Дмитриев Игорь Борисович (10 фото)
И́горь Бори́сович Дми́триев (29 мая 1927 — 26 января 2008) — советский и российский артист театра и кино, народный артист РСФСР.
В семь лет Игорь Дмитриев начал выступать в школьной самодеятельности и в Ансамбле песни и пляски ленинградского Дворца пионеров, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский. Тогда мальчик впервые и заявил, что, когда вырастет, станет актёром.
Дебют Игоря Дмитриева в кино состоялся в фильме В. Файнберга «Голос Тараса».
С началом Великой Отечественной войны семья Игоря эвакуировалась в Молотовскую область в посёлок Нижняя Курья. Там был Клуб речников, куда Игорь ходил с другими ребятами, читал стихи, пел, танцевал и принимал участие в концертах в военных госпиталях перед ранеными.
В 1943 году Игорь Дмитриев узнал, что при Пермском драматическом театре открывается театральная студия, и отправился туда на прослушивание. Для экзамена Игорь читал сцены из лермонтовского «Маскарада» и за Арбенина и, ввиду отсутствия партнёрши, за Нину. Приёмная комиссия огласила приговор: «Арбенин из тебя никакой, зато Нина — сама чистота и невинность. За Нину принимаем!».
Вскоре Игорь Дмитриев принял окончательное решение поступать в театральный. Успокоив мать, он отправляется в Москву.
Игорь подал заявления сразу в несколько институтов. Во ВГИК и Вахтанговскую школу его не приняли, зато взяли в Малый театр и ГИТИС. Имея за спиной такой тыл, он рискнул поступать ещё и в Школу-студию МХАТ, и это ему удалось.
Игорь Дмитриев вспоминал о годах учёбы: «Я застал Художественный театр в самом расцвете: на сцене блистали Качалов, Москвин, Книппер-Чехова, Тарханов. Мы очень подружились с Михаилом Пуговкиным, с которым обитали в одной комнате в общежитии. Нам с Мишей страшно повезло: обычно в комнатках ютилось по двенадцать человек, а мы жили вдвоём. Впрочем, нашу обитель и комнатой-то назвать было нельзя — крошечный закуток без окна и двери, кроме того, одной из стен служила стенка шкафчика, в который столяры вешали спецодежду: в здании помимо нескольких комнат для иногородних студентов размещались декорационные мастерские. Жили мы, как все студенты, голодно и весело».
В кино прославился как исполнитель благородных аристократов и офицеров разного рода, а также в многочисленных эпизодах. В 1956 году Игорь Дмитриев, можно сказать, «повторно дебютировал» в кино, снявшись в роли Пыльникова в комедии Семёна Деревянского «Она вас любит».
Вскоре случилась и «судьбоносная роль», которая знаменовала открытие актёрского дарования и незаурядный успех Дмитриева. Легендарный кинорежиссёр Сергей Аполлинариевич Герасимов пригласил Игоря Дмитриева в картину «Тихий Дон», ставшую одной из лучших экранизаций знаменитого шолоховского романа. Здесь Дмитриеву довелось сыграть молодого Листницкого. Надо сказать, что Сергей Герасимов не признавал дублёров и требовал, чтобы актёры, игравшие казаков, научились уверенно держаться в седле. Так что Дмитриев вместе с другими актёрами прошли двухмесячные курсы верховой езды. Они сами седлали лошадей, поили их, чистили. Кроме того, Дмитриев вычитал, что в царские времена будущих офицеров из кадетских и пажеских корпусов заставляли ставить на погоны стаканы с водой и ходить с ними по коридорам, стараясь не расплескать ни капли. Так и он, готовясь к роли, тоже ходил со стаканами воды на плечах, добиваясь лихой военной выправки.
Одной из самых заметных работ тех лет стала роль полковника Джеральдина в приключенческом телесериале Евгения Татарского «Приключения принца Флоризеля» («Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы»). Игорь Борисович рассказывал: «Фильм «Приключения принца Флоризеля» мне особенно дорог общением с Далем. Олег был сложным, замкнутым человеком; в его разговорах постоянно звучала тема приближающейся смерти. Помню, как-то в Вильнюсе мимо нашего автобуса проехал траурный катафалк с возницей в чёрном цилиндре. Даль печально заметил: «Смотрите, как красиво хоронят в Литве, а меня повезут по Москве в закрытом автобусе. Как неинтересно!». Впрочем, Олег запомнился мне не только фаталистом. Случались у нас на съёмках и забавные истории. Как-то снимали мы сцену «восьмёркой»: диалог снимается из-за плеча сначала одного, потом другого актёра. Олега уже отсняли и начали меня — из-за его плеча. Я обращаюсь к Флоризелю-Далю: «Принц, я должен отомстить за смерть брата», а Олег при включённой камере тихонько спрашивает: «Игорь Борисович, вы купили кефир на ужин? Когда съёмка закончится, нам же жрать будет нечего!» «Стоп! - кричит режиссёр, - замечательно!» «Что замечательно? - возмущаюсь я. - Вы не слышали, что он сказал?» «Игорь Борисович, у вас от неожиданности так сверкнул глаз, специально это никогда не сыграть», - лукаво ответил Даль».
Однако, несмотря на обилие ролей, наградами Игорь Борисович не был избалован. «Я и не рассчитывал ни на что, - признавался Игорь Борисович. - И, хотя пресса высоко оценивала мои роли, я понимал, что за профессионализм, за труд никогда не попаду в списки награждённых. Оценивалось прежде всего социальное значение роли. В те годы в любом захудалом провинциальном маленьком театрике любой артист, который сыграл Владимира Ильича Ленина, был просто обречён на получение звания, квартиры и добавки жалованья на сто рублей. Он автоматически вступал в партию и тут же избирался членом бюро райкома. А ещё очень активно продвигались артисты - члены партии, они получали роли, не всегда соответствующие их дарованию». Да, действительно, актёру, исполнявшему роли белых генералов и иностранных аристократов, рассчитывать на официальные награды не приходилось. Но разве стоят все вместе взятые награды одной – любви и признания зрителей. А вот этим Игорь Борисович никогда обделён не был.
В 2000-х годах Дмитриев редко снимался и появился лишь в нескольких фильмах и сериалах. С 2003 года он сотрудничал со «Смешариками», в сериях он читал от автора, также записал диск с аудиосказками.
В 2001 году Дмитриев принял участие в записи спектакля Вологодского радио (режиссёр Марина Маевская) по пьесе Нины Авдюшкиной «Сыграем в любовь», где озвучил текст «От автора» и главную роль.
Игорь Борисович Дмитриев умер 26 января 2008 года в 23:55 вечера в Санкт-Петербурге. Похоронен 29 января в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище(1 участок).