Geschützte feuerbereit! История немецких САУ. Часть 1 (21 фото)
P.S. Сразу должен предупредить – САУ в Вермахте считались артиллерией и к танковым войскам долгое время никакого отношения не имели.
Можно смело утверждать, что в области САУ немцы были впереди планеты всей – такого количества всевозможных САУ, наверное больше ни у кого не было. Вообще, классификация самоходно-артиллерийских установок Вермахта была довольно сложной и запутанной. Тут присутствовали несколько основных классов САУ: Sturmgeschutze — штурмовые орудия, Selbstfahrlafetten — самоходные лафеты, Panzerjager und Jagdpanzer — самоходные противотанковые орудия, истребители танков, Flakpanzer — зенитные самоходные орудия. Неразбериха в классификации усугублялась тем, что машины, относившиеся к одному типу, при модернизации фактически начинали принадлежать к другому. Так, например, штурмовое орудие StuG III после перевооружения 75-мм длинноствольной пушкой превратилось в классическую противотанковую САУ — Jagdpanzer, в этом качестве и использовалось, хотя до самого конца войны по-прежнему именовалось штурмовым орудием. При этом одна и та же машина могла фигурировать под несколькими названиями (тот же «Хетцер», к примеру). Поэтому мы будем рассматривать САУ по шасси танков. САУ на базе тракторов и «иномарок», позаимствованных Вермахтом мы так же не будем рассматривать подробно – это материал для отдельного разговора.
Итак, мы начинаем. Недостаточная мобильность и живучесть артиллерии на поле боя еще в Первую Мировую Войну привели к созданию двух разных классов машин – «танков артиллерийской поддержки» и «самоходных артиллерийских установок», которые впоследствии слились в один. Кроме этого, на полях сражений ПМВ появились и так называемые «штурмовые орудия» - пушки, действовавшие совместно с пехотой. Все эти новшества поначалу имели массу недостатков – в первую очередь, невысокую подвижность и малую живучесть на поле боя. Попытка устанавливать пушки на шасси грузовиков и тракторов так же не была успешной – боевая эффективность подобных машин была все еще недостаточной. Автомобильное шасси не обеспечивало должной защиты, а трактора были слишком неустойчивы.
Собственно немцы никакой Америки не открыли – поначалу они устанавливали пушки на своих полугусеничных БТРах. Попытки же использовать танковые шасси (Pz III) для создания САУ встретили мощное противодействие Гудериана – он считал, что танковое шасси нужно использовать по прямому назначению, а 75 мм пушки Pz IV вполне достаточно для уничтожения большинства препятствий. «Лоббистом» САУ выступил фон Манштейн – именно он «продавил» создание первых САУ на танковом шасси перед войной с Польшей. Собственно Польская компания и убедила немецкое командование в необходимости иметь на вооружении орудия, которые по своей подвижности и защищенности не уступали бы танкам.
На фото – различные варианты САУ на шасси полугусеничных БТР и тягачей. В частности – Sd Kfz 8. Модель – ЗСУ на базе Sd Кfz 10/5
Кроме этого, на вооружении Вермахта находилось довольно много Pz I, боевая ценность которого к началу Второй Мировой Войны была более чем сомнительна. И вот, в 1939 году Alkett предоставила на суд Министерства Вооружений проект трех вариантов САУ на базе Pz I Ausf B. В нем предполагалось устанавливать 37 мм противотанковую пушку Раk 35/36, 20 мм зенитную пушку Flak или 75 мм легкое пехотное орудие lelG 18. Но 37 мм Раk 35/36 уже считалась недостаточно мощной и серийно устанавливалась на базе Sd Kfz 251, 75 мм пушка «прописалась» на другой машине, а вот 20 мм зенитка нареканий не вызывала, однако проект был отложен на год.
На фото – Sd Kfz 251с Раk 35/36 – конкурент Panzerjager I
Следует отметить, что в начале ВМВ у немцев не хватало мощных противотанковых орудий – так, 50 мм пушка Раk 38 по состоянию на 1939 год еще разрабатывалась (ее успели доделать только к 1940 году). Поэтому пришлось «по сусекам помести» - искать новую мощную противотанковую пушку. Выбор пал на чешскую 47 мм пушку фирмы Škoda (заводской индекс – А5) 4,7 cm KPUV VZ.38, считавшуюся на тот момент одной из лучших в мире. Этому орудию присвоили наименование 4,7 cm PaK(t) и именно оно стало устанавливаться на место Раk 35/36. Однако для этого пришлось несколько переработать шасси. Сама пушка устанавливалась в открытую сзади и сверху рубку с толщиной стенок 14,5 мм. В таком виде зимой 1940 года машина и пошла в производство.
Новую САУ назвали 4.7cm Pak(t) Sfl auf Pz Kpfw I Ausf B. Есть его альтернативный вариант – Selbstfahrlafette mit 4,7-cm-Pak(t) auf Fahrgestell des Panzer I и армейский "сквозной" индекс Sd Kfz 101 ohne Turm. Впрочем, сейчас эта боевая машина более известна как Panzerjager I («Охотник за танками-1»).
На фото – 4.7cm Pak(t) Sfl auf Pz Kpfw I Ausf.B в музее Кобленца
На фото - Panzerjager I со старой, тесной рубкой
Собственно в войска машина попала до начала вторжения во Францию, однако в боевых действиях участия практически не принимала, в виду быстрого разгрома французской армии. По большей части эти САУ использовались в качестве учебных. Но даже такие результаты не очень обнадеживали. Дело в том, что немцы активно использовали чешские и австрийские 47 мм бронебойные снаряды, малоэффективные против толстобронных танков. Нужен был подкалиберный снаряд, который бы позволил лучше бороться против танков как имеющегося, так и потенциального, на тот момент, противника. Такой снаряд появился только в 1940 году.
Кроме нового снаряда эта, толком и не воевавшая, машина была модернизирована – рубка стала чуть больше и полностью сварной.
На фото – Panzerjager I в Бельгии (вверху) и во Франции (внизу)
Наиболее активно Panzerjager I применялись в Африке и на Восточном фронте и вот тут-то и проявились все недостатки как пушки, так и машины в целом. Если в Африке плохо боролись «Охотники» неплохо боролись с английскими «крейсерами», а с близкого расстояния могли подбить в борт и «Матильду», то на Восточном фронте дела обстояли много хуже. Во-первых, даже бортовая броня советских Т-34 и КВ не поражалась немецкими пушками практически в упор, во-вторых, эффективность снарядов была невысокой и, в-третьих, погодные и климатические условия были слишком тяжелыми для устаревших и изношенных шасси САУ.
Но обо всем по порядку. Справедливости ради должен отметить, что немцы умудрялись пробивать литые башни советских танков с расстояния 400 м, но это были довольно редкие случаи. Подкалиберный снаряд позволил бороться с Т-34 и КВ в борт с расстояния 500 - 600 м. Правда, заброневое действие вольфрамо-молибденового сердечника оказалось очень слабым. Незначительным было и число вторичных осколков , представлявших основную угрозу для экипажа при по падании в танк подкалиберного снаряда. Частыми были случаи, когда сердечник, пробив броню, раскалывался на 2 – 3 крупных осколка, которые просто падали на пол, не причиняя вреда экипажу и оборудованию танка.
Ходовая же часть не выдерживала распутицы, а моторы при 15 градусах мороза попросту отказывались работать.
На фото – Panzerjager I в Африке
На фото – здесь дорог нет, одни направления...
Собственно бои лета 1941 года «подвели черту» под этой машиной – созданные в 30-х годах шасси и пушка к началу сороковых устарели.
Последним боевым эпизодом в использовании Panzerjager I на шасси Pz I стало их применение в районе Сталинграда, где эти САУ и нашли свой конец в качестве боевых машин.
На фото – подбитая Panzerjager I «Граф Шпее» с поломанным накатником. 1942.
На фото – «позаимствованный» Panzerjager I и его экипаж: механик-водитель Якименко и наводчик Протазанов. Западный фронт, 1942 год
Справедливости ради нужно упомянуть еще одну машину под обозначением Panzerjager I – 4,7cm PaK(t) auf Panzerkampfwagen 35 R(f) ohne Turm. Эта САУ имела ту же пушку, что и ее немецкий собрат. Но устанавливалась пушка на шасси трофейного французского танка Renault R-35. При этом эта машина провоевала как минимум до 1944 года.
На фото – Panzerjager I на шасси Renault R-35 в музее г. Тун, Швейцария
Но вернемся к разработкам на базе Pz I фирмы Alkett. В январе 1940 года на суд представителей Вермахта была выставлена новая САУ – 15 cm sIG 33 Sft auf PzКpfw I Ausf B. Машина представляла собой Pz I со снятой башней с водруженным на ее место 150 мм орудием slG 33 (slG - schwere Infanterie Geschutz – тяжелое пехотное орудие) фирмы Krupp. «Изюминкой» этой первой немецкой серийной САУ было то, что орудие первоначально монтировалось вместе со станком, лафетом и колесами (!!!). Неудивительно, что машина оказалась очень высокой и склонной к опрокидыванию (высота машины составила более 3 м). Боеприпасы же к пушке перевозились отдельно.
Впрочем, в войсках САУ приняли неплохо – орудие slG 33 выпускалось с 1927 года и было хорошо знакомо артиллеристам. Эти САУ неплохо показали себя во Франции, на Балканах и в Греции. Отметились они и на Восточном фронте. Там в боекомплект, помимо осколочно-фугасных и дымовых снарядов, включили кумулятивный боеприпас Gr З9Н 1/А, но применялись эти снаряды крайне редко.
Вскоре все САУ 15 cm sIG 33 Sft auf PzКpfw I Ausf B или «Bison» были потеряны в боях.
На фото – переправа САУ slG 33 через р. Маас. 705-я рота тяжелых пехотных орудий, 13 мая 1940. На фото хорошо виден станок.
На фото - «Bison», вид сзади
На фото - та же САУ, но без броневой рубки
На фото – красноармейцы рассматривают захваченный «Bison»
На фото – 15 cm sIG 33 Sft auf PzКpfw I Ausf B рядом с брошенным КВ-2. 1941 год. Увы, подобные картинки были характерны для лета 1941.
Третьим и последним детищем Alkett на базе «единички» стала ЗСУ 2 cm Flak 38 Sfl Аuf Рz Крfw I Ausf A или Flakpanzer I. На машины с демонтированной башней и частично срезанной подбашенной коробкой устанавливались 20 мм автоматические зенитные пушки Flak 38 (есть информация, что на первых двух экземплярах ставилась Flak 30). Машины эти использовались по большей части в пропагандистских целях во время маневров. Тем не менее, они повоевали в Польше и в Африке, но оказались малоэффективными. Дело в том, что в ходе боевого применения выяснилось, что тонкая 13 мм броня пробивалась огнем противотанковых ружей и даже крупнокалиберных пулеметов, а стрельба из 20 мм пушки только демаскировала машину, принося чисто символическую боевую пользу. Несколько более успешно установки применялись для борьбы с пехотой противника. Противовоздушные же качества одиночной 20 мм пушки оценивались как посредственные. Кроме этого, шасси, выпущенные в 1936 году уже выработали свой ресурс и ЗСУ по большей части стояли в ремонте, чем воевали
Последние 2 ЗСУ этого типа были захвачены под Сталинградом и направлены в НИИТБТ в Кубинке, где их и постигла судьба большинства трофеев.
На фото и рисунке – Flakpanzer I
На фото – Munitionsschlepper I (подвозчик боеприпасов) и Flakpanzer I.
Некоторое количество транспортеров боеприпасов придавалось каждой батарее ЗСУ. Полностью укомплектованная батарея ЗСУ должна была насчитывать 8 боевых машин. А вот количество транспортеров в различных источниках колеблется от 3 до 8.
САУ на базе Pz I стали первыми самоходками на базе танковых шасси в Вермахте. Несмотря на свои многочисленные недостатки и изношенность ходовой части (Pz I выпускался с 1936 года) они неплохо показали себя и стали весомым аргументом немецких дивизий на поле боя, особенно если учесть, что у противников Германии с самоходной артиллерией было туго. В целом, первые немецкие САУ были хорошим примером того, как можно использовать шасси устаревших танков, вновь превратив их в полноценные боевые единицы.
В следующем моем посте речь пойдет о более распространенных САУ Вермахта – машинах на базе Pz II.