куча! Мы вернулись в общагу, и в ожидании Зойки гордо накололи деньги на гвоздь. Заяц вернулась, увидела, ахнула, тут же все загребла и помчалась в магазин — тратить! На нас, разумеется, то есть на пир! Ох, мы тогда и попели!!!»
Григорьев умел найти подход к женщинам. Он покорил сердце актрисы Екатерины Васильевой, имел близкие отношения с Аллой Майоровой, ассистенткой режиссера на «Мосфильме», которой посвящал стихи Булат Окуджава. Влюбившись, женился на 19—летней реквизиторше театра Лене, которая родила ему сына Егора. Вторая супруга Григорьева была актрисой, и родила ему дочку. Судьба девочки сложилась трагично, во время вечеринки ее выбросили из окна. По официальной версии, покончила жизнь самоубийством.
Григорьев обладал непростым характером, мог резко выразиться в адрес обидевшего его человека. Эта несдержанность сыграла роковую роль в его судьбе. Однажды, получив зарплату, Григорьев сидел в ресторане с друзьями, отмечая свой день рождения. Григорьеву показалось, что двое мужчин за соседним столиком как—то странно поглядывают в его сторону. Он подошел к ним и устроил скандал. Через некоторое время на лестнице, куда вышел Григорьев, кто—то из обиженных ударил его по голове металлическим предметом.
— Ребята, мне же больно! — единственное, что он смог сказать, когда его, истекающего кровью, нашли друзья.
В институте имени Склифосовского Григорьеву сделали восемь операций, откачав из области мозга литр жидкости. Очень помог лекарствами Всеволод Абдулов, который когда—то сам оказался в такой ситуации после автокатастрофы. Следствию не удалось установить личности преступников.
Позже сам актер рассказывал: «Нас трое. Ресторан. Выпили. Я пошёл покурить. Сел на ступеньку. Слышу шаги сзади. Смотрю — брюки и рубашка. Лица не видел. И два удара по голове».
Григорьев две недели был в коме, провел в больницах полтора года и почти утратил речь. Работа его левого полушария мозга была нарушена, память повреждена. Врачи поставили диагноз «тотальная афазия». При этом Константин все прекрасно понимал. Логопед, пытавшаяся восстановить его речь, вспоминала: «На одном занятии Костя никак не мог вспомнить имя Максима Горького. И нарисовал мне на листке ужа и сокола».
После случившегося, Григорьев по—прежнему хорошо играл на гитаре, но левое полушарие отказывается вспоминать слова. В общении Григорьев часто просил говорить собеседников медленнее или переадресовывал вопросы к жене.
Из больницы Константин Григорьев вышел постаревшим. Многие коллеги решили, что Григорьев сошел с ума. Однако сам актёр поначалу не думал сдаваться. Друзья покрывали Григорьева, уверяя Ефремова, что Константин пребывает на стадии реабилитационного периода. Олег Николаевич поверил и через знакомых врачей переоформил актёру инвалидность с первой на вторую, принял его на работу на полставки. Но все главные роли, которые играл Григорьев, перешли к другим актёрам. Тогда еще никто не мог предположить, что Григорьеву так и не удастся вернуться ни к одной из своих прежних серьезных ролей.
Реабилитационный период растянулся на годы. Его лишь изредка задействовали в массовках. Но даже в массовых сценах актер терялся, не мог запомнить слова, не понимал, что нужно делать. И в итоге от его услуг отказались.
У третьей супруги Григорьева от постоянного стресса начались проблемы с алкоголем и они расстались. Друзей у актера оставалось все меньше. Последний раз Григорьев снялся в кино в 1991 году. Александр Соловьев пригласил его на роль пациента психбольницы в фильм «По Таганке ходят танки».
В его жизни ненадолго появилась женщина по имени Ольга, которая родила ему сына. По настоянию Ольги они продали московскую квартиру Григорьева и переехали в «хрущевку» на окраине Санкт—Петербурга. Вскоре молодая жена подала на развод, и пока в квартире никого не было, вынесла из дома все вещи и позже пыталась отсудить у него часть жилплощади.
В последние годы актеру жилось непросто. У него были серьезные проблемы со здоровьем и со средствами. Гостей Григорьев принимал неохотно, плохое самочувствие сделало его очень замкнутым человеком. На протяжении четырех последних лет жизни здоровье Константина Григорьева сильно подорвал рак почки. Актер очень нуждался. В одно время из пенсии в 1105 рублей какие—то чиновники стали удерживать пятьсот рублей, и на руки Григорьев получал чуть больше шести сотен.
Однажды, когда Григорьев ходил за пенсией в сберкассу, на обратном пути присел во дворе. После перекура стал подниматься к себе на пятый этаж, но на лестнице его догнал какой—то парень: «Вы артист?» — «Артист». Хулиган выхватил сумку у Григорьева из рук и бросился бежать. В сумке были деньги, паспорт, пенсионное и блокадное удостоверения.
После того, как о положении актера рассказала «Экспресс—Газета», на редакцию издания обрушился шквал звонков. Большое количество неравнодушных читателей хотели оказать посильную помощь страдающему от тяжелого недуга артисту. С Григорьевым познакомилась молодая женщина по имени Надя. Она готовила актеру обеды, убирала и опекала Григорьева, переселившись в его квартиру.
Григорьев ценил ее внимание и заботу. Слушал, как Надежда читала ему книги, любил смотреть в ее компании кинофильмы по телевизору, подаренному ювелиром Андреем Анановым. Но и здесь несчастья преследовали актера.
Младший сын артиста Егор рассказывал: «Однажды, когда Надя отлучилась из дома, туда нагрянули неизвестные люди. Подпоив отца, подонки вывезли несколько шкафов и диванов, похитили дорогие его сердцу личные вещи, фотографии, картины, которые папа в свое время написал… Только телевизор остался на прежнем месте».
Константин Григорьев скончался 26 февраля 2007 года.
Был похоронен в Санкт—Петербурге на Большеохтинском кладбище.
Сегодня ему бы исполнилось 78 лет...
гор Григорьев рассказывал: «До последней минуты Наденька была рядом с ним. Папа умер на ее руках. После смерти отца Надежда попросила у нас, родственников, только одно: пожить до сороковин в его квартире — пока душа на земле. Уверен, она чрезвычайно порядочная девушка, помогала от чистого сердца. Она даже на поминки не пошла: не хотела кривотолков… На прощании с папой я познакомился со своим старшим братом Андреем. Теперь вместе мы постараемся восстановить справедливость. Когда произошла трагедия, мне было три месяца от роду. Я, конечно, не помню никаких подробностей. Мои родители развелись через шесть лет после этого. Несмотря на это, папа всегда нам помогал: часто приходил в гости, гулял со мной, водил в театры и зоопарк… Он был очень добрым и отзывчивым, правда, прямолинейным и порой резким. За это его многие недолюбливали. А эти сволочи, которые избили его в ВТО… Ведь они — известные люди. Незадолго до смерти отец назвал мне их имена, но просил не открывать эту тайну. Скажу лишь, что среди них был популярный актер по имени Николай. Я обещаю, что отомщу врагам отца».