Сталинградский следопыт Василий Зайцев (3 фото)
Василий Зайцев родился 23 марта 1915 года в деревне Еленинка Челябинской области. Стрелковому делу обучился задолго до войны. Его дед Андрей Алексеевич брал Василия на охоту и учил всем тонкостям ремесла: читать следы, маскироваться, передвигаться бесшумно, думать, как думает добыча, и стрелять безошибочно и точно. В 12 лет Василий получил от деда в подарок свое первое охотничье ружье. «Так из детства я незаметно перешел в юность с ружьем, — писал Зайцев в своих воспоминаниях, — научился в тайге искусству следопыта по звериным тропам. Потом все это мне очень пригодилось в борьбе с двуногими хищниками, что пришли на нашу землю непрошеными».
Война застала его во время службы на Тихоокеанском флоте. После пяти рапортов летом 1942 года старшина 1-й статьи Василий Зайцев был направлен защищать Сталинград… С первых дней на фронте его признали прирожденным асом, и вскоре он стал обучать снайперскому делу своих сослуживцев.
Советские снайперы приносили нацистам серьезнейшие потери. Для их устранения вражеское командование направило на фронт опытного стрелка, руководителя снайперской школы в Берлине. Появление «незваного гостя» серьезно осложнило положение наших бойцов. Уничтожить снайпера было поручено лично Василию Зайцеву.
Потянулись тяжелые дни поисков и напряженного наблюдения. «Я уже научился быстро разгадывать „почерк“ фашистских снайперов, по характеру огня и маскировки без особого труда отличал более опытных стрелков от новичков, трусов — от упрямых и решительных. Но характер руководителя их школы долгое время оставался для меня загадкой», — вспоминал снайпер.
В очередную засаду Василий Зайцев вместе с напарником Николаем Куликовым отправился на рассвете. Заняв позицию, стрелки принялись наблюдать. Время тянулось, а поиски опять не приносили результатов. Наступил вечер. Вдруг над вражеским окопом возникло едва заметное движение, показалась каска… Стрелять Зайцев не торопился. Он знал — это приманка. Но то, что стрелок целый день пробыл на скрытой позиции и ничем себя не выдал, говорило о многом: он вынослив, хитер и опытен, а значит, это тот самый снайпер, которого Зайцев должен устранить.
Прошел второй день на позиции, начался третий. В засаду с Зайцевым отправился политрук Данилов. Где-то неподалеку гремел бой, а защитники не сводили глаз с неприятельской позиции.
Решив, что заметил врага, политрук на долю секунды высунулся из окопа, указать Зайцеву направление… «Этого оказалось достаточно. К счастью, пуля только ранила политрука», — вспоминал снайпер. Стало понятно, что вражеский стрелок находится прямо напротив позиции советских бойцов. Но где именно?
Справа находится дзот, слева — подбитый танк, а между ними на ровной местности валяется лист железа, заваленный грудой кирпичей. «Ставлю себя в положение противника, — писал в воспоминаниях Зайцев, — где лучше занять снайперский пост? Не отрыть ли ячейку под тем листом? Ночью сделать к нему скрытые ходы… Да, наверное, он там, под железным листом, на нейтральной полосе».
Василий не ошибался. Вскоре немецкий стрелок клюнул на его уловку, выстрелив в приманку, поднятую над позицией.
На следующий день бойцы заняли новое укрытие. Снова потянулись часы ожидания, как вдруг перед железным листом что-то заблестело. Оптический прицел. Куликов медленно приподнял каску. Грянул выстрел. Куликов приподнялся и тут же упал, делая вид, что пуля достигла цели. Купившись на эту уловку, берлинский снайпер высунулся из укрытия… В этот момент Василий Зайцев спустил курок. «Голова фашиста осела, а оптический прицел его винтовки все так же блестел на солнце».
Эта блестящая победа принесла Василию Зайцеву «Золотую Звезду» Героя. Всего же за годы войны, участвуя в боях под Сталинградом, Донбассом, Одессой снайпер уничтожил более 300 гитлеровцев.