Меркурьев Василий Васильевич. Чтобы помнили! (14 фото)
Лауреат Государственных премий СССР (1947, за роль в фильме «Глинка»; 1949, за роль в фильме «Повесть о настоящем человеке»; 1952, за роль в фильме «Донецкие шахтеры»)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского (1979, за театральную работу, посмертно)
Кавалер ордена Ленина (1974, за большие заслуги в развитии советского театра и искусства и к 70-летию со дня рождения актёра)
Василий Меркурьев родился 6 апреля 1904 года в городе Остров Псковской области.
Василий был одним из шестерых детей в семье Василия Ильича Меркурьева и Анны Ивановны Гроссен. Анна Ивановна была немкой, и приехала в Остров из Швейцарии вместе с братом Генрихом, работала экономкой, а Василий Ильич Меркурьев торговал дегтем и снетком. Старший брат Меркурьева - Леонид, погиб во время Первой мировой войны, другой брат - Александр, был директором хлебозавода в Ленинграде, и умер в блокаду от голода. Еще один из братьев – Петр, был в 1939 году репрессирован, и умер в тюрьме. Умер в 9 лет и младший брат Василия. В живых после войны остались лишь двое братьев Меркурьевых – Василий и Евгений, ставший позже композитором и дирижёром, и уехавший после 1917 года с дядей Генрихом Гроссеном и его семьёй за границу.
Его первой ученической ролью в театральном кружке стал Варлаам в постановке «Борис Годунов», и после исполнения этой роли Василий Меркурьев сыграл в театральном кружке еще несколько ролей. Но ему хотелось продолжить свое обучение актерскому мастерству, и в 1923 году он приехал в Ленинград, где поступил в Ленинградский институт сценических искусств в класс профессора Леонида Вивьена - ученика Давыдова, работавшего с Мейерхольдом. Меркурьев учился на курсе вместе с Николаем Симоновым, Юрием Толубеевым и Виталием Полицеймако – актерами, ставшими в будущем гордостью ленинградской сцены. Главной студенческой ролью Меркурьева стал Грознов в пьесе Островского «Правда хорошо, а счастье лучше». Меркурьев окончил мастерскую в 1926 году, а в 1928 году Меркурьев пришел к Вивьену в Ленинградский театр актерского мастерства (ТАМ). Параллельно с актерской деятельностью Василий Меркурьев с 1932 года начал преподавать в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии, а много позже - в 1950 году он стал профессором этого института.
В 1934 году Меркурьев познакомился с Ириной Мейерхольд, дочерью Всеволода Мейерхольда, которая в то время работала ассистентом режиссера на киностудии «Ленфильм». Они познакомились, когда Ирина привезла Меркурьеву сценарий фильма «Земля впереди», и, как позже признавался сам актер, он сразу же в нее влюбился.
В 1937 году Василий Меркурьев перешел в Ленинградский театр драмы имени Пушкина, где им было сыграно много интересных разноплановых ролей. Одной из них была роль Грознова в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше». Кинодебютом Меркурьева на экране стала роль Стася в социальной драме Бориса Шписа и Рашеля Мильмана «Инженер Гофф», сыгранная им в 1935 году. Чуть позже актер сыграл студента-меньшевика в знаменитом фильме Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Возвращение Максима».
Также актер снялся в картине «Танкисты», драме «Член правительства» и многих других фильмах, снятых в СССР до начала войны. Но успехи в творчестве никак не защитили семью Меркурьева от тяжелых испытаний в будущем. Незадолго до войны в 1939 году был арестован и расстрелян брат Василия Меркурьева - Петр Васильевич, у которого осталось трое детей. В том же году был арестован Мейерхольд, и была убита Зинаида Райх. Жена Петра Васильевича тяжело заболела, и Василий Меркурьев взял в свою семью его детей – Виталия, Женю и Наташу. А когда началась война, Меркурьев вывез всю свою огромную семью в составе 11 человек в эвакуацию в Новосибирск, куда был эвакуирован Ленинградский театр.
В эвакуации Василий с Ириной продолжили заниматься творчеством, выступали со спектаклями и организовали в городе Нарым Новосибирской области первый профессиональный театр. Тогда же они решились на рождение еще одного ребенка, и прямо за кулисами, во время репетиции в городе Колпашеве Томской области у супругов родился сын Петр, названный так в честь брата Василия Меркурьева. Петр Меркурьев позже рассказывал: «Меня поражает сила духа моих родителей. Когда у них уже была дочь, а мама была беременна второй дочерью, они взяли троих детей брата моего папы в свою семью. Ведь брат моего отца был репрессирован. Его звали Петр Васильевич Меркурьев.
В Ленинграде после войны Меркурьев продолжил работу в театре драмы имени Пушкина. Актер одинаково прекрасно справлялся как с комедийными, так и с драматическими ролями. Им замечательно были сыграны роли Фамусова в постановке «Горе от ума» и Мальволио в «Двенадцатой ночи».
Критиками и зрителями того времени были отмечены сыгранные Меркурьевым драматические роли Василия Бортникова в спектакле «Высокая волна», Павла Михайловича в «Сонете Петрарки» и Прокофьева в спектакле «Сын века».
Меркурьев также проявил себя и в качестве режиссера, показав себя глубоким и бескомпромиссным мастером. Он поставил в театре «Мещан», «Трех сестер» и «Чапаева». Василий Меркурьев щедро передавал свой огромный опыт студентам и молодым актерам, вместе с Ириной Мейерхольд и своими выпускниками он создал в Выборге театр драмы. Так, например, основой труппы драматического театра в Чимкенте стали именно выпускники Меркурьева и Ирины Мейерхольд. В мастерской Василия Меркурьева и Ирины Мейерхольд в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии училась Марина Неелова, которая позже рассказывала: «Он знал законы сцены лучше, чем кто-нибудь другой. Он нам говорил: «Не хватайтесь руками за кулисы, никогда не дотрагивайтесь до кулис». Мы думали: «Причем тут кулисы, когда я так играю?! А тут еще с какой-то кулисой». Но сегодня я понимаю, почему не нужно было хвататься за кулисы. Потому что есть этот мир, есть тот мир, совершенно отдельный, и они соединяются только тогда, когда начинает происходить действие».
Василий Меркурьев был великим театральным актером, но настоящую популярность и всенародную любовь ему принесло кино. Его триумфальное восхождение началось с роли старшего лейтенанта Тучи в картине Семена Тимошенко «Небесный тихоход», вышедшей на экраны СССР в 1945 году. Эта музыкальная комедия о похождениях трех друзей-летчиков, сыгранных Василием Меркурьевым, Николаем Крючковым и Василием Нещипленко не понравилась критикам, и была с невероятным восторгом принята зрителями. Фильм «Небесный тихоход» стал настоящим кинохитом того времени, и вошел в золотой фонд отечественного кино. За свои работы в кино Меркурьев трижды получал Государственные премии. Первая из них была вручена Меркурьеву за роль Ульяныча в историко-биографическом фильме «Глинка», снятом в 1947 году. Второй раз он получил Государственную премию за роль Степана Ивановича в фильме «Повесть о настоящем человеке», снятом в 1949 году. И в 1952 году Меркурьеву была снова вручена Государственная премия за роль Горового в фильме «Донецкие шахтеры».
Но зрители принимали с восторгом и многие другие роли Меркурьева, не отмеченные высокими государственными наградами. Кинозрителям запомнился лесничий в сказке «Золушка», академик-архитектор Нестратов в лирической комедии «Верные друзья», Мальволио в экранизации шекспировской «Двенадцатой ночи» и Федор Иванович в драме «Летят журавли». Все эти картины пользуются успехом у российских зрителей и сегодня.
Олег Табаков вспоминал: «Впервые я увидел его в роли советского мандарина, фамилия у него была Нестратов, занимался он то ли архитектурой, то ли еще чем-то. Суть была не в этом, а в том, как за этим нечто, которое называлось обликом советского человека, жил и удивительно хорошо сохранял себя нормальный человеческий индивидуум со всеми общечеловеческими ценностями. Он был одним из самых любимых киноартистов! Не так часто показывают его фильмы, но всякий раз, когда их показывают, я вижу, как он через эстетику социалистического реализма все равно умудрялся говорить всерьез о человеке».
Фильмография
1924 — Девятое января — Молодой рабочий
1935 — Инженер Гоф («Земля впереди») — Стас
1935 — Подруги — Газетчик
1936 — История одного машиниста — Машинист
1936 — Леночка и виноград — Учитель
1936 — Федька — Лука
1937 — Возвращение Максима — Студент-меньшевик
1937 — Тайга золотая — Старый золотоискатель
1937 — Волочаевские дни — Пьяный
1938 — Комсомольск — Комдив
1938 — Профессор Мамлок — Краузе
1938 — Выборгская сторона — Швейцар
1939 — Гость — Василий Васильевич
1939 — Танкисты — Начальник штаба
1939 — Член правительства — Сташков
1939 — Хирургия — Михайло Измученков
1940 — Приятели — Лётчик
1940 — Моя любовь — Певец
1941 — Песнь о дружбе — Тенор
1941 — Танкер «Дербент» — боцман Алексей Петрович Догайло
1944 — Морской батальон — Пленный
1945 — Небесный тихоход — старший лейтенант Туча
1946 — Глинка — Ульяныч
1946 — Клятва — генерал Н. Н. Воронов
1947 — Золушка — Лесничий
1948 — Повесть о настоящем человеке — Степан Иванович
1949 — Звезда — старшина Аниканов
1949 — Сталинградская битва — генерал Н. Н. Воронов
1950 — Донецкие шахтёры — Горовой
1951 — Незабываемый 1919 год — Брызгалов
1952 — Навстречу жизни — Василий Никанорович
1952 — Джамбул
1953 — Честь товарища — старшина Привалов
1954 — Чемпион мира — тренер Фёдор Иванович
1954 — Верные друзья — академик архитектуры Василий Васильевич Нестратов
1954 — Мы с вами где-то встречались — Верхотуров
1955 — Двенадцатая ночь — Мальволио
1955 — Гвоздь программы — Иван Кузьмич
1956 — На подмостках сцены — Лев Гурыч Синичкин
1957 — Обыкновенный человек — Ладыгин
1957 — Летят журавли — Фёдор Иванович
1958 — У тихой пристани — Александр Лукич Пушков
1958 — Пучина — Пуд Кузьмич Боровцов
1958 — День первый — Матрос
1959 — Люди на мосту — Иван Денисович Булыгин
1959 — Горячая душа — Савчук
1960 — Повесть пламенных лет — хирург Богдановский
1960 — Бессонная ночь — Снегирёв
1960 — Серёжа — дядя Костя
1961 — Будь счастлива, Ани! (Болгария) — Андрей Петрович Снегов
1961 — Девчонка, с которой я дружил — дядя Коля
1961 — С днём рождения — Громов
1962 — Черёмушки — Дребеднёв
1963 — Принимаю бой — Сергей Сергеевич
1963 — Полустанок — Павел Павлович, академик
1963 — Мамочка и два трутня
1966 — Перекличка — Журавлёв
1969 — Дворянское гнездо — Гедеоновский
1969 — Экзамен на чин — Ефим Захарович
1970 — Поздний ребенок — Отец
1971 — Прощание с Петербургом — Лейброк
1971 — Семь невест ефрейтора Збруева — Василий Васильевич Лукьянов
1972 — Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — Иван Иванович
1973 — Здесь наш дом — Гаврила Романович Полуэктов
1973 — Москва — Кассиопея — Благовидов
1974 — Великий укротитель — отец Лены
1974 — Ксения, любимая жена Фёдора — Начальник отдела кадров
1974 — Верный друг Санчо — дедушка Риты
В жизни Меркурьева трудно было назвать весельчаком. Он часто бывал задумчив и молчалив, переживал и тревожился за жену и детей. Василий Меркурьев не любил пассивный отдых, и в свободное от работы время любил заниматься огородом на даче. Даже в преклонном возрасте, когда ему уже трудно было передвигаться, Василий Васильевич брал фанеру, ложился на нее и обрабатывал грядки.
12 апреля 1978 года Василий Меркурьев скончался. Он похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Признание и награды
Сталинская премия второй степени (1947) — за исполнение роли Ульяныча в фильме «Глинка»
Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение роли Степана Ивановича в фильме «Повесть о настоящем человеке»
Сталинская премия второй степени (1952) — за исполнение роли Горового в фильме «Донецкие шахтёры»
народный артист СССР (1960)
народный артист РСФСР (1955)
заслуженный артист РСФСР (1947)
орден Ленина (8.4.1974) — за большие заслуги в развитии советского театра и искусства и к 70-летию со дня рождения
два ордена Трудового Красного Знамени (6.3.1950, 28.4.1964)
медали.
Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1979 — посмертно) — за исполнение роли Николая Николаевича Бурцева в спектакле «Пока бьётся сердце» Д. Я. Храбовицкого