Россия и Китай хотят создать общее экономическое пространство (4 фото)
Несколько лет назад российское руководство выражало желание создать общее экономическое пространство с объединенной Европой от Лиссабона до Владивостока, однако идея так и не нашла поддержки у европейских лидеров. После резкого ухудшения отношений с Западом в 2014 году из-за присоединения Крыма и конфликта на Украине Россия стала демонстративно разворачиваться на Восток, и Китай на этом направлении стал одним из главных азиатских партнеров.
По итогам встречи с Си Цзиньпином президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что в перспективе речь может идти об общем экономическом пространстве на всем евразийском континенте.
Опрошенные РИА Новости эксперты называют визит лидера КНР в РФ, довольно успешным, однако считают, что о свершившемся повороте РФ на Восток говорить пока рано, поскольку ещё предстоит решить ряд проблем.
Историческая договоренность
На встрече Путин и Си Цзиньпин подписали совместное заявление об углублении всеобъемлющего партнерства, стратегического взаимодействия и продвижении взаимовыгодного сотрудничества РФ и Китая. Кроме того, лидеры приняли совместное заявление о состыковке Евразийского экономического союза и трансевразийского торгово-инфраструктурного проекта «Экономический пояс Шелкового пути».
Идею строительства нового Шелкового пути, который должен соединить Китай со странами Европы и укрепить сотрудничество с Азией и Африкой, Си Цзиньпин выдвинул еще в 2013 году. Речь идет о создании торгового коридора для прямых поставок товаров с Востока на Запад на льготных условиях. Китай рассчитывает при реализации этой инициативы укрепить политические контакты, создать транспортную сеть от Тихого океана до Балтийского моря, сократить барьеры для торговли и инвестиций, расширить системы расчетов в национальных валютах.
Реализация «Экономического пояса Шелкового пути» предполагает создание до нескольких сотен инфраструктурных проектов: железные дороги, автотрассы, проекты в энергетике и индустриальные парки, строительство которых начнется в ближайшие годы в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Пакистане и других соседних с Китаем странах.
По мнению российского лидера, сотрудничество в рамках ЕАЭС и проекта «Экономический пояс Шелкового пути» может в перспективе привести к формированию общего экономического пространства на всем континенте.
«Именно о возможности сопряжения этих интеграционных моделей говорится в подписанном с председателем Си Цзиньпином совместном заявлении. По сути, речь идет о выходе в перспективе на новый уровень партнерства, подразумевающий общее экономическое пространство на всем евразийском континенте», — считает глава российского государства.
Как отметил глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, Россия и Китай в сентябре могут подписать предметное соглашение о реализации совместного проекта Шелкового пути.
«Мы думаем, что выйдем на более или менее предметные договоренности к сентябрю этого года, когда будем отмечать завершение Второй мировой войны и когда глава нашего государства посетит КНР. Для нас это подходящий формат для того, чтобы в присутствии глав государств подписать соответствующие договоренности», — сказал Дмитриев в интервью телеканалу «Россия 24».
«Мы также рассчитываем, что банк развития Китая, и на этот счет мы с ними ведем активный диалог, подключится к взаимодействию банков развития стран Евразийского экономического союза в плане реализации проекта нового Шелкового пути», — отметил глава ВЭБа.
Новые соглашения РФ с Китаем
То, что Китай и РФ серьезно нацелены на углубление сотрудничества в области торговли и экономики подтвердило в пятницу и то количество соглашений, которые были заключены между российскими и китайскими компаниями по итогам переговоров в Кремле.
В частности, Газпром и Китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC подписали соглашение об основных условиях поставок российского газа в Китай по западному маршруту.
Одни из крупнейших российских электроэнергетических компаний — «Россети» и «РусГидро» — подписали соглашения с китайскими партнерами о создании совместных предприятий, которые займутся проектами в электросетевом комплексе, а также в энергетике российского Дальнего Востока.
Российский фонд прямых инвестиций, Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ) и один из крупнейших банков КНР China Construction Bank (CCB) подписали соглашение о создании механизма, который позволит в разы увеличить кредитование компаний РФ китайскими банками.
Сбербанк России и Государственный банк развития Китая (China Development Bank) заключили соглашение о предоставлении кредитной линии на сумму 6 миллиардов китайских юаней. Также было подписано соглашение между правительствами двух стран о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности.
Минтранс РФ, Госкомитет КНР по развитию и реформам и ОАО «РЖД» заключили меморандум о формах сотрудничества и модели финансирования строительства первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва-Казань.
Расчет на перспективу
Договоренности между Россией и КНР о сотрудничестве в состыковке строительства ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути» позволят сторонам реализовать крупные стратегические проекты на долгосрочную перспективу, заявил РИА Новости зампредседателя экономического комитета Совфеда Сергей Шатиров.
«Мы давно говорили о том, что наиболее перспективные рынки находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому Россия и озвучила столь нужные для страны, для экономики крупные инфраструктурные проекты», — отметил сенатор.
Он подчеркнул, что в условиях санкций такие проекты крайне важны, так как они являются стимуляторами экономического роста, так, предусматривается реконструкция БАМа и Транссиба. «Безусловно, такие проекты крайне важны и востребованы и будут востребованы на протяжении длительного периода времени», — уверен Шатиров. Он напомнил, что одним из инициаторов сотрудничества в рамках Шелкового пути была компания «РЖД», которая предлагала свой проект по организации скоростного движения с Запада на Восток.
Кроме того, реализация совместных проектов в рамках ЕАЭС и Шелкового пути открывает большие инвестиционные возможности для развития российского и российско-китайского бизнеса, для взаимодействия сторон на всем пространстве Единого экономического союза. «Заключение подобных договоренностей — это замечательный прорыв в плане экономического сотрудничества и реализации стратегических процессов», — сказал Шатиров.
Как заявил РИА Новости первый замглавы комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников, Китай, состыковывая реализацию проектов Шелкового пути и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Россией, будет сам незримо и неформально членом ЕАЭС.
«То, что сделал Китай в отношении осуществления Шелкового пути, это тоже большой, огромный экономический инфраструктурный проект, который проходит по тем же самым странам, которые так или иначе находятся в Евразийском экономическом сотрудничестве. Китай будет априори являться членом этого содружества, не находясь там», — подчеркнул Калашников.
«Осуществляя такого рода проект, он (Китай) будет сам незримо, неформально присутствовать в членах этого сотрудничества. Это большой прорыв, огромный, на самом деле», — добавил парламентарий.
Тренд на Восток
Впрочем, опрошенные РИА Новости эксперты настроены не так оптимистично. Руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев позитивно оценивает итоги визита, но при этом призывает не торопиться делать далеко идущие выводы.
«Один визит поворот совершить не может, и успешность этого визита довольно высокая, если ее измерять на фоне реальности, а не на фоне пропагандистских утверждений, что визит судьбоносный и меняет ход событий. За год повысить российский критический товарооборот с Китаем, будучи сырьевой экономикой, или решить все те проблемы, которые на протяжении многих лет не позволяли Китаю инвестировать в Россию, просто невозможно», — заявил он РИА Новости.
Габуев сказал, что подписанные документы хороши своей направленностью на решение этих ключевых проблем и создание инфраструктуры для масштабных китайских инвестиций.
В этой связи эксперт отметил соглашение между Российским фондом прямых инвестиций и китайской компанией CITIC Merchant по созданию долгового механизма, которое поможет привлекать средства по низкой ставке, снижая риски для китайских инвесторов.
Другим важным документом Габуев назвал рамочное соглашение Внешэкономбанка с Эксимбанком о сотрудничестве по проекту электролитического марганца, который подразумевает предоставление кредита китайским банком размером 3,9 миллиардов китайских юаней на срок до 15 лет. «Это движение к дедолларизации торгового оборота, что тоже позитивно», — заявил он.
Говоря о заявлении глав РФ и КНР о взаимодействии Евразийского союза и «Экономического пояса Шелкового пути», Габуев отметил, что это «реально большой шаг вперед».
«Это действительно прагматичный документ. Россия впервые поняла, что Шелковый путь — это не угроза ее позициям в Центральной Азии, это не угроза инициативе ЕАЭС, оба проекта можно сочетать… Посмотрим, как это выльется на практике в реальные проекты, но основа заложена неплохая», — заявил эксперт.
Замдиректора Школы региональных и международных исследований ДВФУ Артем Лукин согласен с Габуевым в том, что говорить об окончательном развороте Москвы на Восток пока преждевременно.
«Говорить о том, окончательный этот разворот или нет, несколько преждевременно — по той причине, что около половины торговли России все же приходится на Европу. На долю Китая во внешней торговле Российской Федерации приходится только 10%. Когда доля Китая в торговле (с РФ) будет иметь величину, примерно сопоставимую с ЕС — тогда, наверное, можно говорить о том, что разворот состоялся», — сказал Лукин РИА Новости, добавив, что «это случится явно не в ближайшие годы».
«Если говорить о тренде, конечно же, ответ утвердительный: Россия старается развернуться на Восток, и это соглашение об этом свидетельствует», — отметил он.
Для иллюстрации своего тезиса эксперт напомнил о контракте на закупку четырех дивизионов зенитных ракетных систем С-400 «Триумф», который был заключен между КНР и РФ в сентябре 2014 года. «Динамика, безусловно, положительная. Мы наблюдаем углубление и расширение технического сотрудничества, и сделка по С-400 — еще одно тому подтверждение», — констатировал Лукин.
По мнению политолога, визит лидера КНР в Россию, безусловно, иллюстрируют положительную тенденцию в развитии двусторонних отношений. Тем не менее, как предупредил Лукин, Москве надлежит помнить, что в случае дальнейшей экономической интеграции с Китаем Россия с высокой вероятностью будет выступать в роли «младшего партнера».
«Можно декларировать, что Россия и Китай будут координироваться, однако в чем конкретно будет эта координация — пока не понятно. Если эта координация будет, то возникнет следующая проблема: Китай как экономика гораздо сильнее России, и если мы будем экономически интегрироваться, то Россия, скорее всего, будет в этой связке младшим партнером. Здесь есть определенные вызовы, определенные риски, и не совсем понятно, как мы с ними будем справляться», — подчеркнул эксперт.