«Белое солнце пустыни»: история создания шедевра советского кинематогр (8 фото)
За 45 лет «Белое солнце пустыни» посмотрела по меньшей мере половина современного населения планеты. Мало какая кинолента может похвастаться такой массовостью.
Картину режиссера Владимира Мотыля только в год ее выхода на широкие экраны, в 1970 году, увидели почти 50 миллионов человек.
В то время будущий голливудский спаситель мира Брюс Уиллис еще ходил в театральный кружок, чтобы избавиться от заикания, а товарищ Сухов уже героически громил басурман, освобождал женщин Востока и один стоил целого взвода.
Никто и не предполагал, что спустя десятилетия современные кинопрокатчики будут относить «Белое солнце пустыни» сразу ко многим категориям: триллер, блокбастер, боевик, комедия, драма. Или совсем коротко – «культовый фильм».
После первого публичного показа картину расхватали на цитаты, и, конечно, всем запомнилась песня Булата Окуджавы, которую почти полвека поют новобранцы и кадровые офицеры.
Судьба картины с первого дня съемок была непростая. Мучительный подбор актеров, смена сценаристов и режиссеров, цензура, нехватка бюджета, разногласия в команде, а также недостаток, как тогда говорили, идеологической выдержанности замысла.
.
«Чтобы это был не человек, движимый революционной идеей, а человек, который выполняет свой долг: и гражданский, и военный. Человек, который служит своей Родине во всех случаях, когда он ей нужен», - подчеркивает один из авторов сценария Рустам Ибрагимбеков.
Когда съемки закончились, потребовали 30 правок, но режиссер отказался, поэтому лента легла на полку.
Спас случай, точнее, генеральный секретарь Леонид Ильич. Брежнев любил смотреть на даче свежее кино из «еще невышедшего». Он попросил привезти картину и пришел в восторг. Фильму тут же дали зеленый свет.
Мало кто знает, но рабочее название фильма было «Спасите гарем!», но его раскритиковала партийная комиссия. Тогда постановщик бросил клич – срочно придумать новое. Провели конкурс, призом которого стали две бутылки коньяку. Съемочная группа тут же отозвалась и придумала название – коллективно. «Белое солнце пустыни» пришлось по душе.
Еще одна деталь – фильм, стремительно разлетевшийся в прокате далеко за пределы СССР, поразил даже тогдашнего короля Марокко. Тот признался – ловелас Сухов его переплюнул, ведь у него – монарха – всего две жены в гареме, а у какого-то красноармейца целых девять.
Судьбы актеров сложились по-разному. Фронтовик Павел Луспекаев, исполнитель роли таможенника, финальные сцены доигрывал под обезболивающими – дали о себе знать раны войны. У актера были ампутированы ступни.
Каждый шаг на протезах давался с трудом, и его кинематографиченская смерть на заминированном баркасе стала его последней сценой в кино. Через несколько месяцев Луспекаева не стало.
Не так давно давно ушел из жизни режиссер Владимир Мотыль.
Всего год не дожил до сегодняшней даты исполнитель главной роли Сухова Анатолий Кузнецов.
Исполнитель роли Абдуллы – Кахи Кавсадзе – живет и здравствует в Грузии. Мужчина вспоминает, за роль Абдулы он, как начинающий актер, получил 770 рублей. Из них 170 ушли на налог.
.
«Я получил деньги и накрыл один маленький банкет, и еще такие же деньги остались на второй банкет, которые я не потратил, а принес домой. Копейки – это были», - вспоминает народный артист Грузинской ССР Кахи Кавсадзе.
Счастье оказалось не в деньгах – слава накрыла. До «Белого солнца пустыни» он никогда не снимался в кино. Зато теперь он вот уже 45 лет артист – секс-символ "грузинского разлива."))
Жив-здоров и Петруха – актер Николай Годовиков. В фильме его убивали понарошку, а вот в жизни сажали в тюрьму по-настоящему – за тунеядство, а потом за кражи.
С тех пор он давно встал на путь исправления. Сейчас работает в Петербуржском Метрострое и эпизодически играет в сериалах.
Стало «Белое солнце» и символом отечественной космонавтики. Перед каждым полетом экипажи обязательно его смотрят. Традиция родилась еще до выхода картины в свет. Перед стартом корабля «Союз-12» экипаж из двух человек посмотрел фильм на закрытом показе. По возвращении космонавты шутили, что Сухов их вдохновил и мысленно был с ними в космосе третьим членом команды. С тех пор и живет традиция.
Командир корабля Олег Котов