Стимпанк (10 фото)
Природа стимпанка
К «панковскому» компоненту стимпанка относится особый акцент на истинной человеческой природе, движимой низкими страстями — похотью, гневом, тщеславием, алчностью и завистью. Общий стиль стимпанка зачастую выглядит циничным (грубо-откровенным) и пессимистичным (антиутопическим), однако, благодаря комическим возможностям ретростилистики и альтернативной истории, широко распространены и юмористические, пародийные мотивы.
Реалии
Реалии стимпанковой стилистики — «старинные» автомобили, локомотивы, телефоны и т. п., анахронически вписанные в более (или менее) «старинный» антураж, летающие корабли-дирижабли, механические роботы — иногда входят в нарочито сказочные и даже детские произведения.
Первый образ
Хотя многие работы, которые теперь признаются стимпанком, были опубликованы в 1960-х и 1970-х годах, сам термин стимпанк возник только в конце 1980-х . Он, как считается, был придуман писателем Кевином Джетером, который пытался найти общий термин для произведений «The Anubis Gates» Тима Пауэрса (1983), «Homunculus» Джеймса Блэйлока (1986), и собственных работ «Ночь Морлоков» (1979) и «Infernal Devices» (1987). Во всех этих произведениях мир находился на уровне технологий XIX века, а стиль повествования подражал викторианской фантастике .
Джетер писал :
Дорогой «Locus»,Прилагаю копию моего романа 1979 года «Ночь Морлоков». Я был бы очень признателен, если бы Вы отправили её Фарен Миллер, поскольку это первое доказательство в большой дискуссии на тему того, кто же в «фентезийном триумвирате Пауэрс-Блэйлок-Джетер» первым стал писать в «гонзо-исторической манере». Хотя я, конечно, нашёл её обзор в мартовском номере «Locus» весьма лестным.
Лично мне кажется, что такие фантазии на викторианскую тему станут следующей «большой волной», особенно если мы с Пауэрсом и Блэйлоком сможем разработать подходящий собирательный термин для них. Что-нибудь на тему свойственных той эпохе технологий… Там, «Стимпанк», например…
Предтечи стимпанка
Большое влияние на создание произведений в жанре стимпанк оказала (и продолжает оказывать) научно-фантастическая литература XIX века. Это, в частности, работы Жюля Верна, Герберта Уэллса, Марка Твена и Мэри Шелли.
Одним из наиболее известных ранних примеров стимпанка является подводная лодка «Наутилус» Капитана Немо книги «20 000 льё под водой» . Роман «Titus Alone» (1959), автора Мервина Пика предвосхитил многие основы стимпанка.
Отображение
Гарри Гаррисон в своём романе «A Transatlantic Tunnel, Hurrah» (1973) изображает альтернативное развитие Британской империи к 1973 году с атомными локомотивами, летающими лодками, работающими на угле, богато украшенными субмаринами и диалогами подчёркнуто викторианского стиля. В феврале 1980 года Ричард А. Лапофф и Стив Стайлз опубликовали первые главы своего комикса «The Adventures of Professor Thintwhistle and His Incredible Aether Flyer», который также часто относят к стимпанку.
Фэнтезийный стимпанк
Фэнтезийный стимпанк — описывает фантастические миры, технологически напоминающие Европу XIX в. В этих мирах с паровой машиной вполне уживаются магия и фэнтезийные расы: гномы, орки, эльфы. В примеры можно привести— игра Arcanum, роман Алексея Пехова «Пересмешник», повесть Сергея Лукьяненко и Ника Перумова «Не время для драконов».
Постапокалиптический стимпанк
Постапокалиптический стимпанк - выступает, скорее, пародией по отношению к более широко распространённым сюжетам на темы социального и технологического упадка. Например, в романе Владимира Войновича "Москва-2042" Советский Союз вследствие истощения нефтяных месторождений "коррупционистами" перешёл на эксплуатацию "парогрузовиков" и "паровых бронетранспортёров", а по нефтепроводу "Дружба" на Запад как сырьё для биотоплива поставляется "вторичный продукт".
Альтернативно-исторический стимпанк
Альтернативно-исторический стимпанк — основан на стилизации под реальный исторический мир XIX — начала XX вв. Сюжет развивается либо в настоящую «эпоху пара», либо в позднейшее историческое время, лишённое, однако, ключевых элементов технологической истории ХХ века — развитой электротехники, нефтеперегонки и двигателей внутреннего сгорания, авиации, атомной энергетики . Реальность многих произведений при этом не является в прямом смысле альтернативно-исторической; действие их, скорее, происходит в нашем мире, но с криптоисторическим допущением бытования тех или иных фантастических технологий или утрированных практик.