Истории создания культовых зарубежных песен (14 фото + 14 видео)
Queen - “We Will Rock You”.
Чередующиеся два притопа и один прихлоп из песни “We Will Rock You” сейчас знакомы каждому спортсмену или болельщику, даже если он равнодушен к творчеству рок-группы Queen, ведь этот ритм исполняется на трибунах во время большинства соревнований. С его помощью фанаты поддерживают любимую команду и пытаются деморализовать соперника.
Интересна история создания “We Will Rock You”. В 1977 году коллектив давал концерт в Bingley Hall в Стаффорде. Отыграв программу, музыканты ушли за кулисы, но публика, как обычно, требовала их на бис. Причем делала это не аплодисментами, а с помощью песни “You’ll Never Walk Alone”, которую традиционно распевают на стадионах всего мира футбольные фанаты.
Участники группы Queen были очень этим тронуты и, конечно же, вернулись на сцену. А Брайан Мэй решил написать композицию, в исполнении которой могли бы принимать участие слушатели. Утром следующего дня он сочинил ритм, а чуть позже создал текст песни.
Любопытно, что накануне вечером Фредди Меркьюри написал не менее успешную “We Are the Champions”, и этим двум песням было суждено в дальнейшем постоянно сопутствовать друг другу. Группа Queen часто исполняла “We Are the Champions” вслед за “We Will Rock You”. В таком же порядке песни идут на альбоме “News of the World”. Позже ди-джеи на радиостанциях тоже начали ставить их подряд без перерыва. Постепенно этот обычай прижился.
Но вернемся к “We Will Rock You”. В первом варианте она исполняется без музыкального сопровождения, за исключением гитарного соло в завершающей части. Фредди поет под ритм, состоящий из двух ударов ногой и одного хлопка.
Песню записывали в заброшенной лондонской церкви, где музыканты топали по куче досок. Затем звуковые дорожки вручную накладывали друг на друга, немного смещая во времени. Так был создан эффект участия большого количества людей.
Во время живых выступлений ритм задавал Роджер Тейлор, играя на ударной установке. К нему подключалась бас-гитара Джона Дикона и гитара Брайана Мэя. Известна также быстрая версия “We Will Rock You”, которая не вошла ни в один альбом группы, хотя нередко исполнялась на концертах.
Впоследствии было записано множество каверов на “We Will Rock You”. Самым удачным стал вариант группы Five, поднимавшийся на первое место британского сингл-чарта.
Журнал Rolling Stone поставила “We Will Rock You” на 338-ое место в списке 500 величайших песен всех времен. Композиция также представлена в Холле славы Грэмми и каталоге «Песни столетия», составленном RIAA.
Элвис Пресли - «Heartbreak Hotel»
Переход Элвиса Пресли в RCA Victor явно пошел на пользу его творческой карьере. Дебютный же сингл “Heartbreak Hotel” («Отель разбитых сердец»), выпущенный на новом лейбле, стал первой его композицией, которая возглавила чарты Billboard. Интересно, что до того, как песню записал «Король рок-н-ролла, в ее успех не верил почти никто из профессионалов.
“Heartbreak Hotel” сочинили журналистка и учительница Мэй Борен Экстон и музыкант Томми Дерден. История песни началась с газетной заметки о постояльце отеля, который покончил жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна номера. Он уничтожил все свои документы и оставил лишь предсмертную записку, состоявшую из одной фразы: “I walk a lonely street” («Я иду по пустынной улице»).
Когда Томми прочитал о столь трагическом происшествии, он задумал блюзовую композицию и попросил Экстон помочь ему. Ей сразу пришла на ум идея об «отеле разбитых сердец», и буквально за час они вместе написали слова. Правда, Дерден позже утверждал, что сочинил текст самостоятельно и даже играл песню с Swing Billys.
Демонстрационную запись бесплатно сделал Глен Ривс. Ему предложили официально считаться соавтором, но он отказался (что неудивительно, ведь ему “Heartbreak Hotel” показалась откровенной чушью).
В ноябре 1955 года Экстон встретилась с Пресли на фестивале кантри-музыки в Нэшвилле и поставила ему композицию. Элвису она так понравилась, что он прослушал трек раз десять подряд. Предложение выпустить ее первым синглом на лейбле RCA Victor он принял в обмен на треть авторских отчислений.
Уже в декабре Пресли впервые исполнил на концерте, а в январе следующего года он записал “Heartbreak Hotel” при участии музыкантов из группы The Blue Moon Boys, а также пианиста Флойда Крамера и гитариста Чета Аткинса. Боссы RCA не были в восторге от выбора Элвиса и пытались убедить его отказаться от песни, но, к счастью, для поклонников певца, им это не удалось.
Сингл вышел 27 января 1956 года с “I Was the One” на обороте. Он возглавил Billboard Hot 100 и поднялся на вторую строчку UK Singles Chart. В 1971 году он был выпущен еще раз в Великобритании, добравшись тогда до десятой строчки хит-парада. Пресли пел “Heartbreak Hotel” почти на всех концертах, включая выступление в Балтиморе, состоявшееся 29 мая 1977 года.
Песню исполняли десятки известных групп и музыкантов, включая Пола Маккартни, Джими Хендрикса, Брюса Спрингстина, Фэтса Домино, Lynyrd Skynyrd, Джастина Тимберлейка и многих других.
Журнал Rolling Stone назвал “Heartbreak Hotel” одной из пятисот лучших песен всех времен. Она включена в Зал славы рок-н-ролла и Зал славы «Грэмми».
The Eagles «Hotel California»
Согласитесь, не так уж много можно вспомнить рок-песен, о которых было столько же мифов, как о легендарной «Hotel California» группы The Eagles. Что только ни выдумывали фанаты, какие только нелепые предположения не высказывались. Позже оказалось, что все они являются плодами слишком богатого воображения поклонников, как это чаще всего бывает. Но давайте обратимся к истории песни «Hotel California».
Дон Фелдер рассказал о том, как сочинил песню, в автобиографической книге “Heaven and Hell: My Life in The Eagles”. Он играл на 12-струнной гитаре в арендованном пляжном домике в Малибу. Была ужасная жара, Фелдер лениво перебирал аккорды, и вдруг мелодия будто взялась ниоткуда.
Закончить песню помог Фрей, а Хенли поработал над текстом. Композиция вышла синглом в феврале 1977 года и сразу же стала настоящим хитом.
Впрочем, существует мнение, что в “Hotel California” подозрительно много общего с песней “We Used to Know” группы Jethro Tull. Ее фронтмен даже однажды пошутил в интервью BBC, что надеется на гонорар от The Eagles, но позже он ясно давал понять, что не считает, будто “Hotel California” что-то позаимствовала у их песни.
Но главная загадка “Hotel California” длительное время крылась в ее тексте. Фанаты бились в догадках, о чем в нем говорится. Среди огромного количества мнений можно выделить несколько наиболее ярких.
В восьмидесятых некая группа христиан высказала предположение, что в песне рассказывается об отеле в Сан-Франциско, который приобрел Антон Ла-Вей, чтобы превратить его в Церковь сатаны.
Согласно одному из слухов, под отелем «Калифорния» имеется в виду больница для душевнобольных в Камарильо, штат Калифорния.
Не менее популярной была версия о том, что речь идет о Калифорнийском реабилитационном центре для наркоманов.
Многие поклонники были искренне уверены, что в “Hotel California” имеется в виду шотландский замок черного мага Алистера Кроули или даже неизвестная гостиница, принадлежащая каннибалам. Кому-то даже удалось разглядеть странную фигуру в черном на обложке.
Отдельные фанаты уверенно твердили о том, что The Eagles поют о замке Playboy.
Существует и романтическое толкование песни. Его сторонники утверждают, что песня описывает романтические отношения. Странник ищет любовь, обретает ее и вступает в счастливый брак, но позже вынужден разорвать его из-за стремления избранницы к роскоши. Проследить эту линию в тексте “Hotel California” можно, если очень постараться, но выглядит все это надуманно.
Споры утихли в 2007 году, когда Дон Хенли развеял мифы о смысле “Hotel California”. Он рассказал, что в ней говорится об «излишествах американской культуры и конкретных знакомых девушках», «шатком балансе между искусством и коммерцией», «ахиллесовой пяте «американской мечты». Он также назвал песню «их трактовкой жизни светского общества Лос-Анджелеса».
В том же духе высказался о “Hotel California” Гленн Фрей. Он объяснил, что композиция «исследует уязвимое место успеха, темную сторону рая», и подтвердил, что отель «Калифорния» — это лишь метафора.
Хотя не исключено, что авторы песни решили дать такое объяснение, устав от бесконечных вопросов. Может, был все-таки тайный смысл?
Литтл Ричард - “Tutti Frutti”
Невозможно ответить на вопрос, кто придумал рок-н-ролл, но совершенно ясно, что очень важную роль в истории жанра сыграл Ричард Уэйн Пенниман, более известный как Литтл Ричард. Это он стал соавтором и первым исполнителем песни, которую журнал “Mojo” поместил на первую строчку списка 100 аудиозаписей, изменивших мир. Речь идет о композиции “Tutti Frutti”.
Литтл Ричард сочинил ее в первой половине пятидесятых годов, когда работал мойщиком посуды на автостанции Greyhound. В интервью журналу “Rolling Stone” он рассказал:
«Я никак не мог поладить со своим боссом. Он постоянно нес мне какие-то кастрюли, чтобы я их мыл, и однажды я решил: “Мне нужно что-то придумать, чтобы этот парень больше не тащил мне на мойку эти горшки”. Я сказал ему: “Э-уоп-боп-э-лу-боп-э-уоп-бэм-бум, убери их!” – а я тогда был решительно настроен. Так что “Tutti Frutti” я написал на кухне, и “Good Golly Miss Molly” я написал на кухне, и “Long Tall Sally” я написал на той же кухне».
Этот знаменитый возглас, который в дальнейшем часто использовали музыканты, играющие рок-н-ролл, является словесной имитацией барабанного ритма, который где-то услышал Литтл Ричард. Якобы он частенько отвечал такой фразой на вопрос о том, как у него идут дела.
Первоначальная версия текста “Tutti Frutti”, которую Ричард исполнял на своих выступлениях, существенно отличалась от той, что мы сейчас знаем. Она была полна местного сленга и непристойных выражений. Подчистить слова и сделать их более благозвучными помогла Дороти ЛаБостри, которую пригласил продюсер Роберт Блэквелл. Он как-то назвал ее «девчонкой, которая постоянно шаталась в студии, пытаясь продать свои песни».
Дороти быстро справилась с заданием, но времени на длительную работу над “Tutti Frutti” все равно не оставалось. Ричард записал ее с третьей попытки, потратив на весь процесс около пятнадцати минут.
Так 14 сентября 1955 года родился хит, который многие считают лучшей рок-н-рольной песней. “Tutti Frutti” поднялась на вторую строчку Billboard Rhythm and Blues и добралась до семнадцатого места Billboard Hot 100. В британском чарте песня оказалась не столь успешной и заняла лишь тридцатую позицию.
Вскоре вслед за Литтл Ричардом кавер-версии “Tutti Frutti” записали Пэт Бун и Элвис Пресли. Позже песню исполняли Queen, Элтон Джон, Стинг и многие другие.
Журнал “Rolling Stone” отвел “Tutti Frutti” 43-е место в списке 500 величайших песен всех времен. О первой строчке в рейтинге “Mojo” упоминалось в начале статьи.
Дэвид Боуи, который услышал “Tutti Frutti” в девять лет, позже говорил, что в тот момент, его «сердце чуть не взорвалось от восторга». А Литтл Ричард назвал песню своим величайшим достижением, ведь она вытащила его из кухни на большую сцену.
Боб Марли - “No, Woman, No Cry”
Знаменитая песня “No, Woman, No Cry” Боба Марли спасла от голода многих бедняков Кингстона, столицы Ямайки. На роялти, получаемые за эту композицию, его друг Винсент Форд длительное время содержал бесплатную столовую для неимущих. Большинство исследователей едины во мнении, что в действительности песню сочинил Марли, который затем передал авторские права Форду, чтобы тот смог продолжать благое дело.
Говорят, что Боб Марли написал “No, Woman, No Cry”, чтобы поддержать заболевшую мать, но позже песня стала гимном всех женщин, которые никогда не сдаются, хотя им приходится тяжело трудиться, чтобы содержать семьи.
В оригинале песня называлась “No, Woman, Nuh Cry”. Слово “nuh” – это ямайский вариант “no”, который на родине Боба Марли часто употребляют вместо “don’t”. Изначально она исполнялась под аккомпанемент фортепиано и была записана в 1973 году, но официально не выпускалась.
Группа Bob Marley & The Wailers представила “No, Woman, No Cry” публике в студийном альбоме “Natty Dread”. Однако более популярна версия песни с концертного альбома “Live!”. Она же вошла в сборник хитов “Legend”.
“No, Woman, No Cry” стала одной из самых успешных и популярных песен Боба Марли. Впоследствии на нее было сделано более шестидесяти каверов. В списке пятисот величайших песен всех времен, который составил журнал “Rolling Stone”, композиция “No, Woman, No Cry” занимает 37-ое место.
U2 - “One”
Безусловно, одной из самых ярких композиций в рок-музыке девяностых стала баллада “One” ирландской группы U2. Композиция, которая вышла синглом в 1992 году, возглавила хит-парады многих стран. Она породила массу догадок об истинном смысле текста, чему способствовали сразу три видеоклипа, снятых разными режиссерами. Но давайте начнем с истории создания песни “One”.
В 1991 году U2 работала над альбомом “Achtung Baby” в берлинской студии Hansa Studios. В столицу Германии группа отправилась за вдохновением, надеясь обрести его в недавно объединившейся и преисполненной оптимизма стране. Участники U2, между которыми все чаще вспыхивали разногласия, полагали, что в такой обстановке им будет проще находить общий язык и плодотворно трудиться.
Их ожидания оправдались, а ключевым моментом, после которого работа над новой пластинкой закипела, стала запись композиции “One”. Эдж охарактеризовал ее следующим образом: «Эта песня стала центральной во время записи альбома, первым прорывом в серии невероятно сложных сессий».
Мелодия песни появилась в результате импровизаций Эджа на акустической гитаре, когда он наигрывал последовательности аккордов из старых песен группы. В какой-то момент остальным участникам начало нравиться то, что у него получалось, и они присоединились к Эджу. Далее музыка сложилась минут за пятнадцать.
Текст песни “One” написал Боно. В то время он много размышлял о возможном распаде группы, отношениях отцов и детей, необходимости учиться прощать и так далее. Все это нашло выражение в словах композиции. Еще говорят, что строчку «едины, но не одинаковы» он взял из своего письма далай-ламе, в котором он отказывался принять участие в фестивале «Единство» (Oneness).
Основную идею песни никто лучше автора не объяснит, поэтому стоит послушать самого Боно. В интервью газете “Los Angeles Times” в 1993 году он сказал:
«Это песня о совместном существовании, но не в духе старых хиппи, типа: “Давайте все жить вместе”. По сути, имеется в виду обратное. Здесь говорится: “Мы едины, но мы не одинаковы”. Речь даже не идет о том, что мы хотим ладить друг с другом, но мы вынуждены уживаться в этом мире, раз ему не суждено исчезнуть. Это напоминание, что у нас нет выбора».
Группа U2 дорабатывала песню “One” уже на родине, в Ирландии. Процесс был сложным. Его участники, в числе которых были также Брайан Ино и Даниэль Лануа, много спорили, постоянно что-то меняли и продолжали экспериментировать. Но результатом были довольны все.
В марте 1992 года “One” была выпущена третьим синглом из альбома “Achtung Baby” и сразу же взлетела на вершины чартов многих стран. С тех пор она считается одной из лучших песен рок-группы U2. Большая часть доходов, полученных от продажи сингла, была отправлена в фонд помощи больным СПИДом.
В списке 500 величайших песен всех времен по версии “Rolling Stone” композиция “One” занимает 36-ое место. Она также встречается во многих других авторитетных рейтингах и даже возглавляет некоторые из них.
The Doors - "Light My Fire"
Гитарист Робби Кригер, начав играть в The Doors, даже не задумывался над тем, чтобы самому писать песни. Но случилось так, что он сочинил их первый настоящий хит– трек “Light My Fire”, который весной 1967 года в течение трех недель возглавлял чарт Billboard Hot 100 и сделал участников группы звездами.
История песни “Light My Fire” началась с того, что однажды на репетиции Джим Моррисон, который до того был автором всего материала, предложил коллегам разойтись по домам и написать по одной композиции. Кригер отнесся к поставленной задаче крайне серьезно и решил, что его текст будет о четырех стихиях: воздухе, земле, воде и огне. У него сначала ничего не получалось, но потом он придумал строчку “Come on, baby, light my fire” («Давай, детка, зажги во мне огонь»).
Почти все слова, кроме одной рифмы во втором куплете, написал Робби, а вот над музыкой работал весь ансамбль. Например, знаменитое вступление сочинил Рэй Манзарек. Позже он говорил, что оно возникло в результате чистой импровизации.
Полная версия песни длится более семи минут, но для сингла ее пришлось сократить, существенно урезав великолепное соло Кригера. Конечно, Робби, как и другие члены группы, этому не обрадовался, но выбора не было. Радиостанции гарантировали огромную популярность “Light My Fire”, но требовали, чтобы она стала гораздо короче.
Надо сказать, что это пошло на пользу The Doors. Во-первых, более короткий трек охотнее крутили по радио. Во-вторых, фанаты группы, желающие послушать полную версию, бежали в музыкальные магазины за альбомом. Впрочем, спустя некоторое время ди-джеи тоже начали пускать ее в эфир.
Сингл “Light My Fire” возглавил «горячую сотню» Billboard и в том же 1967 году стал «золотым», когда было продано более миллиона его копий. В 1991 году, после выхода картины Оливера Стоуна “The Doors”, песня вновь стала популярной и поднялась на седьмую строчку британского хит-парада.
C “Light My Fire” связаны две любопытные истории. Первая произошла на «Шоу Эда Салливана», в котором The Doors принимала участие в сентябре 1967 года. Продюсер попросил их изменить строчку “Girl, we couldn’t get much higher” («Дорогая, мы не можем заторчать сильнее»), чтобы в ней не осталось намека на употребление наркотиков. Они согласились, но во время выступления в прямом эфире Джим спел оригинальную фразу. Салливан был в ярости, не захотел пожать Моррисону руку в конце передачи и пообещал, что больше их никогда не пригласит в свое шоу. Джим отреагировал на это фразой: «Только что мы уделали Салливана».
Вторая история произошла в 1968 году. Представители компании Buick предложили The Doors семьдесят пять тысяч долларов за право использовать “Light My Fire” в рекламе нового автомобиля. Джим тогда был в Лондоне, и связаться с ним не удавалось. В общем, остальные музыканты дали согласие. Вернувшись, Моррисон был вне себя из-за этого решения. Он позвонил в Buick и пообещал разбить их автомобиль молотом перед телекамерами, если они запустят ролик.
Каверы на “Light My Fire” записывали многие исполнители и группы. Наиболее известная версия принадлежит Хосе Фелисиано, который даже получил за нее «Грэмми». Робби Кригер высоко оценил его работу, но в то же время сказал, что его бесит, когда авторство песни приписывают Фелисиано.
“Light My Fire” занимает 35-ое место в списке 500 величайших песен всех времен по версии “Rolling Stone” и седьмую строчку в 100 лучших композиций по мнению канала VH1.
Led Zeppelin - "Stairway To Heaven"
Британская рок-группа Led Zeppelin записала десятки великолепных композиций, но ни одна из них не сравнится по уровню популярности с легендарной “Stairway to Heaven” («Лестница на Небеса»). В истории песни был громкий успех, обвинения в плагиате и скрытом сатанинском послании, невероятное количество кавер-версий, масса любопытных высказываний и многое другое, что по сей день поддерживает к ней интерес публики.
Первые наброски “Stairway to Heaven” появились в 1970 году, когда после пятого концертного тура по США Джимми Пейдж и Роберт Плант находилась в поместье Bron-Yr-Aur. Пейдж повсюду носил с собой кассетный магнитофон, на который он записывал музыкальные отрывки, рождавшиеся у него в разное время. В итоге, они сложились в мелодию “Stairway to Heaven”.
Плант объяснил текст “Stairway to Heaven” как «циническую ремарку о женщине, которая постоянно добивается всего, что хочет, не отдавая взамен ни внимания, ни заботы». Впрочем, в другом интервью он сказал:
В зависимости от того, какой сегодня день, я по-прежнему толкую песню по-разному. И это притом, что именно я написал текст.
Окончательно “Stairway to Heaven” была записана в 1971 году. Последним штрихом композиции стало соло Джимми Пейджа. Он исполнил три варианта, и все они были чистой воды импровизациями. После длительных раздумий он остановился на той версии, которую мы все знаем.
Песня вышла на альбоме “Led Zeppelin IV” и синглом не выпускалась до 2007 года, хотя звукозаписывающая компания Atlantic Records предлагала сделать это и в 1972, и в 1973. Только в США был издан семидюймовый промо-сингл.
Считается, что впервые группа сыграла “Stairway to Heaven” вживую на концерте в Белфасте, который состоялся 5 марта 1971 года. Говорят, публика восприняла ее без энтузиазма. Впрочем, Пейдж утверждал, что до того они исполняли песню на LA Forum еще до записи композиции. По его словам, многие слушатели рукоплескали стоя.
Впоследствии Led Zeppelin играла “Stairway to Heaven” почти на всех концертах.
Журнал “Rolling Stone” поставил “Stairway to Heaven” на 31-ое место в списке 500 величайших песен всех времен, а канал VH1 отвел ей третью строчку рейтинга ста величайших рок-песен. Все достижения композиции можно перечислять очень долго: лучшее гитарное соло по мнению читателей “Guitar World”, одна из самых проигрываемых по радио и продаваемых песен и так далее.
The Beatles- Let It Be
“Let It Be” сочинил Пол Маккартни, хотя официально ее соавтором считается Джон Леннон. Идея песни пришла к Полу во сне, в котором он увидел свою покойную мать Марию, давно умершую от рака. Это произошло в очень сложный для него период, когда он очень переживал из-за ухудшившихся взаимоотношений в группе, и явление матери приободрило его.
Песня была записана в нескольких версиях. Одна из них была выпущена в виде сингла. Другую можно услышать на альбоме “Let It Be”. В третий том серии “The Beatles Anthology” вошел один из ранних вариантов композиции. Еще одно исполнение “Let It Be” предлагается в альбоме “Let It Be… Naked” (2003).
Журнал “Rolling Stone” поместил ее на двадцатое место рейтинга 500 величайших песен всех времен и на восьмую строчку списка 100 лучших композиций The Beatles.
“Let It Be” также была удостоена «Оскара» в номинации «Лучшая музыка» и «Грэмми» в категории «Лучшая песня, написанная для кино или телевидения».
Джими Хендрикс - “Purple Haze”
Осенью 1966 года Джими Хендрикс приехал в Великобританию со своим новым менеджером Чесом Чендлером, бывшим участником The Animals, который помог ему собрать группу The Jimi Hendrix Experience и выступил продюсером их первого сингла “Hey Joe”, попавшего в топ-10 британского чарта.
Для второго сингла Чендлер выбрал композицию “Purple Haze”, история которой началась 26 декабря 1966 года в гримерке лондонского клуба Upper Cut. Чес услышал, как Джими наигрывал какой-то новый рифф, и предложил создать на его основе песню. Согласно распространенной версии, Хендрикс в тот же вечер с чистого листа сочинил текст и положил его на музыку. Однако сам Джими говорил, что использовал сокращенный вариант ранее написанного стихотворения “Purple Haze – Jesus Saves” («Пурпурная дымка – Иисус спасает»).
Особый интерес для поклонников Хендрикса представляет смысл песни “Purple Haze”. Большинство меломанов полагают, что Джими описал в ней личные ощущения от употребления ЛСД. Надо признать, текст может натолкнуть на подобные мысли. Более того, фирма Sandoz выпускала ЛСД в таблетках пурпурного цвета, которые назывались Delysid (делицид). А еще так называется сорт марихуаны с фиолетовыми листьями.
Естественно, сам Хендрикс эту версию опровергал. Он утверждал, что ключевой фразой песни “Purple Haze” является строка об околдовавшей его девушке.
Впервые Хендрикс сыграл “Purple Haze”, выступая 8 января 1967 года в Шеффилде. В Великобритании песня вышла синглом в марте, а в США она была представлена в июне того же года. Позже композиция была включена в альбом “Are You Experienced” группы The Jimi Hendrix Experience.
Журнал Q поставил “Purple Haze” на первое место списка 100 величайших гитарных треков. Rolling Stone включил ее в список 500 величайших песен всех времен (17-ая строчка) и рейтинг 100 величайших гитарных композиций (второе место).
The Beatles - "Yesterday"
В 1965 году, был издан сингл со знаменитой “Yesterday” группы The Beatles.
“Yesterday” – это детище Пола Маккартни, который ее сочинил и записал. Он рассказывал, что мелодия ему приснилась, поэтому он сначала думал, что где-то услышал ее раньше. В течение месяца он наигрывал мотив разным музыкальным экспертам, чтобы те подсказали, откуда он мог его позаимствовать. Тогда никто не смог назвать источник. Позже высказывались несколько предположений, но ни одно из них не звучит достаточно убедительно, чтобы рассматривать его серьезно.
Если музыка появилась у Маккартни сама собой, то с текстом все обстояло гораздо сложнее. Первые слова, которые легли на мелодию, были полной чушью, в которой “scrambled eggs” («яичница-болтунья») рифмовались с “legs” («ноги»). Маккартни долго сочинял песню и регулярно вспоминал о ней, когда вся группа работала над новыми композициями, что порой вызывало насмешки со стороны партнеров.
У песни длительное время даже не было серьезного названия (если не считать шуточного “Scrambled Eggs”). Вариант “Yesterday” возник лишь незадолго перед тем, как был написана окончательная версия. Произошло это в мае 65-го года в Лиссабоне. Маккартни гостил там с подружкой в доме Брюса Уэлча, и “Yesterday”, которую мы все знаем, впервые была сыграна на акустической гитаре участника рок-группы The Shadows.
Популярность “Yesterday” во всем мире невероятна. Все чарты, которые она возглавляла, перечислить практически невозможно. Она вошла в Книгу рекордов Гиннеса как песня, на которую было сделано больше всего каверов (в 2003 году сообщалось, что их более двух с половиной тысяч). Только на американском радио и телевидении ее транслировали более семи миллионов раз, а слушатели BBC Radio 2 признали “Yesterday” лучшей песней столетия.
Журнал “Rolling Stone” отдал “Yesterday” тринадцатое место в списке 500 величайших песен всех времен.
Nirvana - "Smells Like Teen Spirit"
Современное общество невозможно представить без рекламы, оккупировавшей телевидение, радио и печатные СМИ. Появление крупным планом в кадре художественного фильма упаковки какого-либо продукта или использование во всей картине автомобилей одного производителя тоже никого не удивляет. Все понимают, что подобные «случайности» щедро оплачиваются.
Но так было не всегда, что подтверждает история песни “Smells Like Teen Spirit”. В названии Курт Кобейн увековечил известный дезодорант Teen Spirit компании Mennen, не получив от нее ни копейки. Более того, произошло это совершенно случайно.
Однажды его подруга Кэтлин Ханна написала на стене дома Курта фразу “Kurt smells like teen spirit” («Курт пахнет Teen Spirit»), имея в виду, что от Кобейна несет дезодорантом его девушки. Но Кобейн воспринял ее слова буквально (типа «От Курта веет подростковым духом»), так как понятия не имел о данном бренде. Ему очень понравился бунтарский подтекст выражения, и он использовал его в песне.
По словам лидера Nirvana, он сочинял “Smells Like Teen Spirit”, пытаясь «написать крайне попсовую песню» в духе Pixies, группы, которая ему очень нравилась. В начальном варианте она состояла из гитарного риффа и вокальной партии припева. Остальным членам группы композиция не понравилась, но Курт настоял, чтобы они над ней поработали. В результате полутора часов совместных усилий появилась финальная версия “Smells Like Teen Spirit”.
Песню считают подростковым гимном, а сам Кобейн заявил, что она о его товарищах.
“Smells Like Teen Spirit” выбрали первым треком и основным синглом альбома “Nevermind”. Неожиданно для Кобейна и его коллег, песня стала суперпопулярной. Она заняла шестое место в американском Billboard Hot 100 и возглавила чарты во многих других странах, став одним из главных хитов «Нирваны».
А теперь вновь о рекламе. Как и следовало ожидать, бешеная популярность песни сделала дезодорант Teen Spirit лидером продаж в своем сегменте. В настоящее время так называется один из антиперспирантов Lady Speed Stick.
Rolling Stones - "Satisfaction!"
Легендарный коллектив The Rolling Stones к середине шестидесятых уже был достаточно известен и популярен. От статуса действительно крутой рок-группы его отделял всего один шаг. Им стала песня “(I Can’t Get No) Satisfaction”, записанная в июне 1965 года.
Широко известна история создания песни “(I Can’t Get No) Satisfaction”. Пятого июня 1965 года, находясь в своем третьем турне по США, “The Rolling Stone” давали концерт в городе Клируотер, штат Флорида. Во время выступления несколько сотен молодых фанатов устроили драку с полицией, поэтому мероприятие пришлось свернуть уже после четырех песен.
Вечером того дня уставший и сонный Кит Ричардс, сидя в отеле, вяло импровизировал на гитаре и мимоходом сочинил рифф, который лег в основу будущей песни. Он включил магнитофон, записал его, напев строчку “I can’t get no satisfaction”, и вырубился. В течение следующих сорока минут магнитная лента фиксировала его могучий храп.
Автором текста песни, за исключением главной фразы, стал Мик Джаггер. Сначала группа записала “(I Can’t Get No) Satisfaction” в Чикаго, а немного спустя переделала ее в голливудской студии RCA Studios, изменив партию ударных и добавив знаменитый фузз.
Ричардс изначально не верил в успех песни, а также побаивался, что вступление посчитают заимствованием из “Dancing in the Street” вокального коллектива Martha & the Vandellas. Но его опасения оказались напрасными.
Помимо списка 500 величайших песен всех времен, “(I Can’t Get No) Satisfaction” включена в несколько других известных рейтингов, среди которых «Топ 100 величайших рок-песен» (1-ое место) и «Топ 100 синглов всех времен» (7-ое место).
Журнал “Newsweek” назвал вступительный гитарный рифф «пятью нотами, которые потрясли мир», и это одна из лучших характеристик песни.
Animals «The House of the Rising Sun»
Существует множество вариантов песни, в которых значительно варьируется сюжет. Во всех вариантах герой повествует о том, как погубил свою жизнь в доме Восходящего Солнца, и предостерегает от такой судьбы; однако в разных вариантах это то женщина (в том числе в первоначальной фольклорной версии), то мужчина (в том числе в версии The Animals). Дом Восходящего Солнца одни понимают как публичный дом, другие как тюрьму, третьи как кабак или игорный дом. Неизвестно также, о реальном или вымышленном здании в Новом Орлеане идёт речь. В городе в разное время в XIX веке были два заведения с таким названием, но оба раза недолго, и об их дурной репутации ничего не известно. Ни то, ни другое здание не сохранились.
Известный фольклорист и собиратель блюза Алан Ломакс писал в 1941 году, что слова этой песни (на музыку традиционной английской баллады) написаны двумя жителями Кентукки — Джорджией Тёрнер и Бертом Мартином. Есть и другие версии происхождения песни. Первая известная запись относится к 1934. Песню исполняли многие блюзмены 1930-х-1940-х (в том числе в одном из вариантов Лидбелли в сделанной незадолго до смерти записи), а затем огромное количество рок- и поп-музыкантов второй половины XX — начала XXI в.
Наибольшую известность получила версия The Animals, хотя двумя годами раньше этот хит записал Боб Дилан (1962), версию которого The Animals аранжировали (в свою очередь Дилан «позаимствовал» аранжировку у Дэйва ван Ронка)