Федор Хитрук. Это «жжж» неспроста (9 фото)
Федор Савельевич Хитрук - российский мультипликатор, режиссёр, сценарист, педагог, переводчик. Народный артист СССР (1987). Лауреат двух Государственных премий СССР (1976, 1982), Национальной премии ГДР. Член ВКП(б)с 1949 года.
Родился 1 мая 1917 года в Твери. Первые уроки рисования Хитрук получил в Германии, куда из Москвы была направлена его семья для закупки местного оборудования.
Доучиваться режиссеру пришлось уже в Москве по возвращении. Высшее образование получил в 1936 году и с 1938 года начал работать мультипликатором на студии «Союзмультфильм». Там он проработал почти полвека, однако поступить смог только с четвертого (по другим данным, с третьего) раза.
В 1937 году, долгое время был одним из художников - одушевителей студии, "сыгравшим" более 200 ролей в классических мультипликационных лентах.
Анимацией заинтересовался после просмотров мультфильмов Диснея в Москве: «Три поросенка», «Странные пингвины» и, особенно, «Микки-дирижер». Однако продолжить работу смог только после возвращения с войны.
С частями 3-го Украинского фронта Федор Хитрук дошел до Вены, где и встретил День Победы. Демобилизовали его не сразу, направили в Берлин переводчиком еще на два года. Вернулся он в сентябре 47-го –через 10 лет после того, как попал на студию «Союзмультфильм».
За минувшие семь лет Федор Савельевич забыл все, отучился держать карандаш, его могли спокойно отчислить за профнепригодность, но сделали скидку как участнику войны. Это были страшные мучения, но он преодолел барьер.
С 1962 года он стал заниматься режиссурой. У его первого мультфильма «История одного преступления» был большой успех. На фестивале в Сан-Франциско ее отметили призом «Золотые ворота».
Сегодня он считается началом нового стиля в советской мультипликации, отличного от канона 1950-х — 1960-х, похожего на диснеевский.
Творчество режиссёра оказало глубокое влияние на два основных направления отечественной мультипликации - на создание юмористического и сатирического фильма для взрослых и на трансформацию формы и стиля фильма - сказки для малышей.
Позже автор диснеевского «Винни-Пуха» Вольфганг Райтерман признавался Федору Хитруку: «Ни слова не понимаю по-русски, но ваш мультфильм мне понравился больше, чем собственный», - цитировали «Вести».
Сам же Хитрук говорил, что если бы знал про существование диснеевского Винни, то ни за что не взялся бы за этот мультфильм.
Хитрук - организатор и руководитель мультипликационной мастерской на Высших режиссёрских и сценарных курсах. Лауреат Государственной премии СССР, народный артист СССР, лауреат Государственной премии ГДР, почетный Президент Ассоциации анимационного кино.
«Я учился у него, учился с первого дня, еще до того, как решил заниматься профессией. Для меня это была новая жизнь и знакомство с человеком, который эту жизнь понимал больше, чем я. Он ведь не только гениальный мультипликатор, он гениальный режиссер, гениальный педагог, гениальный человек», - рассказал РИА Новости режиссер-аниматор Алексей Демин.
«Хитрук был громадной личностью, у него очень много учеников и последователей по всему миру. Это и есть его школа», — поделился с агентством Эдуард Назаров, который работал вместе с ним над лентами «Винни-Пух», «Каникулы Бонифация», «Фильм, фильм, фильм».
Правила жизни
Федора Хитрука
ВСЕ РОЖДАЕТСЯ из малого. Мы жили на Тверском бульваре, и каждое утро дворничихи начинали страшно шуметь, а потом включали одну и ту же песню Утесова «Что-то я тебя, корова, толком не пойму». Я и сам не понимаю, как это вышло, но моим первым мультфильмом стала «История одного преступления».
СЕГОДНЯ я бы снимал мультфильмы про деньги.
НУ ДА, Я — ветеран Великой Отечественной войны, снял «Каникулы Бонифация». Это очень понятно. После войны, этой мясорубки, люди хотели простой веселой истории.
НЕНАВИЖУ ДУМАТЬ О ВОЙНЕ, но насколько я помню, мы тогда не говорили о смерти, о ранах. По любому поводу — гоготали.
КОГДА Я ВЫБИРАЛ тему для первого фильма, сравнивал себя с человеком, который встал на бочку и обратился к людям вокруг. Что ты им скажешь? Мультфильм не диалог двух людей. Это разговор одного с миллионами.
ВИННИ-ПУХА Я РАССМАТРИВАЛ КАК ФИЛОСОФА, придерживающегося формальной логики. Например. Это «жжж» неспроста. Само дерево жужжать не может. Первый тезис. Зачем тебе жужжать, если ты не пчела? Второй тезис. А зачем на свете пчелы? Для того, чтобы делать мед. Так, ступенька за ступенькой, он приходил к истине. А зачем на свете мед? Чтобы я его ел.
СТРАХ НЕ ПОРОК. Я часто страдал от того, что говорил спорные вещи. Потом раскаивался. Страх — это защитный рефлекс, которым нас наградила природа.
Я НАХОЖУ специфическое удовольствие в наблюдении за движениями. Смотрю на людей — какая игра жестов у них идет, какие недомолвки, паузы, и мне это представляется неким готовым произведением. Как-то на студию пришла моя приятельница с огромным догом, прямо теленком. Михаил Цехановский, режиссер «Каштанки», посмотрел и говорит: «Да этого бы нам хватило на целый месяц».
НАМ, АНИМАТОРАМ, легче изобразить человеческие чувства и человеческие отношения через опосредованный образ. Поэтому и главные герои в основном животные. Лобовой подход лишил бы нас самого главного — самостоятельности языка. Главный редактор Госкино все пальчиком грозил: «Имейте в виду, вы разговариваете на эзоповым языке, но мы вас все равно раскусим».
ТОТ ЖЕ ВИННИ-ПУХ, в отличие от диснеевского, у меня голый. Надеть что-то на лису, зайца — значит придать им статус человеческого персонажа. А для нас они и так были людьми, и мир их был миром человеческим.
ПЕРВЫЙ ФИЛЬМ, как и первая книга, выходят сильными, потому что вкладываешь туда все, что накопил за всю жизнь. А в следующие — только то, что за год или полгода.
Я ИГРАЛ ОЛЕ-ЛУКОЙЕ, и горжусь этим. Я играл волков в «Пете и Красной Шапочке», вообще много волков я сыграл. Я играл лису в «Серой шейке», пьяного воробья. Что это значит? Воробья пригласили в гости — это басня Михалкова «Непьющий воробей» — напоили его со страшной силой. И вот он идет-бредет пьяный. Мне нужна достоверность. Поэтому сначала я наблюдал за живыми воробьями — как они скачут. Но чтобы изобразить пьяного воробья, я должен был на себе испытать все эти нагрузки и движения. Я вставал перед зеркалом, двигался, как пьяный, и смотрел. Все, что движется, можно играть. Я играл даже репродуктор и чайник.
ЗАЧЕМ ЛЮДИ ПЬЮТ? Вообще, я не против. Я и сам попиваю иногда. Поднимает бодрость духа, помогает забыть кое-что, что неприятно вспоминать.
САМЫЕ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ, на мой взгляд, те, кто все или только хвалят, или ругают. Нормальный человек полон противоречий.