«1+1» - история создания фильма (14 фото)
Поучительная история, рассказанная в фильме, основана на реальных событиях. Сюжет фильма был навеян перипетиями реальной жизни французского аристократа Филиппа Поццо ди Борго и его франко-алжирского помощника Абделя Селу, показанными в 2004 году в документальном фильме «La Vie, à La Mort». Филипп Поццо ди Борго стал инвалидом после несчастного случая, произошедшего с ним 27 июля 1993 года во время полета на параплане.
На первый взгляд, художественный фильм «1+1» рассказывает о крепкой дружбе между двумя мужчинами из абсолютно различной социальной и национальной среды. О том, как пожилой француз старается приобщить своего совершенно дикого, молодого чернокожего друга к высотам европейской культуры и нравственности, и вместе с тем, учится у него тому, как нужно выживать в современном мире и заряжается от него жизненной силой. Однако кинокартина имеет двойное дно. В ней заложен скрытый смысл, незамеченный большинством критиков. Она рассказывает о трагической французской действительности, о том, что сейчас происходит во Франции, да и во всей Западной Европе. На примере главного героя, аристократа и парализованного инвалида Филиппа, она повествует о физической немощи и духовном бессилии коренного населения этой страны. Первобытная животная сила, которую потеряли европейцы, заблудившись в дебрях своих страхов, названных цивилизацией, законом и воспитанием, бурным фонтаном течет в крови новоиспеченных граждан Пятой республики.
В одном из эпизодов французский аристократ пытается приобщить своего друга к классической музыке, но тот в решительно форме отвергает ее, заявляя, что какая это музыка, если под нее не хочется двигаться. Чернокожий парень полон энергии. Как бы сказал ныне покойный Л.Н. Гумилев, он одержим пассионарностью. Пока французы неторопливо наслаждаются постановками опер, шедеврами классической музыки, рассматривают какую-нибудь работу модернистов в галереях, зачитываются древнегреческими писателями и философами, типа Аполлодора или Гомера, мигранты уверенно и систематически осваивают их мир. Они покоряют концертные залы, художественные галереи и зачастую устанавливают свои нормы поведения. В картине есть сцена, в которой чернокожий мужчина приходит в зал консерватории и по-хамски сдвигает коренных граждан со своих мест. И они не сопротивляются такой наглости. Перед этим он открыто смеялся над певцом во время нахождения в опере, не обращая внимания на смущенные взгляды французских меломанов. Это также сошло ему с рук. Никто не вывел его за шиворот из зала.
В другом эпизоде можно посмотреть, в какой кошмар превратил чернокожий парень комнату в доме аристократа Филиппа, до этого сиявшую завидной чистотой, и поражавшей богатствами интерьера. На примере хозяина особняка и его смазливой секретарши показано современное состояние французского общества, о котором недавно публично сокрушался знаменитый актер Ален Делон, непонятый даже собственным сыном. Французский аристократ — немощный, потерявший энергию человек, породивший дочку-призрака, жаждущую покончить самоубийством при первой трудности, а секретарша — представительница сексуальных меньшинств, живущая со своей подругой, и, разумеется, не имеющая потомства. При этом у мигрантов показаны полные дома чернокожих детей, которые хотят отвоевать себе место в этой жизни. Французский аристократ практически не вникает в проблемы своей одинокой малолетней дочери, а в это время мигранты проявляют благородную заботу даже о своих дальних родственниках, оставшихся без родителей, которых забирают к себе из далекой африканской страны.
В картине затронута реальная проблема, которая накрыла Францию не слабее эпидемии чумы в 1348-1351 годах. Это проблема цветных меньшинств, очень многие представители которого, как показано в фильме, не работают, а живут только за счет социальных выплат. В одной из сцен Филипп спрашивает своего чернокожего друга, не стыдно ли ему жить за счет других людей на социальное пособие. Тот без доли сомнения отвечает, что по этому поводу совесть его не гложет абсолютно. В одном из эпизодов, общаясь в среде своих чернокожих друзей, неожиданно устроившийся работать африканец, подвергается открытым насмешкам. Французы, находятся в плену законов, в то время как мигранты значительно меньше внимания обращают на закон. Они живут так, как им хочется. К сожалению, цивилизация не всегда побеждает. Это хорошо известно еще со времен падения Римской империи, Византии или разрушения Советского Союза. Прототип главного героя, в конечном итоге, покинул свою родину, подобно тому, как это сделал Жерар Депардье.
Создатели картины:
Драма «1+1» была снята силами восьми французских компаний, среди которых основное бремя съемок на себя взяли кинокомпании «Chaocorp», «Gaumont», «TF1 Films Production» и «Quad Productions». В основу сценария была положена автобиографическая книга Филиппа Поццо ди Борго «Второй шанс», вышедшая в 2001 году. В качестве сценаристов над картиной работали Оливье Накаш и Эрик Толедано. Они же заняли и режиссерские кресла. До этого они совместно написали сценарии к семи художественным фильмам, которые сняли также совместно. Перед началом съемок кинематографисты ездили в Марокко, где встречались с прототипом главного героя Филиппом Поццо ди Борго.
Общение с ним вдохновило авторов фильма на работу. Он также подсказал режиссерам свое видение каждой сцены и настоял на том, чтобы фильм был снят в стиле комедии. Он не хотел, чтобы картина вызывала сострадание и жалость к нему. Музыку к фильму написал итальянский композитор Людовико Эйнауди, на счету которого работа над музыкальным сопровождением в двадцати кинолентах. Он включил в саундтрек ленты пятнадцать мелодий. Среди них «Earth, Wind & Fire song», «Boogie Wonderland» и «September» в исполнении группы «Earth, Wind & Fire», «Feeling Good» в исполнении Нины Симон и «The Ghetto» в исполнении Джорджа Бенсона. В картине прозвучало четыре композиции, написанные самим Людовико Эйнауди, а также знаменитая мелодия Антонио Вивальди из второго концерта соль минор «Лето», входящего в цикл произведений «Времена года». Общая длина музыкального сопровождения пятьдесят семь минут.
Темнокожий актер Омар Си был утвержден на роль в фильме «1+1» еще до того, как появился сценарий. Впоследствии сцены разрабатывались специально под него. Актер с энтузиазмом взялся за свою работу. Перед съемками он сбросил около пяти килограммов веса, хотя этого от него никто не требовал. Омар Си посчитал, что он выглядит слишком сыто для жителя французского негритянского предместья, только что вышедшего из тюремных застенков за разбойное нападение на ювелирную лавку. Это была уже семнадцатая работа в большом кино в карьере актера. Российскому кинозрителю он, в первую очередь, известен по ролям в таких картинах, как «Астерикс и Обеликс: Миссия «Клеопатра», «Сафари», «Мы — легенды» и «Крутые перцы».
На роль его друга и работодателя первоначально претендовал французский актер Даниель Отой, сыгравший в девяти десятках фильмов, и заработавший множество международных кинопремий, в том числе на фестивале в Каннах. Но в конечном итоге, роль досталась актеру с чуть меньшим послужным списком, но не меньшим талантом, Франсуа Клюзе. Его творческая карьера в кино началась еще в 1980 году в фильме «Коктейль Молотова», рассказывающем о революции во Франции, устроенной американскими банкирами с Уолл-стрит в 1968 году, в ответ на требования президента Франции генерала Де Голля обменять доллары США на золото, которым в ту пору якобы была подкреплена американская валюта. Перед началом съемок актер встречался с прототипом своей роли Филиппом Поццо ди Борго. От него он узнал много новой и интересной информации, а также научился его движениям, мимике, дыханию и манере говорить. Оба актера продемонстрировали обаятельные, неповторимые улыбки по ходу всего фильма.
Съемки:
Художественный фильм, рассказывающий об обитателях Парижа, разумеется, снимался во французской столице, в том числе и ее предместьях, где проживает цветное население города. Несколько эпизодов были созданы в курортной зоне городка Кабург, расположенного в департаменте Кальвадос, в Нижней Нормандии, на берегу пролива Ла-Манш (Английского канала). Это место знаменито тем, что именно оттуда в 1058 году будущий король Англии Вильгельм Завоеватель вел свои войска на битву с французским королем Генрихом I, и сбросил противника в море. Бюджет картины составил 9,5 миллионов евро.
Итоги проката и награды:
Премьерный показ картины «1+1» состоялся на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне, в Испании 23 сентября 2011 года. 4 ноября того же года его показали на кинофестивале в Намуре, в Бельгии. Стены Токийского международного кинофорума встретили фильм 23 октября 2011 года. Только после этого, 2 ноября 2011 года, лента впервые была продемонстрирована публике во Франции. Фильм имел оглушительный успех в прокате. По итогам девяти недель показа она заняла второе место по кассовым сборам во Франции за всю историю французского кино, после ленты «Добро пожаловать на палочки», вышедшей на экраны кинотеатров в 2008 году. Картина была названа культурным событием года в этой стране. В США лента сначала стала постоянным украшением различных фестивалей в Фениксе, Висконсине, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. Только с 25 мая 2012 года она вышла в ограниченный прокат на территории этой страны. В России и на Украине премьера фильма состоялась 26 апреля 2012 года. Во Франции картину посмотрели 19,4 миллиона человек, в Германии она оказалась интересна более девяти миллионам зрителей. В итоге фильм собрал внушительную кассу – 444,1 миллионов долларов. Он окупился в тридцать шесть раз. В США картина заработала почти 10,2 миллионов долларов, в России – более 1,7 миллиона долларов. Во Франции лента получила в свою кассу 166 миллионов долларов. Таким образом, было побито несколько кассовых рекордов среди французских картин.
Трагикомедия «1+1» удостоилась огромного множества призов на различных кинофестивалях. Она была номинирована на восемь наград престижной во Франции премии «Сезар». В конечном итоге приз достался актеру Омару Си за лучшую актерскую работу. В сентябре 2012 года Франция предоставила этот фильм для участия в номинации «Лучшая картина на иностранном языке» на церемонию вручения премии «Оскар». Но фильм был отвергнут Американской киноакадемией. Кроме того, фильм был номинирован на получение «Золотого глобуса» и премии Британской киноакадемии BAFTA. На кинофестивале в Токио лента удостоилась двух наград за лучший фильм и за лучшие мужские роли (Омар Си и Франсуа Клюзе). Фильм завоевал еще пять наград и десять номинаций на премии от различных киноакадемий и кинематографических групп по всему миру.