Леонид Харитонов (13 фото)
Леонид Харитонов родился 19 мая 1930 года в Ленинграде.
Мама Леонида работала врачом, а папа был инженером. У Леонида был младший брат — Виктор. Родители старались воспитать в детях любовь к искусству и поощряли увлечение братьев театром и музыкой. Маленький Леня Харитонов никогда не упускал случая прочесть стихотворение или спеть песню на семейных торжествах в присутствии гостей. Подросшего Леонида родители отдали в престижную гимназию № 239, в которой театральный кружок вела актриса театра БДТ Мария Александровна Призван—Соколова. Ее рассказы о сцене настолько впечатлили юного Леонида, что он твердо решил стать артистом. Мальчик выделялся среди других учеников студии - он хорошо пел, умел держаться на сцене, и советы педагога схватывал на лету.
В школе Леонида Харитонова называли «артист», потому что он был непременным участником всех школьных самодеятельных спектаклей. После девятого класса Леонид сдал экзамены в театральную студию, но его не приняли, так как к этому времени у него не было аттестата зрелости. И после окончания школы Харитонов поступил в университет на юридический факультет. Харитонов прилежно изучал юридические науки в течение года, а в свободное время играл в студенческом самодеятельном драматическом кружке. В спектакле «Ревизор» он сыграл Бобчинского, и снова всерьёз задумался об актёрской карьере.
Во время учёбы в университете Харитонову предложили службу в разведке, предупредив, что предстоит работа за рубежом, и многим придётся пожертвовать. От этого предложения Харитонов отказался из—за любви к театру.
Когда гастролирующий в Ленинграде МХАТ объявил набор в свою школу—студию, Леонид решил сдать экзамены. Он успешно прошёл все экзаменационные туры, и был принят. Школу—студию имени В.И.Немировича—Данченко при МХАТе Харитонов окончил в 1954 году и был принят в труппу театра. В том же 1954 году Леонид Харитонов впервые снялся в кино в фильме «Школа мужества», где начал сниматься, ещё будучи студентом.
А через год на экраны страны вышла картина «Солдат Иван Бровкин».
Чтобы актёр привык к костюму своего героя, ему было разрешено носить солдатскую форму. Чтобы лучше изучить характер героя, Харитонов часами занимался строевой подготовкой, учился водить трактор и мотоцикл, и отказался от певца—дублёра. «Хочу петь сам», — настоял актер. Сценарий комедии Леонид Владимирович изучал несколько недель, вдумываясь в каждую строку, стараясь точнее представить образ Ивана, у которого всё выходит невпопад. Во время съёмок «Солдата Ивана Бровкина» у него открылась язва, нажитая во время блокады.
Летом 1955 года на улице Сухуми военный патруль задержал молодого солдата. Тот не приветствовал офицера и был явно не по уставу одет: ремень не затянут, ворот расстёгнут. Остановленный патрулём солдат, вместо того чтобы встать по стойке «смирно», пытался вступить в пререкания. Патруль доставил его в комендатуру. Через несколько минут задержанный, улыбаясь, вышел из комендатуры в сопровождении самого коменданта.
— Смотрите, больше не попадайтесь! Раз на вас форма, носите её, как указано в уставе, — сказал комендант, пожимая руку на прощанье.
— Есть! — щёлкнул каблуками солдат.
— Актёр это, — пояснил комендант офицеру. — "Школу мужества" видели? Вот он там играл.
Когда фильм «Солдат Иван Бровкин» вышел на экраны, Леонид Харитонов стал кумиром поколения. Ему писали письма солдаты, девушки, матери и бабушки, актёра приглашали на творческие встречи в клубы, школы и на заводы. Харитонов создал образ нового социального героя — непутёвого, но доброго, скромного и обаятельного. Персонажи Харитонова не только воспитывали, но и веселили зрителей всех поколений. Леонид и сам был похож на своих героев: никогда за себя не просил, жил скромно, общался со всеми на равных, не отказывал в помощи.
Харитонов был очень влюбчив. Его однокурсник Лев Дуров вспоминал: «У нас на курсе первый парень был — Лёнька Харитонов! Хотя вроде бы и ростом невелик, и атлетической фигурой не обладал. Романы у него были и в университете, и в школе—студии. Но, что примечательно, романы заканчивались, а дружба продолжалась. До конца его жизни».
Первой женой Харитонова стала его сокурсница Светлана Сорокина. Они поженились на третьем курсе и прожили вместе два года. После развода с Леонидом Светлана Харитонова, оставившая фамилию мужа, служила в Театре киноактёра, потом в Театре сатиры. Она рассказывала: «Леня притягивал добротой, мягким характером. Я любила смотреть на него на репетициях — он заряжал меня своей энергией. Поженились мы на третьем курсе. После фильма «Солдат Иван Бровкин» Леня стал звездой. Так уж получилось, что фильм, принесший ему популярность, поломал жизнь мне. Поклонницы не давали Лене прохода. Слава вскружила ему голову. Он не скрывал, что внимание женщин ему нравится. На съемках фильма «Улица полна неожиданностей» у него вспыхнул роман с актрисой Джеммой Осмоловской. Мне было очень обидно и тоскливо. Я страшно переживала…».
Сотрудница загса во время развода спросила Светлану, хочет ли она вернуть девичью фамилию. Но Светлану опередил Харитонов, сказав: «Пусть останется моя фамилия».
— Мне это было приятно, ведь я его так любила, даже когда он предал меня, — вспоминала Светлана Николаевна. — Позже мне встречались хорошие мужчины, но все было не то, мне казалось, что с Леней ушло и мое счастье.
Джемма родила Леониду сына, которого назвали Алексеем. Но и этот брак Харитонова распался. Третьей и последней женой актёра стала его студентка в Школе—студии МХАТа Евгения Гибова.
Харитонов был дружен с великими мхатовскими стариками — Борисом Ливановым, Алексеем Грибовым и Владимиром Белокуровым. Белокуров, известный всей стране по картине «Валерий Чкалов», носил джемпер с полосой на груди. Знаменитый острослов Ливанов шутил: «Это линия налива!» Харитонова спасали ключи от машины — он лез в карман за ключами: «Не могу. Я за рулём». Даже если был без машины.
Однако бывшая супруга Харитонова Джемма говорила, что пристрастие к спиртному все же повлияло на жизнь актера: «К спиртному он пристрастился из—за того, что каждый человек считал своим долгом пригласить его выпить где—то, посидеть вместе. А у него просто иногда не хватало силы духа, чтобы им отказать. Сначала я старалась не обращать внимания на его поведение, но потом поняла, что дальше терпеть нельзя. И мы с ним развелись. Из—за пристрастия мужа к алкоголю мне многое пришлось пережить. Меня как—то директор театра, в котором я тогда работала, даже вызвал к себе для серьезного разговора. Спрашивал, чем он может мне помочь. Хороший был человек, он понимал, что Лёню надо спасать. Потом и Алла Константиновна Тарасова пригласила меня к себе поговорить по душам. Но я уже знала, о чем пойдет разговор. Мне все друзья советовали, как можно Лёню от алкогольной зависимости избавить. Коллеги помогли мне устроить его в специальную клинику, где он провел несколько месяцев. Вроде бы на какое—то время ему стало лучше, а потом все началось снова. Кстати, за то, что я положила Лёню на лечение, на меня долго злилась его мать. Она думала: мол, как же так, ее сын — звезда, а его в больницу кладут. Моя свекровь долго не могла принять и понять моего поступка. От самого же Лёни я никогда не слышала никаких упреков. У Харитонова был мягкий характер. Я бы сказала, даже слишком мягкий. Но мы расстались друзьями, разошлись довольно спокойно, без особых ссор. Я никогда не выясняла с ним отношений. Ушел и ушел. Еще до развода мы стояли в очереди на кооперативную квартиру. Мы планировали туда въехать все вместе. Но в итоге Лёня поселился там со своей последней женой Евгенией Гибовой. А мы остались с сыном в коммуналке. Эта Гибова была активная особа. Она ведь была его студенткой. Когда я училась на четвертом курсе, она — на первом. Видимо, на одной из лекций он ее и приметил. Ну и дальше у них закрутилось все. Я действительно любила его, а вот он меня… Только представьте: у меня ребенок маленький, за ним глаз да глаз нужен, еще мне надо диплом защищать, к экзаменам готовиться. Думаете, он мне хоть чем—то помог? Нет. Лёня тем временем крутил роман с этой Гибовой. А я даже не знала об этом. Когда мне рассказали, у меня был просто шок».
В 1962 году Харитонов перешёл в Театр имени Ленинского Комсомола, а затем в Драматический Театр имени Пушкина, но и там долго не задержался, и в 1963 году снова вернулся на мхатовскую сцену. Во МХАТе в спектакле «Палата №6» Леонид Харитонов сыграл одну из главных ролей. Его партнершей по сцене стала Татьяна Доронина. Казалось, в жизни Леонида Владимировича наступила светлая полоса. Но неожиданно этот спектакль, которым артист так дорожил, был снят с репертуара. Но потом спектакль было решено восстановить, но случилась новая беда — сгорели декорации к спектаклю.
В последние годы жизни Харитонов тяжело болел. Летом 1980 года, в дни московской Олимпиады, он перенес первый инсульт. Затем на съёмках фильма «Из жизни начальника уголовного розыска», 4 июля 1984 года, последовал второй инсульт.
В 1980—е годы Леонида Харитонова почти забыли. О его прошедшей славе напоминала лишь лента Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», где перед входом в Театр киноактёра одна из героинь кричит от восторга: «Смотри! Харитонов!!!»
С возрастом Харитонов снимался крайне редко, преподавал, готовил себя к настоящей этапной роли. Иногда появлялся в эпизодах.
Леонид Владимирович не хотел повторяться, а новых ролей не предлагали. Он много ездил с выступлениями по Советскому Союзу, но за рубеж одного из самых популярных киноактёров 1950—х годов так и не выпустили.
20 июня 1987 года состоялся раздел МХАТа. Кто—то оставался с Ефремовым, а кто—то переходил к Дорониной. Харитонов не перешел никуда. Он скоропостижно скончался 20 июня 1987 года от третьего инсульта.
У гроба Леонида Харитонова прощальные речи произносили оба руководителя МХАТа — и Доронина, и Ефремов. На могилу возложили венок — «От мамы». Но матери Харитонова давно уже не было в живых. Венок прислала Татьяна Ивановна Пельтцер, которая в «Иване Бровкине» играла мать главного героя. Они друг к другу относились с большим трепетом.
Надгробие на Ваганьковском кладбище представляет собой расколотый надвое камень, символизирующий раскол МХАТа, и выполненный в виде разломанной надвое мхатовской чайки. На камне начертаны всего два слова: «Леонид Харитонов».