Меч Победы: выковали на Урале, оставили в Берлине (6 фото)
Меч — аллегорический символ победы над врагом — был выкован на Урале, поднят на Волге и победно опущен в Германии. Такова идея композиции, воплотившаяся в знаменитых скульптурах: «Тыл — фронту» в Магнитогорске, «Родина-мать зовет!» в Волгограде и «Воин-освободитель» в Германии.
«Тыл — фронту» — первый монумент серии, состоящий из двух фигур — рабочего и воина.
Магнитогорск был не случайно выбран местом для сооружения памятника, ведь по статистике, каждый третий снаряд и каждый второй танк были сделаны из магнитогорской стали.
Отсюда и символичность скульптуры — работник завода, стоящий на Востоке, передает выкованный меч солдату, который направляется на Запад.
Позже Меч Победы поднимет ввысь «Родина-мать» в Волгограде (Сталинграде в Великую Отечественную), где произошел переломный момент в войне. Именно отсюда, из Сталинграда, после тяжелейших боев началась долгая дорога на Берлин.
И завершает общую композицию монумент «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Советский солдат стоит на обломках свастики и держит на руках спасенную им немецкую девочку. Победно опущенный Меч символизирует конец войны и разгром нацистской Германии.
Несмотря на то, что Меч Победы начал путь на Урале и закончил в Берлине, монументы триптиха были установлены в обратном порядке. Памятник «Воин-освободитель» установили в Берлине весной 1949 года, строительство монумента «Родина-мать зовет!» завершили осенью 1967 года, а первый монумент серии — «Тыл — фронту» — открыли летом 1979 года.
Два монумента триптиха — «Родина мать зовет!» и «Воин-освободитель» — принадлежат руке одного мастера, скульптора Евгения Викторовича Вучетича. В своем творчестве к теме меча автор обращался трижды.
Третий монумент Вутечича, не относящийся к серии, установлен в Нью-Йорке перед штаб-квартирой ООН. В композиции «Перекуем мечи на орала» рабочий перековывает меч в плуг, а сама скульптура символизирует стремление людей бороться за разоружение во имя торжества мира на планете.
В основе сюжета памятника «Воину-освободителю» лежит реальный подвиг солдата — знаменщика 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии сержанта Николая Масалова, совершенный им при взятии Берлина.
26 апреля 1945 года советские солдаты готовились к взятию аэродрома Темпельхоф. Путь бойцам преграждал глубокий канал, мосты и подступы к которому были со всех сторон прикрыты огнем вражеских пулеметов. Стояла напряженная тишина, которую нарушил детский плач.
Он повторял одно, понятное всем слово: „Муттер, муттер…“, — вспоминал маршал Василий Чуйков о подвиге бойца. — „Кажется, это на той стороне канала“, — сказал товарищам Масалов. Он подошел к командиру: „Разрешите спасти ребенка, я знаю, где он“.
Рискуя жизнью, Николай Масалов спас ребенка, и, «передав девочку санитаркам, снова встал у знамени полка, готовый к броску вперед».
Красноармеец Иван Одарченко стал прообразом фигуры монумента «Воин-освободитель». Именно он позировал скульптору Евгению Викторовичу Вучетичу.
В августе 1947 года, в День физкультурника, в Берлине проходили спортивные соревнования, одним из участников которых был и рядовой Одарченко. После соревнований к нему подошел скульптор Вучетич и сказал, что хочет лепить с него монумент воину-освободителю.
Позировал Иван Одарченко около полугода. На левой руке сидела сначала немецкая девочка, затем — трехлетняя Света Котикова, дочь коменданта Берлина.