Почтовые голуби российской дипломатии в Европе
Которые, скажем так, в последние месяцы всерьез зачастили с “визитами вежливости” к берегам Европы, и особенно Туманного Альбиона. Да так, что с месяц назад премьер Дэвид Кэмерон даже заявил, что “его страна не будет эмоционально реагировать” на полеты “Тушек”, более известных под названием “Белый лебедь”.
Вообще, чисто формально глава британского правительства совершенно прав – поводов для “эмоциональной реакции” нет никаких. Ведь наши самолеты даже воздушную границу Британии не нарушали – так, полетали рядом в международной зоне. Ну выслали им на перехват британские истребители – так ведь им тоже международное право над нейтральными водами летать не запрещает. Надо ж “соколам” обоих государств где-то тренироваться?
На самом деле, конечно, слова Кэмерона следует понимать с точностью до наоборот. Вернее – как выдачу желаемого за действительное. “Правительство Ее Величества” действительно может хранить гордое спокойствие по поводу полетов Ту-160М – но разделят ли его все граждане Соединенного Королевства? Да и остальной “натовской” Европы тоже.
Хотя, конечно, “отказ от эмоциональной реакции” больше всего декларирует Лондон – главный сателлит Вашингтона в Европе. Догадывается, что Россия из всех “европейцев” на него обижается больше всего. Если, конечно, не считать даже не сателлитов – а просто откровенных холуев (по научному – лимитрофов) дядюшки Сэма, вроде маленьких, но гордых прибалтов. Другое дело, что принимать последних всерьез – себя не уважать, так что российская стратегическая авиация до полетов над ними и не опускается.
Но в том-то и дело, что полеты стратегических бомбардировщиков – это особый вид политики ядерного сдерживания. Во всяком случае – один из самых эффектных, пусть и формально не самых эффективных. Ведь современные люди, включая население “золотого миллиарда”, уже попривыкли к угрозе потенциальной ядерной войны. Все знают, что ракеты России и НАТО нацелены друг на дружку, управляют ими системы, подобные отечественной “мертвой руке” – так что в случае “часа Х” взаимное уничтожение практически гарантировано.
Только этот непреложный факт вытеснен куда-то на задворки сознания. В духе армейского анекдота: “Ты видишь суслика? – Нет… - А он есть!” Вот так и с привычным ядерным арсеналом – все противоборствующие стороны стараются его не то, что афишировать – а, наоборот, максимально маскировать. Даже стартовые позиции “шахтных” ракет и то засекречивают – пусть на штабных картах противника они давным-давно отмечены “крестиками” и их координаты введены в компьютеры средств поражения.
А те же подводные лодки – главная их “фишка” оставаться незамеченными для потенциального врага. Чтобы тот не смог их уничтожить за мгновение до запуска баллистических ракет. То же касается и передвижных ракетных комплексов – вроде российского “Тополь-М”.
А вот стратегическая авиация – совсем другое дело. Ее не имеет смысла маскировать – да это и невозможно в принципе. Даже с применением супер-модных “стелс-технологий” – пасующих всего лишь перед сменой частоты российских РЛС. Так что обнаружить ракетоносцы просто – сложнее их перехватить.
Их полеты длятся от силы полсуток – если с дозаправкой, то чуть больше. Но за это время они пролетают больше 10 тысяч километров (Ту-160М – до 13 тысяч). И во время этих полетов являют зримый пример российской ядерной мощи.
Собственно, появление наших самолетов именно вблизи британских берегов – больше демонстрация, особой военной ценности не имеющая. Потому что “Белые лебеди” имеют на вооружении крылатые ракеты Х-55 , с дальностью стрельбы до 2500 км (в самых современных модификациях – до 3500).
То есть, приближаться вплотную к цели им абсолютно не обязательно – запуск ракет может быть произведен с огромного расстояния. При этом сам ракетоносец практически неуязвим для современных ракет ПВО – ведь дальность даже самого совершенного российского комплекса С-500 всего полтысячи километров.
Чтобы хотя бы попытаться перехватить Ту-160М и помешать потенциальному пуску его ракет, Британии и нужны истребители. Но вот беда – на которую и указал эксперт Королевского объединенного института оборонных исследований: радиус действия последних вчетверо меньше, чем у российских машин. 1400 километров против 6 тысяч. То есть, конечно, Typhoon может по прямой пролететь и почти 3 тысячи – но ему ж еще на базу возвращаться надо, его ж не “камикадзе” пилотируют.
Так что российские машины могут в действительно предвоенной обстановке вовсе и не приближаться к берегам противника – оставаясь от них на расстоянии этак в полторы тысячи километров, безопасных для атаки перехватчиков. А самим в нужный момент пустить смертноносный груз в цель – как только последует команда. Кстати, вышеупомянутых ракет Х-55 Ту-160М может нести 12 штук. А баллистических ракет Х-15 – вдвое больше, правда, и дальность их около 300 км.
У каждой из них – свои преимущества. “55-я”, крылатая, летит хоть и относительно медленно, 920 км/час – зато на высоте от 20 до 40 метров, огибая препятствия рельефа. То есть, заметить и сбить ее очень трудно. А “15-я”, баллистическая, приближается к земле на скорости в 5 звуковых – то есть, в полтора раза быстрее самого быстрого перехватчика в мире. То есть, тоже трудно уязвимая.
Но главное – на обоих типах ракет могут стоять ядерные боеголовки. Да, всего по одной и “всего” по 300 и 200 килотонн соответственно. Но, вообще, чтобы “уполовинить” 300 тысяч жителей Хиросимы, американцам хватило всего-навсего 20 кТ ядерной взрывчатки…
Посему, что бы ни вещал британский премьер Кэмерон относительно “спокойной реакции” на полеты российских стратегических бомбардировщиков, – иметь такую реакцию смогут лишь те англичане, которые имеют под рукой неплохой противоатомный бункер. Ну или кто живет подальше от крупных промышленных и военных объектов.
То есть, конечно, согласно многократным заявлениям российской стороны, Ту-160М во время своих полетов на борту ядерного оружия не несут. Но, с другой стороны – а кто это может проконтролировать? А,главное – поручиться, что это “отсутствие” не закончится тогда, когда НАТО начнет слишком уж рьяно “бряцать оружием” перед нашим носом? То ли в связи с украинским кризисом – то ли “просто так”, “во имя общечеловеческих ценностей”, понимаемых, как неприкрытый диктат Вашингтона с союзниками над остальным миром.
В начале 80-х в СССР была популярна следующая история – о том, как удалось заставить Вашингтон не размещать в Европе свои ракеты “Першинг”. Дескать, когда ситуация зашла в тупик – Москва приказала части советских атомных подводных лодок всплыть вблизи американского побережья. В нейтральных водах, естественно. Там их, также естественно, тут же окружили корабли США.
Тем не менее, эффект был потрясающий – американская пресса заговорила о “советской угрозе”, ТВ показало картинку грозных подводных крейсеров, с десятками ракет, нацеленных на города “цитадели демократии” - и масса простых американцев осознала, что Европа с их ракетами – это не очень-то и далеко. В итоге СССР и США удалось заключить договор об ограничении ракет средней дальности в Европе.
Правда это или нет – сказать сложно. Но даже если эта “сказка – ложь”, то в ней намек. И, как знать – быть может, сходный эффект будет наблюдаться и ныне? Особенно, с учетом того, что европейцам уже до чертиков надоела Украина и ее растущие проблемы. А уж когда эти проблемы угрожают неприятностями самим странам ЕС – самое время серьезно над этим задуматься.
Так что значение регулярных полетов нескольких российских ракетоносцев не только в чисто военном факторе. Просто европейцам этим доводится до сведения нехитрый месседж: “Мы мирные люди – но наш бронепоезд стоит на запасном пути”. Месседж куда более доходчивый благодаря тому, что пресловутый “воздушный бронепоезд” регулярно мелькает в новостях западных СМИ.