Как Eвропа Гитлера громила: Польша (6 фото)
Дошло до того, что премьер этой страны задался вопросом: а почему, собственно, главные торжества по случаю Дня Победы отмечаются в Москве? Почему не в Польше или в Великобритании?
Ответ на этот вопрос, в общем-то, очевиден. Тем не менее, не лишне еще раз вспомнить, как громили Гитлера европейцы - поляки, британцы, французы. Об этом мы и расскажем в подборке наших статей. Начнем, конечно, с «незаслуженно обделенной» Польши.
За несколько лет до первых выстрелов
Предвоенная ситуация в Польше формировалась под влиянием агрессивной германской политики. Придя к власти, Гитлер видел свою главную задачу в реанимации немецкого контроля над Руром. Далее в числе его военных приоритетов были Австрия и Чехословакия. Именно поэтому Берлин вплоть до 1938 года делал предложения Варшаве о «великом союзе». Корреспондент польской газеты «Политика» Станислав Зерко (Stanisław Żerko) в своей статье «1939 – правда и неправда» так описывал тот период: «Варшава была несравненно ближе к Берлину, чем к Москве, не только в географическом смысле. Частые визиты нацистских лидеров в польскую столицу явились не только проявлением разрядки между двумя странами, но и представляли собой политическое сближение. Отношения между двумя сторонами были очень близкими».
Одновременно немецкое государство настаивало на передаче Третьему Рейху Западной Пруссии, части Силезии и Познани, — земель, перешедших Польше по Версальскому договору. Также предлагалось решить вопрос транзита грузов из основной части Германии в Восточную Пруссию, отделенную от метрополии польским коридором. Однако Варшава четырежды отвергала это предложение. Не в последнюю очередь связано это было с огромными таможенными сборами, взимаемыми с немецких грузов в пользу польской казны.
24 октября 1938 года Риббентроп в последний раз рекомендовал польскому правительству урегулировать все спорные вопросы, заключить с Германией антикоминтерновский пакт и стать сателлитом Третьего Рейха. Это настойчивое предложение вызвало гнев в Варшаве. «Любая попытка включить Данциг в Рейх приведет к немедленному конфликту», — заявил глава МИД Польши Бек. В том же 1938 году в Польше начались массовые изгнания и притеснения этнических немцев. Считается, что именно эти противоречия привели к военному конфликту.
В канун войны отдел диверсий и саботажа германской военной разведки реализовал ряд провокаций, в том числе и нападение на немецкую радиостанцию в Глейвице 31 августа 1939 года. «Сегодня ночью Польша впервые стреляла по нашей территории, используя регулярную армию. Мы ответим огнём не позже 5:45», — заявил Гитлер рано утром следующего дня. Так началась Вторая мировая война.
1938 год А.Гитлер и министр ин.дел республика Польша Ю.Бэк
Бегство Генштаба
Американский военный эксперт С. Стэнли в статье «Эдвард Рыдз-Смиглы и оборона Польши» привел следующие цифры: «1 сентября 1939 года германские войска численностью 1.6 миллиона солдат атаковали Польскую армию, под ружьем которой находилось 1.1 миллиона военнослужащих». По его мнению, оборонительная компания была проведена крайне бездарно. Об этом же, кстати, говорят и некоторые польские военные – участники тех событий. В частности, полковник и военный историк Мариан Порвит не скупился на нелестные высказывания в адрес командования Польской армии. По его словам, бегство Генштаба из Варшавы 6 сентября привело к хаосу в вооруженных силах Польши. Фактически дезертирами стали командующий армией «Прусы» Стефан Домб-Бернацкий, командующий армией «Карпаты» Казимеж Фабрицы, а также генералы Юлиуш Руммель и Владислав Боньча-Уздовский. Струсил и генерал Мечислав Борута-Спехович, распустивший свой штаб. Не были даже уничтожены секретные документы 2-го отдела Главного штаба (разведка и контрразведка). Они достались Абверу со всеми вытекающими кровавыми последствиями.
Впрочем, польское большинство придерживается иной точки зрения. Историк Аполониуш Завильский в книге «Сражения польского сентября», а также Лешек Мочульский в труде «Польская война» утверждают, что войска маршала Эдварда Рыдз-Смиглы сражались значительно лучше, чем армии англо-французской коалиции во французской компании Вермахта. В современных польских СМИ много пишут о том, что план блицкрига «Вайс» был реализован благодаря пятой колоне – немецким поселенцам, которые уничтожили линии связи и информировали Вермахт о месторасположении всех польских частей, прежде всего, Генштаба.
Моментами армия Польши отчаянно сопротивлялась. В числе массовых подвигов польских войск перечисляются битва под Йордановом, в которой 10-я польская бригада кавалерии полковника Станислава Мачека уничтожила 100 немецких танков, оборона Ружанских фортов и уничтожение 130 самолётов противника. Временный успех сопутствовал польской стороне и в битве на Бзуре, когда ночью 10 сентября солдаты армий «Познань» и «Поморье» атаковали 8-й немецкую армию. И все-таки 6 октября 1939 года в небольшом городке Коцке сдались последние 17 тысяч польских солдат. В этот же день Гитлер объявил о прекращении деятельности 2-й Польской Республики.
Потери осени 1939 года
В книге историков Чеслава Гжеляка и Хенрика Станьчика «Польская кампания 1939 года» говорится, что в сентябрьской войне погибли около 66 300 польских солдат и офицеров, были ранены 133 700 военнослужащих. 400 000 бойцов армии Рыдз-Смиглы попали в германский плен. Порядка 80 000 солдат бежали в Литву, Латвию, Эстонию, Румынию и Венгрию. Согласно исследованию Министерства обороны Польши, в той войне немцы потеряли убитыми до 16 343 солдат, 34 136 ранеными и до 5029 человек пропавшими без вести. В Германии приводят цифры своих потерь в разы меньшие.
«На карте военных действий вырисовывалась картина безукоризненно проведенной операции больших масштабов. В течение трех недель была захвачена вся Польша, уничтожена вся польская армия, – так охарактеризовал немецкий историк Вернер Пихт события сентября 1939 года. — Если до начала этой войны у кого-нибудь еще и были сомнения в отношении ее справедливости, то уже в первые дни они полностью рассеялись под впечатлением зверств, совершаемых поляками над польскими немцами, как это было, например, в «кровавое воскресенье» в Бромберге (3 сентября 1939 года). Таким образом, фронтовой солдат получил оправдание своим действиям».
Официальная история Польши трактует эту резню немцев как провокацию секретного отдела специальных задач рейхсфюрера СС под командованием Роттера Кюля. Между тем, директор института Истории Быдгощской академии Влодзимеж Ястшембский признал, что истребление немцев в Бромберге все-таки было делом рук поляков, у которых «сдали нервы». «Жертвами событий в Быдгощи 3 и 4 сентября были не только диверсанты, но также и невинные люди. В некоторых докладах указывается, что дело могло доходить до казни лиц, которые были определены поляками в качестве диверсантов, руководствуясь личной ненавистью и местью», – констатировали другие польские историки Хинциньски Томаш и Махцевич Павел в статье «Кровавое воскресенье» – спор без конца».
Что же касается присоединения Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР, то, по словам Станислава Зерко, «акт Молотова-Риббентропа в Польше сильно преувеличен, так как в 1939 году Сталин просто использовал ситуацию в своих целях».
Советский Союз объяснил этот шаг необходимостью защиты украинцев, белорусов и евреев, проживающих в восточных районах Польши. Опасения правительства СССР оказались небеспочвенными. Только в начале войны немцы совершили на территории оккупированной Польши 764 показательные казни гражданских лиц и 311 массовых расстрелов польских военнослужащих. В их числе истребление 200 человек в городке Злочеве 4 сентября и 300 польских солдат из 74-го полка пехоты 8 сентября 1939 года в Цепелюве. Всего жертвами Второй мировой войны стали, по разным источникам, от 5.3 до 6 миллионов польских граждан, в том числе и 2.8 миллиона евреев. Эти факты приводятся в книге Герда Юбершера «Военная элита Третьего рейха».
Армия Крайова и Армия Людова
В основном гибли простые люди. Политическая верхушка покинула страну, объятую огнем. В ночь с 17 на 18 сентября 1939 года бежал в Румынию 3-й президент Польши Игнаций Мосцицкий. После передачи поста президента Владиславу Рачкевичу, он со своей семьей обосновался в Швейцарии, где и провёл всю войну. Премьер-министром в изгнании был назначен генерал Владислав Сикорский. 17 июня 1940 года правительство Польши перебралось из Франции в Англию, а еще через 5 дней Париж подписал акт о капитуляции. На туманном Альбионе в августе 1940 года был сформирован 1-й Польский корпус. Впоследствии польские части были объедены в Армию Крайову (Государственную) под командованием генерала Стефана Ровецкого. Произошло это 14 февраля 1942 года.
Бойцы этой армии отличились в боях в Италии за Монте-Кассино (17 января — 19 мая 1944 года). Успех в этом кровопролитном сражении и впрямь обеспечили солдаты 2-го Польского корпуса, которые смогли взять ключевую высоту 569. Именно флаг Польши был поднят над развалинами монастыря, который обороняли немцы. Также Армия Крайова воевала с так называемой Украинской повстанческой армией (УПА*), подконтрольной Гитлеру. После волынской резни польские солдаты провели карательные операции против украинских националистов, причастных к зверским убийствам.
Наиболее драматическим эпизодом, связанным с Армией Крайовой, является неудачное восстание в Варшаве, после чего город по приказу Гитлера был стерт с лица земли, а его жители уничтожены. В современной Польше вину за эту трагедию перекладывают на советскую сторону. Мол, могли прийти на помощь повстанцам, но не пришли. Доводы же российских историков, что в войсках Рокоссовского на тот момент не было требуемого объема боеприпасов и топлива для танков, а также отсутствовало авиационное прикрытие, в расчет не принимаются.
Общие потери Армии Крайнова, а также близкого к ней Союза Вооружённой Борьбы оцениваются в 100 тысяч человек убитыми и 50 тысяч пленными. В историческом плане эти формирования не достигли поставленных военных целей.
Кроме Армии Крайнова в Польше действовали и другие военные подразделения. 5 января 1942 года в Варшаве местные коммунисты учредили Польскую рабочую партию, которую возглавили Марцелий Новотко, Павел Финдер, Малгожата Форнальская и Болеслав Молоец. В том же году подпольные боевые ячейки этой организации были преобразованы в Гвардию Людова (Народную), ставшую впоследствии Армией Людова. 21 июля 1944 года она совместно с другими польскими подразделениями была преобразована в Войско Польское, в котором в конце войны служили 200 тысяч поляков. Летом 1944 года её солдаты вошли в состав 1-го Белорусского фронта.
14 сентября 1944 г. солдаты Войска Польского предприняли неудачную попытку переправиться через Вислу, чтобы прорваться в Варшаву на помощь восставшим. В том бою погибло 3764 польских военнослужащих. Всего потери Войска Польского при освобождении Польши составили 10 тысяч убитыми, 27 тысяч ранеными и 6 тысяч пропавшими без вести.
С точки зрения немцев, обе польские армии не имели реальных сил для самостоятельного освобождения Польши и помимо борьбы с фашизмом ставили себе разные послевоенные политические цели. «Из-за противоречий между националистами и коммунистами польские партизаны в период Второй мировой войны долгие годы не имели единого командования, — констатировал бывший фашистский генерал-полковник д-р Лотар Рендулич, — История партизанского движения в Польше представляет собой историю ожесточенной внутренней борьбы за власть и руководство».
В целом спасение польского народа от «коричневой чумы» является исключительной заслугой РККА. В боях за освобождение Польши погибли 600 тысяч советских солдат. После 1945 года западные районы Белоруссии и Украины, находящие до войны под контролем Польши, перешли к Белоруссии и к Украине. Польше же передали немецкие области Померанию и Силезию (по реке Одер), район Белостока и часть Закарпатской Украины.