В России на усыновление выстроилась многотысячная очередь
Российские граждане стали все чаще обращаться в органы опеки и попечительства с просьбой найти им ребенка. Специалисты, регулярно работающие с приемными родителями составили портрет потенциального усыновителя.
«У нас есть первая в России база потенциальных приемных родителей. На данный момент в ней практически 900 человек, – рассказала корреспонденту НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ Юлия Зимова. – Люди заполняют анкеты с кучей пунктов. Мы решили по некоторым факторам их обобщить и понять, как отличаются люди готовые взять в семью ребенка инвалида и те, кто хочет взять здорового ребенка, и кто эти люди. Всю эту информацию мы разослали в органы опеки и попечителей разных субъектов федерации для того, чтобы они знали, что у нас есть из других регионов, готовые взять ребенка, но еще не усыновили.
Как объяснила собеседница, это делается для того, чтобы людям помогли найти ребенка, заполнить необходимые документы, ускорили процесс сбора, в общем, оказали любое содействие. В Базе потенциальных приемных родителей зарегистрированы граждане из 77 субъектов России, а на воспитание в свои семьи детей взяли граждане из 57 регионов. В 20-ти субъектах России есть потенциальные приемные родители, которые по каким- то причинам еще не взяли в свою семью детей по разным причинам. При этом в 23 регионах есть родители, которые взяли на воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Так кто же эти люди.
Исходя из исследований, Средний возраст потенциального родителя – 35 лет (30-39 лет). 55 и 30 % потенциальных родителей имеют высшее и среднее образование. 92% имеют постоянную работу. Из проведенных исследований видно, что 55% усыновителей на момент принятия решения о воспитании приемного ребенка, уже имеют хотя бы одного ребенка в семье. В Петербурге на данный момент зарегистрированы 5 потенциальных родителей. Двоих детей взяли в семью на воспитание.
Средний возраст для родителя, готового взять на воспитание ребенка с ограниченными возможностями – 38 лет (это 49% опрошенных). Из них 61 и 29% имеют высшее и среднее специальное образование. Предпочтительная форма семейного устройства: 49% семей хотят полностью усыновить детей, 19% предпочитают стать приемной семьей. 85% таких родителей имеют постоянную работу; больше чем у половины – 53%, на момент принятия решения, дети уже есть.
«Я могу сказать по практике, мы постоянно и плотно общаемся с родителями, собирающимися взять детей, как потенциальными, так и действующими. Стало очень большое число родителей, в возрасте 30-ти лет, – говорит Зимова. – Раньше в основном это были люди, которым за 40, у которых уже выросли свои дети. Последние несколько лет стали появляться люди у которых не получается иметь своих детей. Стоит отметить, что раньше не было такого количества бездетных пар. Это единственное такое глобальное изменение. Не могу сказать, что есть какая-то сейчас четкая статистика, но звонков от таких пар на нашу горячую линию стало больше, как и обращений на сайт. У нас есть очень много случаев, когда люди не могут родить своего ребенка, берут на усыновление и потом у них рождаются собственные дети».
Как отметила Зимова, ничего кардинально не менялось после принятия «закона Димы Яковлева».
«Да ничего особо не поменялось. Единственное изменение – часть справок можно оформить на портале госуслуг, вторую часть можно заказать в органах опеки. Если говорить именно про иностранных усыновителей, то они есть, безусловно. Статистика по иностранным усыновителям висит на сайте Минобрнауки. Но могу сказать, что в последнее время больше россиян хотят взять детей с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья и так далее».
Воспитывать ребенка – инвалида или ребенка с ограниченными возможностями – это тяжкое бремя. Вообще, далеко не все дети быстро начинают ладить с новыми мамами и папами, потому что испытали моральную травму, основываясь на собственном горьком опыте. На вопрос «Где гарантия того, что родители берут ребенка не из-за всепоглощающей любви, и из корыстных побуждений, собеседница агентства ответила следующее:
«Возможно, это и корыстный поступок, из-за пособия, но могу сказать о том, что в семьи к таким детям регулярно ходят соцработники с серьезными проверками. Если опека понимает, что тут действительно корысть, то детей изымают из таких семей. Возможно, и есть такие семьи и скорее всего они есть, но я пока что с ними не встречалась. И вообще я могу сказать совершенно точно, – у нас в России очередь на детей и она измеряется тысячами граждан. Все отказники практически, включая даже детей, отлученных от матерей, у нас очень быстро находят родителей. У нас практически нет в стране детей от 1 до 3-х лет, которые остались без родителей. Они все так или иначе будут жить в семьях».
Текст: Дарья Шипилова