Как делают деревянные ложки (37 фото)
На Руси и в скандинавских странах исторически ложки делали из дерева. В нашей стране столицей ложкарного ремесла стал городок Семенов Нижегородской области. В конце позапрошлого века в Семеновском районе над изготовлением ложек трудилось около 7 тысяч человек и выпускали они более трех миллионов ложек в год. На самом деле это только на первый взгляд огромные цифры. Простая математика показывает, что производительность получается одна ложка в день на человека.
Численность населения Российской Империи на тот момент составляла 129 миллионов человек. Таким образом, чтобы покрыть потребительский спрос семеновским ремесленникам потребовалось бы 43 года. Посему в каждой деревне практически в каждом доме долгими зимними вечерами мужики не только готовили к лету телеги и грабли, но и резали для семейных нужд ложки.
У меня был выбор: поехать в Семенов и снять производство сувенирных хохломских ложек или же найти умельца и посмотреть на современные ложки для каждодневного пользования. Умелец, конечно же, нашелся, причем все в той же Нижегородской области.
01.
ЛОЖКА — ж. орудие для хлебанья, для еды жидкостей; хлебалка, шевырка, едалка. разливная ложка, ковш. деревянная ложка (главный промысел ниж. губ. сем. уезда) обрубается из баклуши топориком, теслится теслою, острагивается ножом и режется кривым резаком, а черенок и коковка на нем точатся пилкою, от руки. ложка бывает: межеумок, простая русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская, покруглее той; носатая, остроносая; тонкая, вообще тонкой, чистой отделки. белая т. е. некрашеная, из первых рук идет 9-18 руб. ассигнаций тысяча, осиновая и березовая; кленовая крашеная до 75 руб. ассигнаций тысяча.
Это маленькая выдержка из статьи про ложку в толковом словаре Даля. Статья настолько самодостаточна, что если я приведу ее полностью, то и рассказывать больше нечего будет. Так что давайте смотреть картинки и слушать нашего сегодняшнего рассказчика.
Вот и он — освоивший множество профессий, но остановившийся на ложкарном ремесле Леонид Хазов. Он действительно зарабатывает на жизнь изготовлением ложек и деревянной посуды, так что сделать о нем материал было вдвойне познавательно. А между делом я узнал много нового и интересного про этот старинный промысел.
Начинается все прозаически. Леонид берет колоду-кряж и щепит ее пополам, а потом еще на несколько полешек. Количество зависит от диаметра колоды и предполагаемого количества ложек. Одно полешко — одна ложка.
Как говорит мастер, изготовить ложку при наличии ножа и желания может любой человек. Да, первая ложка может быть страшненькой и больше походить на кривую лопатку, но функции свои выполнять сможет. Даже при ремесленном изготовлении ложек на продажу используется довольно простой набор инструментов, который можно обнаружить в любом, наверное, доме.
Я отвлекаюсь на рассказ, а на картинке топором выбирается спуск к будущему черпалу. Все же знают строение ложки? Черпало, держало и перемычка.
В качестве сырья подойдет практически любое лиственное дерево. Чаще всего посуду делают из березы, осины, клена или фруктовых пород. Хвойные породы не подходят из-за своей смолистости и характерного запаха. На Руси делали ложки даже из привозной пальмы и стоили они в десять раз больше обычных.
Сейчас на фото ложка в стадии, которая называется «баклуша». Эту работу делали подмастерья, а мастера доводили эти заготовки-чурбачки до ума.
С помощью шаблона на баклушу наносится контур будущей ложки. В зависимости от предназначения они бывают круглыми, овальными, плоскими, объемными. А у декоративных ложек форма ограничивается только фантазией мастера.
У каждого мастера есть свой пользующийся стабильным спросом фирменный продукт, который он делает массово на поток. У ножевиков есть определенные виды ножей, у кузнецов сувенирные цветы и подковы, не исключение и ложкари. Леонид еще лет двадцать назад скопировал советскую столовую ложку и с небольшими изменениями и усовершенствованиями эта форма так и осталась основной.
Зажав заготовку в тиски, Леонид выбирает древесину из будущей ложки. Кстати, в отличие от остальных видов резьбы по дереву, ложки режутся из сырой древесины и сушатся уже в готовом виде. Некоторые мастера специально хранят кряжи в высокой траве, так дерево не высыхает.
Топором придается форма задней части ложки.
Можно и дальше работать топориком и стесывать баклушу по бокам до придания задуманной формы, можно взять ножовку, а можно и электролобзик, что быстрее всего. Этот этап можно выполнить и с помощью ножа или стамески, вопрос только в количестве потраченного времени.
Береза практически не уступает в прочности дубу, а живет в качестве ложки намного дольше — дуб трескается. Как видите, даже при такой уже достаточно деликатной операции мастер не спешит браться за нож, а орудует топором.
Последние взмахи топором. Традиционная русская сувенирная ложка больше напоминает полусферу: глубокая, объемная и не очень удобная в использовании, похожая на половник или черпак. Тут же формы более приближены к современным классическим овальным ложкам.
До этой стадии всю работу мог сделать не очень квалифицированный подмастерье. В принципе, еще десять минут работы ножом и у вас в руке окажется вполне пригодная к использованию ложка. Вот тут-то и начинается работа мастера. Ложка должна быть не только функциональна, но и красива.
В начале поста я упоминал о производительности семеновских мастеров. На самом деле где-то в цифрах путаница, либо людей работало меньше, либо резали они не только ложки. По данным на 1905 год в Балахнинском уезде Нижегородского уезда было около 1400 ложкарей и производили они 13 миллионов ложек, т.е. 25 ложек в день на человека. Эти цифры уже похожи на правду.
Леонид говорит, что один может сделать пятьдесят ложек за два-три дня, а в артелях весь процесс был разбит на этапы и разделен между работниками, что сокращало время на производство.
Впрочем, и Леонид предпочитает делать партии поэтапно: сначала заготавливает баклуши, потом обрубает на них все лишнее, а потом уже берется за нож и наждачку. Считается, что от состояния полена до готовой ложки она должна побывать в руках мастера не менее 13 раз. Не проверял, можете посчитать сами.
Ручка готова, осталось выскрести черпало. Толщина стенок 3-4 миллиметра, если делать тоньше, ложка будет легче и может быть красивей, но прослужит меньше. Чем аккуратней снято лишнее, тем проще будет потом шлифовать.
Как и в любом ремесле, времени на творчество остается мало. Если дело тебя кормит, то надо изготавливать шаблонные изделия, с реализацией которых точно не возникнет проблем. У Леонида хорошо налажен сбыт, его продукцию можно встретить в Москве и некоторых крупных российских городах. Но, конечно же, ему хочется делать что-то новое, пробовать какие-то приемы, вырезать что-то необычное. Иногда везет и поступают такие заказы, а иногда сделанное приходится продавать самому.
Вот так за разговором родилась очередная ложка.
В старину со сбытом была примерно такая же ситуация. Меньше всего получали ложкари, резавшие под хозяина, потом шли те, кто сдавал ложки купцам оптом, а самый высокий доход был у тех, кто торговал своими ложками сам.
Наши ложки оправляются на просушку. Это пара дней на воздухе летом или на печке зимой. Как раз пока делается партия ложек, предыдущая успевает высохнуть.
Закончим исторический экскурс. Мало кто догадывается, но спрос на деревянные ложки упал только после Второй Мировой. Тогда ее вытеснили оловянные и металлические ложки, а вместо «Ложкосоюза» было организовано объединение «Хохломская роспись».
Пока ложки сохнут, мы посмотрим на инструменты. Давно уже заметил, что чем прямее у человека руки, тем невзрачнее инструмент. Точнее, нет, не так. Чем прямее руки, тем меньше человек гонится за марками и внешним видом и тем больше ценит функциональность.
А у Леонида часть инструментов вообще самодельные. Ножи сделаны из полотна пилы, так называемая быстрорежущая сталь. А много их не потому, что ломаются часто, просто Леонид готовится вести мастер-классы по резьбе и ножики будет раздавать ученикам.
А вот клюкарза из обоймы подшипника. Сталь там тоже хорошо подходит для подобного инструмента, так что остается только найти подшипник с подходящим диаметром, распилить его и приварить хвостовик. Ну и не забыть заточить конечно же.
По моей просьбе Леонид показал процесс заточки на примере полукруглой стамески. Сначала выводится угол и стесываются зазубрины на крупном камне. Тут главная хитрость не перегреть металл, может отпуститься закалка и инструмент будет испорчен.
Далее стамеска или нож затачиваются на мелком камне с постоянной подачей воды. Кромка затачивается до появления равномерного заусенца с противоположной стороны. Это если стамеска, с ножом чуть хитрее, там точить надо с двух сторон. А потом это все полируется на кожаном круге с пастой ГОИ. До убирания этого самого заусенца.
Рабочему инструменту редко требуются первые две процедуры, обычно хватает правки на коже.
Заусенец с внутренней стороны поправляется мелкой наждачной бумагой, накрученной на деревяшку подходящего диаметра. По необходимости опять шлифуется на коже. В общем-то, то же самое, что и при заточке обычных ножей.
Вернемся к нашим ложкам. Раньше считалось, что у ложек три сорта обработки: лицевой, очень хороший и хороший. Мы будем делать лицевую ложку, мы ж не халтурщики какие-то!
Можно шлифовать наждачкой вручную, можно воспользоваться станком. Не знаю, чем шлифовали наши предки, но в Скандинавских странах для этих целей использовали специальный сорт хвоща.
Очень быстро ложка принимает ухоженный вид и прямо-таки просится, чтобы ее скорее доделали и положили рядом с тарелкой.
Но торопиться не стоит. Кроме того, что ложка ошкуривается в несколько этапов, снижая зернистость наждачки, есть еще один нюанс.
При использовании ложки по назначению, от воды она начинает ворситься. Это не критично в руках, но очень неприятно во рту. Поэтому после шлифовки ее мочат и сушат, а потом еще раз шлифуют. И так несколько раз.
Вот теперь ложка почти готова. Ее ручку можно украсить резьбой, а можно какой-нибудь надписью. К примеру, именем или поговоркой.
Тут тоже есть маленькая хитрость: чтобы надпись получилась ровной писать надо задом наперед, с последней буквы к первой.
И заключительный штрих — ложка пропитывается в обычном льняном масле. Более массивные изделия погружаются в масло и находятся в нем какое-то время, но ложки достаточно просто помазать кисточкой, они настолько тонкие, что пропитываются насквозь.
Примерно сутки ложки сохнут и впитывают масло, потом протираются салфеткой и все, они готовы радовать своего нового хозяина.
От деревянной посуды, как и от всех деревянных вещей, сделанных руками, исходит какое-то тепло. Теперь у меня есть две ложки, думаю сделать миску или тарелку, а то и целый сервиз.