Театральный карман: Реальные заработки звезд (3 фото)
Скромный договор Собчак
Ответ мы нашли на сайте госзакупок, где с нынешнего года стали публиковать контракты многих российских актеров. Оказалось, размер договора с Ксенией Собчак - чуть больше 362 тысяч рублей. Такая же сумма у ее мужа - актера Максима Виторгана, который в спектакле «Женитьба» сыграл Подколесина...
Ничего себе, 362 тысячи! Это первое, что пришло в голову. Однако жало зависти сразу же вырвала директор Театра наций Мария Ревякина.
- 362 тысячи - это сумма общего контракта с артистом с учетом репетиционного периода, гонораров за сыгранные спектакли в течение сезона, - пояснила она. - К тому же эта сумма неокончательная. Она может уменьшиться, если выходов на подмостки будет меньше запланированных. Театр заранее просчитать точное количество спектаклей не может.
И если поделить 362 тысячи на год или сезон, получится не так уж много: 30 - 36 тысяч рублей в месяц. Особенно если сравнивать с заработками наших кинозвезд. Некоторые из них получают еще какие деньжищи - по 10 тысяч долларов в день (!). И у Ксюши Собчак, уверили в Театре наций, не самый высокий контракт.
Что ж, поглядим на сайте госзакупок, сколько получают другие исполнители (см. таблицу).
Отчитываются за бюджетные деньги
За разъяснениями мы обратились к директору Театра им. Вахтангова Кириллу Кроку.
- Согласно 44-ФЗ (закону о госзакупках) с 1 января 2015 года государственные российские театры обязаны вывешивать на сайте госзакупок все контракты, которые они заключают с партнерами, - говорит Кирилл Игоревич. - Будь то поставка теплоэнергии, изготовление костюмов и декораций или договор с актером. Все гражданско-правовые договоры с артистами попадают в графу так называемой «закупки у единственного поставщика», то есть без проведения конкурса. За 10 дней до заключения договора театры обязаны вывесить его на сайте госзакупок. Но только в том случае, если оплата услуг артиста будет производиться из бюджетных денег.
- Театр им. Вахтангова тоже работает с приглашенными звездами, например, с Виктором Сухоруковым. Но его контракта я не нашла.
- Виктору Сухорукову и Александру Олешко, которые не работают у нас в труппе, а являются приглашенными актерами в конкретные спектакли, мы платим не из бюджетных, а из собственных заработанных средств. У Театра им. Вахтангова есть такая возможность. Во-первых, 98,5% нашего репертуара исполняется силами наших артистов. Во-вторых, на каждый бюджетный рубль мы зарабатываем 2,5 рубля.
То есть объем собственных доходов в два с половиной раза больше, чем то, что дает государство. Но это исключительный, уникальный случай. Большинство российских театров пасутся на госбюджете и обязаны свои договоры с артистами обнародовать. Я считаю, что это очень плохо. Кому будет приятно, если его персональные данные - место жительства, размер заработка - выставят на всеобщее обозрение? Допустим, приходит какая-нибудь Марьванна на спектакль. Вместо того, чтобы получать удовольствие от того, что происходит на сцене, она думает: «Ну надо же! И за это ей (ему) платят 100 тысяч! Да и я бы так, наверное, смогла. За 100 тысяч-то!»
Марина Неелова играет не только в «Современнике», но и выходит на сцену Театра наций в спектакле «Стеклянный зверинец».
Играть на сцене выгодно
- Что влияет на размер гонорара? Имя артиста, его медийность, звания и заслуги перед родиной и искусством?
- Любой контракт - предмет двустороннего договора, диалога между театром и артистом. Каждый актер, особенно известный, имеет свою примерную ставку. Но и чем успешнее театр, тем большие гонорары просят артисты. Хотя бывают случаи, когда ради работы с конкретным режиссером в конкретном спектакле они соглашаются на чуть ли не любые условия, не гонясь за длинным рублем.
- И все-таки напрашивается вывод: в театрах теперь зарабатывают приличные деньги.
- В успешных - да. Например, в Театре им. Вахтангова средняя зарплата артистов - 120 тысяч рублей в месяц. Я не раскрываю коммерческой тайны, это открытые статистические данные. Кто-то получает большие суммы, кто-то чуть меньшие. Прилично зарабатывают не только наши знаменитости, но и молодежь, у которой нет еще популярности и узнаваемости. Но у молодых большая занятость в репертуаре, они много работают. Кстати, по средней зарплате в труппе мы выбились в лидеры, обогнав даже Мариинский театр. В 2013 году они были впереди нас.
Но все относительно... В кино наши же артисты получают в разы больше только за один съемочный день. Не надо сравнивать театр с кинопроизводством.
P.S. Вопрос о том, печатать ли суммы контрактов актеров, спорный. Одни считают, что неприлично заглядывать в чужой карман. Другие возражают: если деньги артистам платят из бюджета, то есть из наших с вами налогов, просто необходимо заглянуть! Точно ясно пока одно. Когда многие театральные актеры говорят, что в кино они не снимаются, потому что «нет достойного материала», а они еще помнят, как снимали Хуциев и Тарковский, в их словах есть некоторое лукавство. Не только в кино, но и в театре сегодня можно заработать на достойный кусок хлеба с маслом.
В этот реестр попали только приглашенные исполнители. Так, Марина Неелова работает в театре «Современник» и еще играет спектакли в Театре наций. Ее контракт с Театром наций появился на сайте госзакупок. А то, что она зарабатывает у себя в «Современнике», проходит уже по другой статье. Эту сумму на всеобщее обозрение никто не вывешивает. Но и этих сведений достаточно, чтобы приблизительно представить, сколько зарабатывают на сцене народные любимцы.
Кстати, как мы обнаружили, актеры открывают свои ИП (индивидуальный предприниматель), чтобы платить налоги по облегченной схеме. В кино актерские ИП - сплошь и рядом. Теперь это явление пришло и в театр.