Panzer Vorwärts! Танки, вперед! Часть 4 Ausf В (29 фото)
P.S. Уважаемые читатели! Реальность вообще и история в частности не бывает черно-белой. Я очень прошу вас не смешивать историю, идеологию и политику. Я сторонник взаимного уважения между участниками дискуссии.
Мы продолжаем наш разговор о танках. Как я уже писал, немцы довольно успешно справлялись с «домашним заданием» и довольно оперативно улучшали характеристики своих боевых машин, что бы те максимально соответствовали требованиям боевой обстановки. Разумеется, присутствовал и фактор латания «тришкиного кафтана», да и предсказать с абсолютной точностью, каким путем пойдет развитие техники противника, в первую очередь, советских танков. Да, для немецкого командования стало довольно неприятным сюрпризом массовое появление толстобронных советских танков Т-34 и КВ в начале войны, против которых основные танковые и противотанковые пушки вермахта были бессильны. Но уже в начале 1942 года, в преддверии наступательных операций летней компании, панцерваффе стали получать танки с новыми пушками. Советские специалисты в апреле 1942 года были вынуждены констатировать, что бронезащита советских танков «не смогла значительно снизить потери танковых войск в летне-осенней кампании 1941 г., так как немецкая армия имеет набор бронебойных средств, способных противостоять нашим новейшим танкам Т-34и КВ». В дальнейшем войска антигитлеровской коалиции ждал еще более неприятный сюрприз – появление Pz IV Ausf G и Н.
Танки Pz IV Ausf G начали выпускаться с мая 1942 года. Собственно каких-либо принципиальных отличий от предыдущей модификации у них не было. Разве что появился новый дульный тормоз у пушки, благодаря которому «четверка» приобрела знакомый всем «немецкий» вид. Кроме этого, немцы внедрили т.н. Ostketten – «восточную гусеницу», специальные уширители для повышения проходимости. Так же Pz IV Ausf G поздних выпусков стали оснащаться дополнительными бронеэкранами (Schurzen), новой командирской башенкой и, частично, более мощной 75 мм пушкой KwK 40 L/48, что вместе с отличной оптикой позволяло немцам поражать цели на расстоянии примерно 1,5 км.
На фото – Pz IV Ausf G с Ostketten
На фото – Pz IV Ausf G на испытаниях на НИИТБТ полигоне. Ныне этот танк экспонируется в Кубинке
На фото – Pz IV Ausf G с установленными экранами Schurzen (своего рода «летний вариант» танка – Ostketten не позволяли установить бортовые экраны)
В апреле 1943 года Ausf G сменился на новую модификацию – Ausf Н. Это, пожалуй, самая массовая модификация «четверки», дебют которой пришелся на начало операции «Цитадель» - боев на Курской дуге. Нужно отметить, что эта модификация стала еще более неприятной в первую очередь для советских танкистов – лоб корпуса Ausf Н, толщиной 80 мм, был непроницаем для советских 45 и 76,2 мм пушек, а бронеэкраны достаточно эффективно «снимали» большинство подкалиберных и кумулятивных боеприпасов. Более-менее адекватным ответом этой машине в войсках антигитлеровской коалиции стали англо-американский гибрид «Шерман-Файрфлай» с 17-фунтовой пушкой и советский Т-34-85 с 85 мм пушкой.
На фото – Pz IV Ausf Н с «циммеритной» обмазкой и экранами.
«Я решил, как только позволят условия погоды, осуществить первое в этом году наступление «Цитадель». Это наступление имеет решающее значение. Оно должно, дать нам инициативу на весну и лето» - этими словами начинался приказ Гитлера о проведении операции «Цитадель». Решающую роль в замыслах германского командования играли новейшие танки «Тигр» и «Пантера», а так же последние модификации «троек» и «четверок», составлявших примерно 60% танков в панцердивизиях, привлекаемых к участию в «Цитадели»
Так М. Е. Катуков описывал в своих мемуарах один из дней боев: «Едва забрезжил рассвет (7 июля – примеч. М. Барятинского), как противник снова предпринял попытку прорваться на Обоянь. Главный удар он наносил по позициям 3-го механизированного и 31-го танкового корпусов. А. Л. Гетман (командир 6-го танкового корпуса– примеч. М. Барятинского) сообщил, что на его участке противник активности не проявляет. Но зато позвонивший мне С. М. Кривошеин (командир 3-го мехкорпуса– примеч. М. Барятинского) не скрывал тревоги:
– Что-то невероятное, товарищ командующий! Противник сегодня бросил на наш участок до семисот танков и самоходок. Только против первой и третьей механизированных бригад наступают двести танков…
… Так, 49-я танковая бригада только за первые сутки боёв, взаимодействуя на первой оборонительной полосе с частями 6-й армии, уничтожила 65 танков, в том числе 10 «тигров», 5 бронетранспортёров, 10 орудий, 2 самоходные пушки, 6 автомашин и более 1000 солдат и офицеров». При этом немецкий 49 танковый корпус и дивизия СС «GrossDeutschland» имели в своем составе всего 28 «Тигров»! Впрочем, если суммировать все «Тигры» уничтоженные бойцами Красной Армии и в мемуарах и в донесениях, то полученное количество заставило бы фюрера застрелиться вторично – столько «Тигров» не существовало в природе. Дело в том, что в горячке боя за «Тигр» принимали /H, более того, в советских документах фигурировало название
На фото – танк «Тигр тип 4» или Pz IV Ausf G подбитый под Курском
Ставка немцев на качественное превосходство своих танков практически себя оправдала – потери в танках и САУ Советской Армии под Курском были в разы больше немецких. Однако, и немцы понесли такие потери в технике и, самое главное в экипажах, что восполнить их до конца войны уже не смогли. И дело тут не только и не столько в технической стороне дела – с техникой у немцев было все в порядке. Дело в том, что за два года боев качественный уровень тактической подготовки советских танкистов существенно вырос. Сами немцы отмечали, что советские танкисты все чаще и успешнее применяют против немцев их собственную тактику!
На фото – танк Pz IV Ausf ? там же. Ствол пушки поврежден прямым попаданием снаряда
На фото – танк «Тигр тип 4» или Pz IV Ausf G ранних выпусков
Но вернемся к Pz IV. Последней модификацией этого танка стала Ausf J, выпускавшаяся с июня 1944 по конец войны. Собственно эта модификация была попыткой удешевить и упростить производство машины – уменьшилось количество поддерживающих катков, был удален боковой прибор механика-водителя и т.п., а так же введены экраны «типа Тома» из металлической сетки.
На рисунке хорошо изображены экраны «типа Тома» и «засадный камуфляж»
На фото – Pz IV Ausf J ранних выпусков
На фото – Pz IV Ausf J поздних выпуков
Предпринимались и другие попытки модернизации Pz IV с целью поднять его боевые характеристики. Так один танк был оборудован гидротрансмиссией. На танк Ausf H предлагали установить Schmalturm («тесную башню») «Пантеры» с KwK 44/1, аналогичной «пантеровской», 75/55 мм пушку KwK 41 с коническим стволом, два безоткатных 75 мм орудия Rucklauflos Kanone 43, 30 мм пушку МК103 вместо штатной KwK 40, был проект установки направляющих для 280 мм реактивных снарядов… Но ни один из этих проектов не был реализован «в металле».
На фото – модели Pz IV со Schmalturm и рисунок танка
Но вернемся к спецмашинам на базе Pz IV. Была разработана командирская машина Panzerbefehlwagen IV, основным внешним отличием которой от линейной машины была характерная антенна с «метелкой» на конце.
На фото – Panzerbefehlwagen IV Ausf G
Наверное, самой массовой и известной машиной на базе Pz IV была САУ («штурмовой танк») Sturmpanzer IV Brummbar или, как его называли солдаты на фронте «StuPa» («Штупа»). Собственно к танкам эта САУ отношения не имела, за исключением шасси. Вооружалась эта самоходка 15 cm Shturmhaubitze 43, за основу которой была взята 150 мм пушка sIG 33. Машина неплохо себя зарекомендовала благодаря мощной пушке и серьезному бронированию.
На фото – Brummbar разных выпусков.
Кроме Brummbar, выпускались и StuG IV, однако выпуск этих САУ поначалу тормозился по причине того, что танковые шасси использовались по прямому назначению. Только в 1944 году было развернуто массовое производство этих САУ. Они вооружались 75 мм пушкой с длинной ствола в 48 калибров. Испытывались и более длинноствольные варианты, но в серию они не пошли.
На фото – StuG IV
На фото – музейный StuG IV
На фото – StuG IV, «позаимствованный» у немцев
На базе III/IV или III§IV строилась и специализированные противотанковые САУ – Jagdpanzer IV и Sturmgeschütz neuer Art mit 7.5cm PaK L/48 auf Fahrgestell PzKpfw IV. Первую в шутку называли «Уткой Гудериана» – машина имела перегруз в носовой части. Вооружение состояло из длинноствольной 75 мм пушки (у первой пушка была создана на базе танковой, у второй – на базе PaK 40)
На фото – Jagdpanzer IV
На фото - он же, но пушка без дульного тормоза
На фото - Sturmgeschütz neuer Art mit 7.5cm PaK L/48 auf Fahrgestell PzKpfw IV
Кроме Jagdpanzer на смешанном шасси выпускалась и САУ Hummel, или 15cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschutzwagen III/IV (Sf), вооруженная 150 мм гаубицей sFH 18/1 L/30
На базе «четверки» была создана еще одна противотанковая САУ – Panzerjager Hornisse / Nashorn или 8.8cm PaK43/1 (L/71) auf Geschutzwagen III und IV (Sf), вооруженная противотанковой версией 88 мм зенитки. Эта САУ показала себя довольно эффективным противотанковым средством, способным эффективно бороться с любыми танками антигитлеровской коалиции на средних и дальних дистанциях
Не обошли вниманием немцы и ЗСУ на базе «четверки». Были разработан и пущен в серию целый ряд ЗСУ, отличавшихся друг от друга количеством и калибром орудий.
Первая – ЗСУ Möbelwagen с 37 мм пушкой Flak 43
Вторая, «промежуточная» ЗСУ – Flakpanzer IV Ostwind, с тем же вооружением, но с несколько измененной башней.
И окончательная – Flakpanzer IV Wirbelwind со счетверенной 20 мм пушкой Flak 38 L/112.5
Помимо немцев, САУ на базе «четверок» выпускали и в СССР – СУ-76 (и), о которых я писал в посте «Иномарки в Красной Армии». Базу для них получали путем «заимствования» немецких танков.
В целом Pz IV показал себя надежной, хорошо освоенной машиной, боевые характеристики которой систематически улучшались. Танки последних модификаций – Ausf G – J зарекомендовали себя весьма грозными противниками как советских, так и английских и американских танков. В СССР сопоставимой огневой мощью и защитой обладали только Т-34-85, у Англии и США – «Шерман Файрфлай». По отдельности же англичане и американцы смогли создать более-менее равноценные «четверке» машины уже после войны – «Центурион» и «Паттон» («Першинг», появившийся в конце войны изначально позиционировался американцами, как тяжелый).
К счастью для союзников, немцы не продолжили модернизацию «четверок», хотя резервы для этого в конструкции танка были. Вместо этого была предпринята попытка создать новый массовый средний танк, результатом которой стало создание массового тяжелого танка «Пантера», куда более дорогого и сложного в производстве.