Украине нечем кормить половину армии (2 фото)
Украинский оборонный бюджет не был рассчитан на увеличение армии до 250 тысяч человек, заявил в пятницу в Раде замминистра обороны Юрий Гусев. «Госбюджет планировался из расчета более 140 тысяч военнослужащих, а по факту сейчас с учетом ваших решений, решений президента имеем 250 тысяч военнослужащих, а учитывая вопрос прохождения демобилизации и дополнительной мобилизации в рамках волн мобилизации, имеем кое-где более чем 250 тысяч военнослужащих», – сказал заместитель министра.
Закон об увеличении численности Вооруженных сил Украины до 250 тысяч человек Петр Порошенко подписал в марте. Ранее численность украинской армии была утверждена в пределах 184 тысяч человек. Власти Украины планируют выделить на нацбезопасность и оборону в этом году около четырех миллиардов долларов.
Минобороны постсоветского государства приводило данные, что оборонный бюджет Украины в 2015 году составляет около двух миллиардов долларов, или 2,7% ВВП, что в 1,7 раза больше, чем в прошлом году. В мае 10 оборонных и правоохранительных ведомств Украины обратились к правительству с просьбой выделить дополнительно почти 769 миллионов долларов в связи с увеличением численности армии. В конце мая Порошенко подписал новую стратегию нацбезопасности, реализация которой потребует ежегодного финансирования сектора безопасности и обороны на уровне не менее 5% ВВП.
Напомним, на Украине стартовала очередная, шестая по счету, волна мобилизации. На этот раз предполагается призвать еще 50 тыс. человек. «Это разведчики, танкисты, артиллеристы, связисты, саперы, механики-водители», – сообщил генштаб. Продолжительность нынешней мобилизации составит 60 дней. Всего украинские власти планируют в 2015 году призвать на службу в армию 100–150 тыс. человек.
Каждый раз призывные мероприятия на Украине сталкиваются с массовыми отказами молодых людей служить в армии. Уклонения от службы, в том числе бегство за границу (в РФ находились 1,2 млн военнообязанных украинцев), стали массовым явлением. Киевские власти отреагировали на отказ населения воевать на Востоке усилением уголовной ответственности за уклонение от службы, вплоть до реальных сроков заключения.
Украинские СМИ подсчитывали, что обмундирование украинского воина с учетом каски и бронежилета и без учета стрелкового оружия, которого на складах в изобилии, составляет порядка 7,7–8 тыс. гривен, это 360 долларов. Другие приводили со ссылкой на волонтеров (так на Украине сейчас называются люди, добровольно снабжающие тех, кто воюет против Новороссии) вдвое большие цифры с учетом необходимых личных вещей – 15–19 тыс. гривен, то есть только поставить в строй пехотинца, согласно этим данным, должно обходиться более чем в 700 долларов. На 50 тыс. призывников, которые в ближайшее время должны встать в строй, получается всего лишь 3,5 млн долларов.
Еще один волонтер приводит расчеты стоимости годового содержания солдата, занятого боевой подготовкой – 20 тыс. долларов. Если это так, то с учетом численности 250 тыс. военнослужащих за год получается 5 млрд долларов, что само по себе больше украинского военного бюджета.
Более точно можно подсчитать денежное довольствие, которое украинское государство должно выплачивать тем, кто идет ради него на смерть. В феврале Порошенко обещал платить участникам так называемой АТО 1 тыс. гривен в день. В действительности сейчас украинский воин получает как минимум 1,8 тыс. гривен в месяц, в «АТО» – вдвое больше. Средний размер денежного довольствия, по данным украинских СМИ, составляет 5,7 тыс. гривен в месяц (260 долларов), в год получается 68,4 тыс. гривен (3,2 тыс. долларов). На 250-тысячную группировку получается 800 млн долларов.
В случае активизации боевых действий одной из основных статей расходов станут ГСМ. Каждая минута работы танкового двигателя стоит казне заметных денег: расход топлива на 100 км пробега танка Т-64 составляет 200–400 литров.
«Как и раньше, все деньги будут идти не на развитие, а на содержание, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов. – У Украины всегда был хитрый гипотетический источник военного бюджета – специальный фонд минобороны, куда должны были перечисляться доходы от продажи армейского имущества. Но он и в лучшие годы никогда полностью не пополнялся, и с учетом того, что сейчас украинской армии не до распродаж – фактически в дело идет все, что есть – поэтому этот источник следует забыть. Либо, возможно, они примут в течение года чрезвычайные расходы, чтобы финансировать какие-то отдельные программы».
«С боеприпасами у них проблем нет, советского задела еще надолго хватит, – считает он. – Что касается техники, то они сумели, восстановив то, что было на складах и на базах хранения, пополнить то, что было потеряно в прошлогодней кампании».
«У них на складах боеприпасы уже на исходе, – озвучил в интервью газете ВЗГЛЯД другое мнение первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. – Они будут покупать боеприпасы из бывших стран Варшавского договора. Если они будут экономить на оснащении вооруженных сил, то бессмысленно собирать 250 тыс. Боевой потенциал не повысится».
«Они будут экономить на социальных программах населения и на социальном обеспечении военнослужащих. Кроме того, на обмундировании и питании военнослужащих. По-другому у них не получится», – предположил он.