Титов Виктор Абросимович. Чтобы помнили! (8 фото)
Прошу прощения, но вынужден воспроизвести почти весь ресурс ЧП!
Почему? Судите сами: для меня всё - новое!
Это имя не на слуху, и многие читатели решат, пожалуй, что с творчеством Титова не знакомы. Они крепко ошибутся. Ведь Виктор Титов – это автор всенародно любимого фильма «Здравствуйте, я ваша тетя». А кроме того, он создатель таких лент, как «Чудо с косичками» и «Открытая книга», «Отпуск за свой счет», «Адам женится на Еве», «Каждый день доктора Калинниковой», «Ехали в трамвае Ильф и Петров», «Кадриль», «Русский транзит», «Жизнь Клима Самгина», – и это еще не полный список его работ.
Почему же так вышло, что имя автора широко известных лент широкому кругу зрителей мало известно? Каким был Виктор Титов в жизни и на съемочной площадке? Какое место занимал в его жизни Ростов?
Об этом наш разговор с его братом – Александром Титовым, региональным директором по связям с общественностью и рекламе ростовского филиала «Альфа-Банка».
– Александр Абросимович , чем объяснить эту странную ситуацию: почему так редко слышно о Викторе Титове сейчас, да и прежде, как помнится, он был не из тех киномастеров, которые регулярно появлялись в телепередачах, на страницах всесоюзных газет и журналов?
– Однажды Николай Еременко-младший, который снялся в его картине «Восточный роман», сказал мне: «Титов – редкий режиссер, в том плане, что ему нравится не только снимать, но и монтировать, озвучивать, работать с актерами. Ведь множество других хороших режиссеров любят снимать, но не любят озвучивать, монтировать, работать с актерами, доверяя это другим людям из своей команды». Витя всегда был в работе. Он не знал, что такое творческий кризис: завершал один фильм и тут же принимался за следующий. Вы только представьте, в каком темпе он работал: «Жизнь Клима Самгина», снятая к 150-летию со дня рождения Горького, – это 14 серий, и каждая серия – это настоящее полноформатное кино. То есть фактически он за три года снял 14 фильмов! Витя и по натуре был человек нетусовочный, да и времени у него не было на то, чтобы вести пространные разговоры о творческих замыслах, хотя он всегда надеялся, что снимет что-то еще – большое и хорошее. Работа была его счастьем, смыслом его жизни.
– Когда он работал над фильмом «Здравствуйте, я ваша тетя», у него было предчувствие оглушительного успеха?
– С фильмом «Здравствуйте, я ваша тетя» у Титова вышла история, похожая на ту, что была у Мотыля с «Белым солнцем пустыни». Он взялся за эту работу после того, как от нее отказалось несколько режиссеров. Причем довольно известных.Дело в том, что пьеса Брандона Томаса «Тетка Чарлея», автора 19-го века, по которой был написан первоначальный сценарий, довольно пуста. Но Витя написал свой режиссерский сценарий. Недавно «Комсомольская правда» опубликовала десятку популярных «крылатых фраз», которые вошли в нашу жизнь благодаря экрану. Две фразы в этом списке – из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя». Это: «Я – тетушка Чарлея из Бразилии, где много диких обезьян» и, конечно: «Я – старый солдат и не знаю слов любви». Эти фразы не из пьесы. Их придумал Виктор Титов. Армен Борисович Джигарханян сравнивал работу Вити над образами этого фильма (брат продумывал каждую интонацию, каждый поворот головы героя) с вышивкой бисером. Но это не потому, что к этому проекту Титов относился по-особому. Он так работал всегда. От Валентина Иосифовича Гафта я слышал, что роль белогвардейского офицера, сыгранная им в фильме «Жизнь Клима Самгина», – это его самая удачная и лучшая роль в кино. Он не скрывал, что эта роль была сделана для него Титовым. К тому времени Гафт сыграл не менее ста, наверно, ролей. Среди них были и главные, тогда, как его пребывание на экране в «Самгине» длилось всего несколько минут (это был диалог в купе поезда с Климом Самгиным о судьбах России), и, однако, такая высокая оценка. А, возвращаясь к фильму «Здравствуйте, я ваша тетя», напомню, что то, как Титов распределил роли, было экспериментом. Тот же Гафт никогда прежде не играл такого эксцентричного героя, как дворецкий Брассет. Джигарханян в роли судьи Кригса – тоже неожиданность. Калягин к тому времени уже сыграл Ленина, был известным драматическим актером, и вдруг – комедия, и этот безработный Бабс Баберлей, он же – псевдотетушка Чарлея… Бюджет у фильма был более чем скромный, условия, в которых он снимался, комфортными не назовешь. Работали над «Тетей» на студии в «Останкино», в третью смену. Съемки начинались в час ночи, завершались в семь утра. И так – почти три месяца. Это при том, что у каждого актера была еще работа в театре. Но никто не жаловался. Работали с удовольствием, хотя то, что фильм ожидает такой успех, никто все же не предполагал. Известно, что съемки комедии – дело сложное. Помню, Гурченко рассказывала в одной из телепередач, что, бывало, артисты и вся съемочная группа во время работы над какой-то комедией едва сдерживались от хохота, а зритель потом смотрел эти кадры и даже не улыбался.
- Виктор Титов показывал отснятое кому-то, не занятому в работе над этой картиной?
– Брат считал, что негоже режиссеру выносить на чей-либо суд еще не завершенную работу: советчики, как в известной басне, скорее погубят работу своими замечаниями, чем подскажут что-то дельное. Интересно, что и импровизацию актеров на съемочной площадке в отличие от многих своих коллег Титов не приветствовал. За исключением тех случаев, когда отрепетировать, детально обговорить заранее какую-то сцену означало бы ее убить. К примеру, в один из своих первых фильмов – «Вальс» брат пригласил начинающую Алису Фрейндлих (до этого она снялась лишь в двух эпизодических ролях, одна из которых была даже без слов). В «Вальсе» ей предстояло сыграть женщину, проводившую на войну любимого человека. И вот она сидит в блокадном Ленинграде на кухне коммунальной квартиры и читает его первое письмо с фронта. Обычно в таких случаях актрисам дают чистый лист, режиссер говорит: «Ну-ка, сыграй!». А тут неожиданно для Алисы Фрейндлих все вышло совсем по-другому. Она стала разворачивать перед камерой этот солдатский «треугольник» и… Это действительно было письмо, а не чистый лист.
Витя предупредил операторов:
– Как хотите, черти, извернитесь, но второго дубля не будет. Это я вам точно говорю.
И они сняли и ее слезы, и ее счастье от чтения этого письма, написанного ночью самим Виктором Титовым, который хорошо помнил, как наша мама ждала с фронта нашего отца, не веря тому, что он без вести пропал, как сам он ждал его, – и дождался.
– У Виктора Титова были любимые актеры, с которыми ему особенно нравилось работать?
– Конечно. Но также он любил открывать новые имена. Ирина Мазуркевич, одна из ведущих питерских актрис, говорила недавно в телепередаче, что фактически ее открыл Титов, у которого она сыграла в «Чуде с косичками». Там ее заметил Александр Митта, пригласил в фильм «Сказ о том, как царь Петр арапа женил». И дальше уже пошла актерская судьба. На главную роль в «Жизни Клима Самгина» Витя пригласил не актера, а просто молодого человека, демонстрировавшего на подиуме модную одежду от Зайцева. Это был Андрей Руденский. Брат увидел в этом тонком, сомневающемся, натянутом, как струна, юноше мятущуюся, больную душу и понял, что лучшего Самгина ему не найти. Сейчас Андрей Руденкий – довольно востребованный актер. Илья Олейников и Юрий Стоянов впервые появились на экране в фильме Титова «Анекдоты». Тогда это были еще не популярные авторы и исполнители «Городка», а мало кому известные артисты. Брат сказал им: «Вот я сейчас снимаю фильм «Анекдоты», но почему бы и вам не подобрать смешные истории, не экранизировать их на телевидении?». И Олейников со Стояновым, группой единомышленников предложили ленинградскому телевидению программу «Городок». Потом эту программу приметило и российское телевидение. Так, с легкой руки Титова, зажглись две звезды и появилась полюбившаяся зрителям телепрограмма.
– Виктор Титов, бывало, брал сценарий, от которого отказывались другие, или включался в работу над фильмом, которую кто-то из коллег не осилил, и делал отличное кино. А работу над телесериалом «Дом надежды», которую он не успел завершить, кто-нибудь пытался продолжить?
– Да, но попытка не удалась.
– Не нашлось второго Титова?
– Возможно, успех фильмов Виктора Титова объясняется тем, что талант художника сочетался в нем с человеческими качествами: он любил актеров, любил и знал жизнь, уважал зрителя, и если брался за работу, то просто не мог делать ее вполсилы. Вы начали с того, что имя Виктора Титова ни теперь, ни прежде не на слуху. Думаю, он из-за этого не переживал. Главное, что кино Титова смотрят и любят по-прежнему.
"Не выдержал тяжелой операции, ушел из жизни замечательный кинорежиссер Виктор Абросимович Титов. Несправедливо рано — на 62-м году жизни. В разгаре работы над новым проектом.
Режиссер занял свое почетное место среди так называемых «битых» мастеров отечественного кинематографа. Всю жизнь балансируя на острие ножа, он не переставал удивляться, что ему все еще дают снимать фильмы.
Он заметил и отобрал на предварительном конкурсе во ВГИК Валентину Теличкину и Татьяну Васильеву. Виктор Титов учился тогда на режиссерском у Михаила Ромма, и мастер поручал своим студентам проводить туры. Потом Титов снял Васильеву вместе с начинающим Олегом Далем в своей дипломной картине «Солдат и царица» по Андрею Платонову. Творчество Платонова настолько не устраивало тогдашнее Госкино (Титов заканчивал институт кинематографии в 1968г.), что имя крамольного писателя из титров убрали, и лента за стены ВГИКа не выходила.
На фильм «Вальс» о военных событиях ему не утвердили выбранных актрис — ту же Васильеву, Алису Фрейндлих, Ольгу Гобзеву. Фильм на музыку «сомнительного» Альфреда Шнитке был почти закончен, когда руководство «Мосфильма» наложило на него запрет. Правда, потом «Вальс» неоднократно показывали по телевидению накануне Дня победы.
В картине «Ехали в трамвае Ильф и Петров» без ведома постановщика было сделано 12 больших купюр. Ленту собирались уже объявить позорящей «Мосфильм», но спасла Титова рецензия в центральной прессе (критик успел посмотреть еще не вырезанный вариант): работу назвали первой удачной экранизацией Ильфа и Петрова.
Виктор Абросимович так и не набрал себе курс учеников. Возможно, не осуществил и какой-то заветный замысел. Но, тем не менее, его творческую судьбу можно считать счастливой. Титов многое успел сделать, его картины были любимы, его герои помогали людям жить.
Виктор Титов умер 4 августа 2000 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Комаровском кладбище.