Napster или как мы обменивались музыкой до появления торрента
Летом 1999 года девятнадцатилетний Шон Фэннинг разработал программу Napster, позволяющую создать интерактивную многопользовательскую среду для некоторого специфического взаимодействия. Napster предоставляет всем подключенным к нему пользователям возможность обмениваться музыкальными файлами в формате mp3 практически напрямую: центральные серверы Napster обеспечивают возможность поиска на компьютерах всех подключенных к ним пользователей, а обмен происходит в обход центральных серверов, по схеме user-to-user. Как нетрудно догадаться, немалая часть записей, циркулирующих в сформировавшейся вокруг Napster среде, защищена законом об авторских правах, однако распространяется бесплатно. Napster спокойно просуществовал пять месяцев, став весьма востребованным сервисом (традиционно считается, что особенную популярность он заслужил среди студентов американских университетов). Мирная идиллия закончилась 7 декабря, когда Ассоциация индустрии звукозаписи Америки (RIAA) подала на компанию Napster в суд за «прямое и косвенное нарушение копирайта». С этого момента компания Napster стала для средств массовой информации одним из любимых героев.
Забегая вперед, заметим, что Napster — отнюдь не единственный пример реализации описанной технологии (впрочем, единственный, столкнувшийся с судебным преследованием). В середине марта принадлежащая America Online компания Nullsoft, разработчик популярного mp3-плейера Winamp, выпустила свою версию сходного программного продукта под названием Gnutella. Эта разработка имела несколько существенных преимуществ по сравнению с Napster. Во-первых, вместе с этой программой был опубликован ее исходный код, что само по себе обеспечивает большую живучесть продукта. Во-вторых, в отличие от Napster, Gnutella предоставляет пользователям целиком децентрализованную и соответственно практически не поддающуюся контролю (а равно и судебному преследованию) среду, в которой пользователям не требуется подключаться к центральным серверам системы для того, чтобы участвовать в обмене файлами; вместо этого они имеют возможность создавать собственные мини-сети и взаимодействовать друг с другом уже внутри них. Наконец, в-третьих, Gnutella умеет оперировать не только с mp3, но и с любыми другими файлами — от видео до программных продуктов. Администрация AOL, узнав о разработке Nullsoft, закрыла к ней доступ, однако к этому времени программа уже обрела суверенитет, разошлась по сети и, будучи продуктом open source, начала жить собственной жизнью. Отпустив свое детище на волю, разработчики Gnutella в конце мая объявили о создании на базе тех же принципов, что Gnutella и Napster, децентрализованной поисковой системы InfraSearch.
Вернемся к событийному ряду. После подачи иска RIAA жизнь Napster и образовавшегося вокруг него сообщества стала весьма напряженной. Ряд университетов, посчитав суммарный трафик в своих локальных сетях и обнаружив, что mp3-файлы составляют до 20% от всего потока данных, закрыли своим студентам доступ к серверам Napster. На разработку способа обойти эту блокировку у студентов-энтузиастов ушло несколько дней, на усовершенствование университетских сетей, в результате которого доступ был открыт вновь, — несколько месяцев. Это сложносочиненное взаимодействие университетов с Napster сопровождалось студенческой кампанией протеста и сбором подписей под петицией против закрытия доступа к сервису (в настоящий момент адрес savenapster.com, где была опубликована петиция, является одним из адресов собственно Napster).
Рассмотрение иска RIAA затянулось: 5 мая, однако, состоялось предварительное судебное слушание, в ходе которого судья Мэрилин Холл Пейтел раздумывала, будет ли вообще рассмотрен иск. Вопрос был решен положительно: компанию Napster будут судить за нарушение копирайта. Аргументы адвоката компании, утверждавшего, что Napster не является нарушителем копирайта, поскольку на его серверах не хранится никаких пиратских материалов, были проигнорированы. История, до некоторого момента протекавшая более или менее размеренно, хоть и с участием судебных властей, приобрела драматический оттенок, когда сервисом Napster заинтересовались собственно те, чей копирайт нарушался. Среди музыкантов у Napster обнаружились как горячие сторонники, так и противники.
13 апреля группа Metallica подала в суд на Napster и три университета, не закрывших к нему доступ, за хронические и массовые нарушения авторских прав группы. Причиной иска стало появление в 2000 г. демо-версии песни «I Disappear» группы Metallica за несколько дней до её официального выхода. Это не понравилось участникам группы, в особенности барабанщику Ларсу Ульриху, по чьей инициативе и был составлен иск против компании. Музыканты затеяли судебную тяжбу с Napster, заодно вчинив иск университетам Южной Калифорнии, Йеля и Индианы за то, что их руководство не воспрепятствовало бесплатному распространению.
25 апреля аналогично поступил рэппер Андре Янг, известный как Dr. Dre, — он, в отличие от металлистов, подал в суд на Napster и всех пользователей, которые обменивались пиратскими записями его песен. Перспектива судебных тяжб с музыкантами вынудила компанию Napster по первому требованию, после минимальной проверки заблокировать доступ к своим серверам в общей сложности более 500 тысячам пользователей (317 377 поклонников «Металлики» и 230 142 поклонника Dr. Dre), чьи IP-адреса были выявлены компанией NetPD по заказу истцов. Впрочем, блокирование сопровождалось комментарием администрации Napster: все пользователи, считающие, что их IP-адреса заблокировали по ошибке, могут прислать жалобу, которая затем будет передана адвокатам музыкантов. За первую неделю адвокатам одной только «Металлики» было отослано более 30 тысяч таких жалоб. Университеты, указанные музыкантами «Металлики» в иске — Йельский, университет Индианы и университет Южной Калифорнии, — в течение недели после подачи иска отступились от Napster и закрыли своим студентам доступ к его серверам. 1 июня страсти вновь разгорелись: обнаружилось, что у пользователей Napster есть запись песни Мадонны с еще не изданного альбома Music. Это обстоятельство, правда, пока не повлекло за собой отдельного иска: Мадонна никак не отреагировала, а звукозаписывающая компания Warner Brothers Records и без того участвует в судебном преследовании Napster как один из членов RIAA.
Впрочем, среди музыкантов объявились и сторонники Napster: рэп-музыкант Chuck D неоднократно публично заявлял, что система, разработанная компанией, дает музыкантам беспрецедентную возможность напрямую общаться со своей аудиторией и, соответственно, музыкантам только выгодна — в том числе и с точки зрения увеличения продаж их записей. Того же мнения придерживается и Ice-T: оба музыканта считают Napster «радио двадцать первого века». Отдельно стоит отметить точку зрения Кортни Лав: ее позиция в отношении RIAA и Napster вкратце описывается тезисом «оба хуже». Певица заявила, что она целиком на стороне группы Metallica, но ни в коем случае не поддерживает RIAA, поскольку американская звукозаписывающая индустрия обкрадывает артистов ничуть не меньше, чем пираты. Распространение своих композиций в mp3 Кортни Лав приветствует, но лишь до тех пор, пока сама имеет возможность контролировать процесс.
Отношения Napster с музыкантами зависли в неопределенности, чего не сказать о RIAA. 12 июня RIAA отослала в суд запрос на предварительное судебное предписание в отношении Napster: на основании не слишком внятных подсчетов, согласно которым использование сервиса якобы отражается на продажах компакт-дисков, RIAA потребовала до вынесения судебного решения закрыть Napster.
В результате, в июля 2001 года Napster был закрыл, а в последствии бренд и логотипы были приобретены на аукционе банкротов компанией Roxio, Inc, которая использовала их для преобразования музыкального интернет-сервиса Pressplay в платный сервис Napster 2.0.
Хотя музыкальная индустрия провозгласила обмен музыкой посредством p2p-сетей воровством, многие пользователи Napster считали такие закачки оправданными по многим причинам. Многие считали, что к середине 90-х качество новых альбомов снизилось к уровню, когда типичный альбом содержал только одну-две хороших песни и «музыкальный наполнитель» — песни-пустышки. Поэтому они были благодарны Napster за возможность скачать несколько песен без необходимости платить за весь альбом. Также Napster предоставлял прекрасную возможность меломанам обмениваться песнями, которые сложно найти — старыми записями и песнями с концертов, бутлегами. Также, у пользователей появилась возможность скачать музыку, которую они приобрели до популяризации компакт-дисков (например, на виниловых пластинках, кассетах), в оцифрованном виде.
Вот такая получилась история.