Этуш Владимир Абрамович (11 фото)
Влади́мир Абра́мович Э́туш (род. 6 мая 1922, Москва) — советский и российский актёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР.
С годом рождения Владимира вышла некоторая неувязочка. Сам актер рассказывает об этом так: "Я родился 6 мая 1922 года. Но в паспорте дата рождения - - 23-й год. Тогда мальчикам родители, оформляя документы, нередко один год "списывали", чтобы к армии парень мог окрепнуть и пойти на службу более зрелым. Но я и так вырос не хилым, поэтому сэкономленным годом пользоваться не стал. Перед школой мне через суд вернули реальный возраст, и учился я уже как уроженец 22-го года. А во время войны, вернувшись после ранения с фронта, стал оформлять гражданские документы, но сумел отыскать лишь метрику с 23-м годом. Вот по ней мне и выдали паспорт. Так что считайте, как удобнее".
Театром Владимир Этуш "заразился" еще в школе. На школьных вечерах он читал чеховскую "Маску". Потом стал заниматься в самодеятельности - в кружке при школе, которым руководил Павел Тихонович Свищев. Однако по окончании школы Владимир решил стать не актером, а режиссером.
Совершенно ничего не понимая в этой профессии, он подал документы в ГИТИС. Владимир Абрамович вспоминает: "С меня потребовали письменный план постановки. Я не понимал, как это сделать, и ушел с разбитыми надеждами. Дорога моя лежала мимо книжного магазина, на глаза попалась брошюра: "Режиссерский план постановки "Воспитанницы" Островского". Я ее купил, немного перефразировал, подал свой текст экзаменатору - и получил тройку".
После неудачи в ГИТИСе Этушу помог главный режиссер Театра имени Вахтангова Рубен Николаевич Симонов. Как признается Владимир Абрамович, он в то время дружил с племянницей режиссера. Ничего серьезного у них не было - просто приятельские отношения, но видимо у Симонова было другое мнение. Так благодаря Рубену Николаевичу Этуш был зачислен вольнослушателем на первый курс Щукинского училища.
Владимир Этуш иногда рассказывает, что он первым из москвичей стал свидетелем начала Великой Отечественной войны, хоть сразу и не понял этого. В ночь с 21 на 22 июня он шел с затянувшейся вечеринки. Было около 5 часов утра, улицы безлюдны, машин почти нет. И тут мимо него на огромной скорости пролетела машина немецкого посольства. Уже потом он где-то прочитал, что это был автомобиль посла Германии в Советском Союзе графа фон Шуленбурга, который спустя час после начала вторжения вручил Молотову меморандум об объявлении войны. Тогда Этуш хоть и обратил внимание на эту машину, но никакого нехорошего предчувствия у него не возникло. Он пришел домой, лег спать, а в 12 часов его разбудила мама и сказала, что началась война.
Как у студента театрального училища, у Володи Этуша была бронь. Но во время спектакля "Фельдмаршал Кутузов", он увидел, что в зале сидят всего 13 человек, и понял, что стране не до театра. Утром он пошел и попросился добровольцем на фронт.
Владимира Этуша направили на курсы военных переводчиков в Ставрополь. Но на фронте он попал в стрелковый полк. Этуш сражался в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украины. Воевал героически, за что был награжден орденом Красной Звезды, медалями. Тогда же ему было присвоено звание лейтенанта. В 1944 г. Этуш был тяжело ранен и после госпиталя, получив вторую группу инвалидности, демобилизовался.
В театре Вахтангова свой творческий путь Владимир Абрамович начал с характерных, комедийных эпизодов. Причем возрастных. Первой заметной ролью актера стал слуга Лаунс в комедии Шекспира "Два веронца". Дуэт излюбленных Шекспиром слуг-простаков был построен на импровизации и требовал от артистов полной свободы, находчивости, стремительных реакций и огромного обаяния. Все это в полной мере присутствовало у артиста, и эта роль до сих пор - одна из самых любимых.
Казалось амплуа комика-импровизатора - уже в кармане. Но вот на сцене появился совсем иной Этуш. Было это в 1965 году в спектакле "Западня" по роману Золя. Этуш играл своего героя Купо с подлинным, глубоким драматизмом. После этого спектакля стало ясно, что родился по-настоящему большой и разнообразный артист.
И все же в его репертуаре комедии преобладали всегда. Был в его творческой биографии знаменитый чванливый, тщеславный, упрямый и, в то же время, по-детски доверчивый Журден в "Мещанине во дворянстве" Ж.Б. Мольера. А в комедии Эдуардо де Филиппо "Великая магия" Этуш выходил на сцену в образе иллюзиониста Отто Марвульо. Его персонаж жил в двух состояниях - реальном и выдуманном. Порой они пересекались, уступая место друг другу: грустная реалия с нищетой, алкоголичкой-женой и мир иллюзий, в котором Отто Марвулья - чародей, волшебник и маг, которому нет равных. Этуш удивительно поэтично раскрывал эти тайные минуты в жизни своего героя.
Настоящую любовь зрителей принесла Этушу комедия Леонида Гайдая "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", которая вышла в 1966 году. В этой картине он очень убедительно сыграл роль кавказца товарища Саахова. Владимир Абрамович признается, что этому помогло то, что в юности он служил в Закавказье: "Я как губка впитывал этот говор, акцент, так что в "Кавказской пленнице" мне было легко играть". Леонид Гайдай, увлеченный актером, практически его не трогал, позволял много импровизировать. В результате и родились нетленные: "шляпу сними", "садись пока", "горячий, совсэм бэлый". А его "спортсменка, комсомолка..."! Все эти фразы мгновенно стали крылатыми.
Успех "Кавказской пленницы" привел к тому, что актера стали много приглашать сниматься и, как правило, в острохарактерных и комедийных ролях. Так в "Старой, старой сказке" Надежды Кошеверовой он сыграл короля, в ее же музыкальной сказке "Тень" - Пьетро, в комедии Вилена Азарова "Неисправимый лгун" - эмира Бурухтании, в фильме "По улицам комод водили" - Гиацинтова, в сказке "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил" - факира.
Амплитуда его персонажей невероятна: от сказочных королей, факиров до мелкого жулика Шпака в блестящей комедии Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". У того же Леонида Гайдая актер снялся еще раз в экранизации "Двенадцати стульев", с блеском сыграв инженера Брунса. А его неподражаемый Карабас-Барабас в "Приключениях Буратино" Леонида Нечаева! Вдвоем с Владимиром Басовым, исполнившим роль Дуремара, они создали веселый, искрометный дуэт. И не случайно эта сказка на многие годы стала любимой всеми детьми.
Роли Шпака, Саахова и Карабаса-Барабаса заслуженно стали визитной карточкой Владимира Этуша.
Герои Этуша - люди, преимущественно, нечистые на руку, хитрые и алчные. Большинство из них при этом вызывает смех зрителей, однако если роль требует серьёзного, драматичного звучания, актёр мастерски ведёт её в совершенно иной интонации. Этушу подвластны все жанры - от буффонады и площадной сатиры до подлинной трагедии.
В последние годы Этуш не часто баловал своих поклонников сценическими новинками. Сказывалась и репертуарная политика и его занятость на посту профессора кафедры актерского мастерства (с 1976 года) и ректора Щукинского училища (с 1987 года).
Но несколько лет назад он просто сразил зрителей своей ролью Князя К. в бессмертном "Дядюшкином сне" Ф.М. Достоевского. Трагикомичная, жалкая и трогательная фигура обманутого князя стала одной из вершин актерского мастерства Этуша. Кстати за этот спектакль актер был удостоен Государственной премии России.
Очень редко в последнее время можно увидеть Владимира Абрамовича и на киноэкране. Среди его последних работ - роли в сериале "Поворот ключа" и психологическом триллере "Классик".
Награды
1943 — Орден Красной Звезды
1970 — Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
1985 — Орден Отечественной войны I степени
1994 — Премия «Хрустальная Турандот».
1995 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, науке, культуре, искусстве, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
2000 — Премия «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству»
2001 — Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства за роль в спектакле «Дядюшкин сон» (10 июня 2002)
2003 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за большой вклад в развитие отечественной культуры и театрального образования
2005 — Орден «За вклад в Победу»
2005 — Первый Лауреат в номинации «Легенда сцены» (учредитель «Театральные Новые Известия»).
2007 — Премия «Герой нашего времени» в номинации «Человек-эпоха»
2007 — Премия «Стиль года» победитель в номинации «Самый стильный актёр»
2007 — Орден Святого Александра Невского «За труды и Отечество»
2008 — Премия «Звезда „Театрала“»
2008 — Специальная Национальная премия «Кремлёвский Гранд» в номинации «Самый народный Артист»
2008 — Орден «Почётный гражданин России»
2008 — Орден Дягилева «За пользу русской культуре»
2008 — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю педагогическую деятельность
2012 - Лауреат премии "Звезда Театрала" в номинации "Лучшая мужская роль"
2013 — Орден Александра Невского — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
Медаль Жукова
Медаль «За оборону Москвы»
Медаль «За оборону Кавказа»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» — с надписью «УЧАСТНИКУ ВОЙНЫ»
Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» — с надписью «УЧАСТНИКУ ВОЙНЫ»
Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945»
Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945»
Медаль «В память 850-летия Москвы»
Медаль «Ветеран труда»
Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Орден Петра Великого
Орден «За заслуги» (Республика Ингушетия)
Почётная грамота «За заслуги перед Москвой».