Тим Бертон - неповторимый режиссер с необычным взглядом на мир (18 фото)
Рисовать Тим начал с детства и проявляя недюжинные способности в своем увлечении. Но жизнь в калифорнийском городке Бербенк близ Лос-Анджелеса не предполагала иной карьеры, кроме работы на фабрике печения. Поэтому он поступил в Калифорнийский институт Искусств (California Institute of the Arts), окончил его и поступил в студию Disney помощником мультипликатора. От рисунков в школьных альбомах до работы на студию Disney прошло немало лет, а потом еще немного, пока Бертон стал работать над проектами самостоятельно. В частности он занимался прорисовкой персонажей в мультипликационной ленте «Властелин Колец» Ральфа Бакши (Ralph Bakshi) и в первом кинофильме, где использовались компьютерные спецэффекты – легендарной ленте «Трон» (Tron). И ни в одном из этих проектов его имя даже не находит упоминания в титрах.
Но работы Бертона заметили, что весьма непросто, когда ты работаешь в штате студии Disney помощником мультипликатора. В результате после нескольких домашних поделок, он получил право на создание авторского проекта. Пробным шаром стал шестиминутный анимационный фильм «Винсент», в котором в автобиографической манере рассказывалось о мальчике, который считал себя Винсентом Прайсом и жил в двух мирах – реальном и придуманном готическом. Воспитанный на фильмах Роджера Кормана – копеечных экранизаций рассказов Эдгара По и иных готических историй, он, бывало, ассоциировал себя с героями этих лент. Стоит ли говорить, что голос за кадром принадлежал именно этому актеру, восхищенному подобной пылкой любовью аниматора к не слишком высококачественному кино.
Так из рядового аниматора после долгих лет старательного копирования чужих работ он стал сперва режиссером постановщиком мультипликационного, а затем короткометражного постановочного «Франкенвиини» про собаку Виктора Франкенштейна и большого художественного фильма «Большое приключение Пи-Ви». Случилось это в 1985 году. И именно местами сюрреалистическое «Большое приключение», а не прославивший Бертона «Биттлджюс» принято считать первой сказкой Бертона. Правда, тогда он снимал для детей.
Фильмом, который принес Бертону всенародную славу, стала черная комедия о существе из потустороннего мира Биттлджюсе, который вылезал из своей могилы и усмирял разбушевавшиеся привидения. По первоначальной задумке сценариста картина должна была называться «Майтлендс» (The Maitlands), и представлять собой драму с наплывом сверхъестественности, в которой бы супружеская пара испытывала трудности в общении с потусторонним миром. Сценарий был насыщен мрачными персонажами, а многие сцены были куда более трагическими. Но когда на съемочной площадке появился Майкл Китон и попросил некоторой свободы самовыражения у Тима Бертона, был реализован весь потенциал черной комедии, над которой весь свет смеется по сей день. Любопытно, что самому Китону для придания нужного настроения картине потребовалось только две недели на площадке и 17,5 минут экранного времени. Так Бертон стал режиссером Большого кино и самым известным сказочником Голливуда после Диснея. Можно сказать, что он сделал для старшего поколения то, что дедушка Уолт для младшего.
Впрочем, от мультипликации он не отрекался. Фильм « Биттлджюс» породил анимационный сериал, к которому Бертон приложил перо в качестве сценариста и аниматора. В 1993 году на основе его персонажей был создан мультфильм «Кошмар перед Рождеством» (The Nightmare Before Christmas), а в 2002 году на экраны вышла экранизация фантастического романа Герберта Уэллса «Машина времени» (The Time Machine), образы Морлоков были воплощены по его эскизам.
Свежая с точки зрения кинематографических приемов работа Бертона и его новаторские приемы монтажа и склонность к нестандартному видению привычных вещей утвердили боссов студии в необходимость пригласить человека с большим творческим потенциалом на потенциальный хит кинопроката про Бэтмена – их логику можно понять. В результате его две картины «Бэтмен» и «Бэтмен возвращается» стали эталоном стиля поп-артрхаусного кино – авторского фильма, доходчиво перенесенного из головы создателя до понимания массовым зрителем.
В коротком перерыве между «Бэтменами» Бертон создает рождественскую сказку о необычном пареньке, живущем затворником в замке близ обычного городка. Грустная рождественская история с восходящими звездами Голливуда, проснувшимися после этой истории знаменитыми. Сказка об одиночестве, человеческой жестокости и всепобеждающей вечной любви «Эдвард Руки-ножницы».
Затем у Бертона после небольшого перерыва вспыхнула иная страсть. После коммерческих успехов он получил некоторую финансовую свободу и взялся за авторское кино. И первым же проектом, не ориентированным на массового зрителя стал фильм о режиссере Эде Вуде (Ed Wood). Этот человек был славен тем, что за свою карьеру в кино написал сценарии к полусотне фильмов ужасов, в восемнадцати из них он был еще и постановщиком. Эда Вуда сыграл, как водится, Джонни Депп. В конце концов, это был фильм про друзей, а то, что он входит в число лучших фильмов в истории кинематографа лишний раз говорит о том, что картина своего зрителя нашла.
А вот с сатирой у Бертона не задалось. Комедия «Марс Атакует!» должна была стать очередной рождественской сказкой для взрослых – фильмом-катастрофой в лучших традициях «Нападения гигантских помидоров-убийц», с изумительной мультипликацией, язвительными диалогами, но выходящей в прокат во внеурочное время – канун рождественских праздников. Посмотреть было на что. Но пародийная лента, что прошлась по всем человеческим порокам и космическому блокбастеру «День независимости», вышедшему летом того же года, оказалась зрителю не по душе. Ни массированная реклама, ни мегазвездный состав, не спасли ленту от коммерческого провала. Из 70 миллионов бюджета кинотеатры США собрали чуть меньше сорока.
Провал был оглушительный и несколько приостановил прыть продюсеров, решивших дать отдохнуть творческому гению Бертона, собраться с силами и выдать на-гора коммерческий хит. Бертон же искал подходящий материал. Им стала готическая история «Сонная лощина» - короткий рассказ Вашингтона Ирвинга о безголовом всаднике, что в лунную ночь в канун Хэллоуина рубит головы жителям небольшого селения в Новой Англии. Успех картины был предопределен, даже не смотря на то, что лента вышла двумя неделями позже лихорадки кануна Дня Всех Святых – на День Благодарения.
Первое правило любого наездника гласит: упал с лошади – садись на нее снова. Иначе останется страх на всю жизнь. Тим Бертон это правило выучил хорошо, поэтому после провала «Марс Атакует!» взялся за еще одно нелегкое, почти фантастическое, дело – новую экранизацию романа Пьера Буля «Планета обезьян». Сложность заключалась не в том, чтобы не угодить поклонникам – за тридцать лет с момента постановки первого фильма по этому сюжету было создано шесть картин и несколько сезонов телевизионных сериалов. Сложно было сказать что-то новое, да так, чтобы это не шло в разрез с принятыми представлениями о романе. Была и другая сложность – бюджет. По мнению Бертона ста миллионов, выделенных на постановку, ему было явно недостаточно для осуществления задуманного. Боссы же студии 20th Century FOX полагали, что и подобные вложения вернутся в прокате с трудом. Впрочем, опасения были напрасны. Пускай ленте не была обеспечена хорошая пресса, но производство свое он окупил и студия, в основном благодаря международному прокату, получила немалую прибыль.
Когда «Планета обезьян» подтвердила свою успешность, Тиму Бертону пришло весьма забавное предложение. Картина, за которую планировал взяться Стивен Спилберг и отказавшийся от нее незадолго до прихода в проект Бертона под названием «Крупная рыба» с сюжетом, напоминающим современную сказку. Сын, никогда особенно не питавший к своему отцу большой любви, на его смертном одре выслушивает рассказ о жизни. Тот оказывается почти фантастическим – жизнь отца представляла собой ветвистое дерево историй, наполненное чудесами, как в древних сказках тропы следами неведомых зверей. И под конец рассказа сын осознает, что никчемный, как ему казалось, человек, был единственным, кого он любил на земле и кто любил его. Для человека, с детства жившего наполовину в мире своих грез, такой сюжет стал настоящей отдушиной после тяжкого бремени блокбастера. Впрочем фильм большого успеха не имел.
Затем вышли такие хиты как: : «Чарли и шоколадная фабрика» по повести для детей Роальда Даля и кукольным мультфильмом «Труп невесты», причём за последний из них был номинирован на Оскар в 2005 году. В них к Бёртону вернулась свойственная ему мрачная манера повествования, а самим фильмам сопутствовал значительный кассовый успех.
Тим Бёртон продолжает работать над множеством проектов в различных областях — продюсирует фильмы, снимает клип для групы «The Killers», трудится над ремастерингом «Кошмара перед Рождеством» и «Винсента». В 2007 году выходит бёртоновская экранизация мюзикла Стивена Сондхейма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» с Джонни Деппом и Хеленой Бонэм Картер в главных ролях. В том же году на Венецианском кинофестивале режиссер удостоен специальной награды — Золотого льва за достижения в жизни и творчестве, а в октябре 2008-го Тиму Бёртону была вручена почётная награда Scream Awards за вклад в развитие жанра фильмов ужасов.
В 2010 году на экраны вышел один из самых дорогостоящих проектов Тима Бёртона – фильм «Алиса в Стране чудес», снятый по мотивам одноименного произведения Льюиса Кэррола. Фильм имел гигантский кассовый успех, его мировые сборы перешагнули рубеж в миллиард долларов.Также режиссер принял участие в создании анимационной ленты «Девять», где Бёртон выступил продюсером совместно с Тимуром Бекмамбетовым.
Добрый сказочник Тим Бертон рассказывает нам о том, как прекрасен этот мир. Он открыл глаза и душу, позволил плакать и смеяться без стеснения. Он, пускай на полтора часа, снова превращает взрослых зрителей в детей и позволяет им верить в существование чуда. Но таково его призвание. Ведь он просто сказочник.