Филозов Альберт Леонидович (13 фото)
Альбе́рт Леони́дович Фило́зов (р. 25 июня 1937) — советский и российский актёр театра и кино, педагог ВГИКа, профессор РАТИ. Народный артист Российской Федерации (1994).
Предки Альберта Филозова по материнской линии были зажиточными крестьянами с Украины. В начале 30-х годов ХХ века они, опасаясь раскулачивания, перебрались на Урал, в Свердловск. Здесь мама Альберта познакомилась с его отцом, приехавшим из Польши в Россию строить социализм. Альберт Леонидович рассказывает, что совсем не помнит отца – того арестовали и расстреляли, как «врага народа», в 1937 году. Альберту Филозову на тот момент не было и полугода…
К счастью, положение «сына врага народа» не очень сказалось на юном Альберте. Его детство прошло, как и у других мальчишек того времени: играл во дворе, гонял футбол, дрался. А еще он очень любил читать и постоянно бегал за книжками в библиотеку. Правда, когда всех принимали в Комсомол, юноша долго не подавал заявление, считая себя недостойным, и решился вступить лишь, когда умер Сталин.
Поступление в театральный вуз получилось спонтанным. В 1955 году в Свердловск приехал на гастроли МХАТ, и был объявлен набор в Школу-студию. Альберт Леонидович вспоминает: «В то время я только-только закончил школу. Друг буквально силой затащил меня на экзамены, за компанию. Понятно, что я совершенно не волновался, поэтому успешно прошёл все три отборочных тура и поехал в Москву сдавать общеобразовательные предметы. Москва мне понравилась сразу, и я решил, что больше никогда из неё не уеду…»
Учиться Альберту Филозову довелось на курсе блестящего мхатовского актера Виктора Станицына. Быт тогдашних студентов был суров: холод, голод. Жили в бывших казармах, где раньше размещали пленных австрийцев. Горячей воды не было, а зимой и вовсе в оконные щели валил снег. Но все это отходило на второй план перед упоением от учебы. А учеба продолжалась круглые сутки: с утра до вечера на лекциях, а вечером в общежитии студенты разыгрывали этюды. Наверное, именно в таких условиях и рождаются настоящие Мастера. Ведь на курсе вместе с Филозовым учились: Анатолий Ромашин, Вячеслав Невинный, Алла Покровская, Александр Лазарев, Татьяна Лаврова – будущий цвет отечественного кино и театра.
Окончив учебу в 1959 году, Альберт Филозов устроился в Московский драматический театр им. К.С.Станиславского. Молодого актера стали вводить на роли Евгения Леонова, который к тому времени начал много сниматься в кино. Филозова это не очень устраивало: «Представляете, каково выходить к зрителю, пришедшему «на Леонова»!» По словам актера, он «промучился» год и перешел в Театр им. М. Н. Ермоловой.
С кино у Альберта Филозова долгое время не ладилось. Пробы, пробы и очередные отказы… В 60-е годы ему удалось лишь пару раз сняться на киностудии «Узбекфильм» в картинах «Сыны отечества» (Отто Тальвиг) и «Яблоки 41-го года» (Федька). Сегодня вряд ли кто вспомнит эти ленты.
Альберт Филозов в фильме ТихоняСитуация изменилась совершенно неожиданно. Создатели картины «Вид на жительство» долго искали актера «с ненадежной внешностью». Дело в том, что героем фильма должен был стать молодой ученый Ростислав Савельев, который, воспользовавшись туристической поездкой, остается в одной из европейских стран. Не найдя работы по специальности, он вынужден согласиться на предложение из школы диверсантов... Вот эту роль и предложили сыграть Альберту Филозову. А партнершей актера по фильму стала актриса Виктория Федорова.
Очень скоро определилось амплуа актера, и «виной» тому стала удачно сыгранная роль в уже упомянутой картине «Тихоня», где Альберт Филозов создал образ скромного и тихого мужчины, которого незаслуженно обвиняют в том, что три года назад в Ялте он познакомился с девушкой Надей, и она родила от него ребенка. Хотя герой фильма и не являлся отцом, он решает материально помогать Наде…
Альберт Филозов в фильме Мери Поппинс, до свидания. Амплуа «невзрачного тихони» впоследствии буквально приклеилось к актеру. В сочетании с блестящим талантом Филозова оно всячески трансформировалось, позволяя создавать незабываемые образы. Кто не помнит его забитого подкаблучника Константина Лавочкина, отца Ромы из великолепной мелодрамы «Вам и не снилось», или педантичного и вместе с тем нерешительного мистера Бэнкса в детском музыкальном фильме «Мэри Поппинс, до свидания!»
Актер нередко снимался в детских картинах, а ведь, как известно, дети – самый требовательный зритель, не допускающий и малейшей фальши. Среди героев Филозова: учитель словесности Иван Карлович, он же «Чернушка» в фильме-сказке «Черная курица, или Подземные жители» (1980), Папа-лис Ларсен в сказке «Рыжий, честный, влюблённый», князь в сказке «Ледяная внучка», король в детском музыкальном фильме «Про кота…», канцлер граф Давиль в сказке «Не покидай» и другие.
Актер нередко снимался в детских картинах, а ведь, как известно, дети – самый требовательный зритель, не допускающий и малейшей фальши. Среди героев Филозова: учитель словесности Иван Карлович, он же «Чернушка» в фильме-сказке «Черная курица, или Подземные жители» (1980), Папа-лис Ларсен в сказке «Рыжий, честный, влюблённый», князь в сказке «Ледяная внучка», король в детском музыкальном фильме «Про кота…», канцлер граф Давиль в сказке «Не покидай» и другие.
Альберт Леонидович признается, что были в его биографии и роли, за которые ему стыдно. Одна из таких – странствующий певец с гитарой Оскар в детском фильме «Расмус-бродяга» (1978), которую озвучивал за него Олег Даль. Актер вспоминает: «…меня пробовали нормально с моими неухоженными волосами, всклокоченная борода была наклеена. А потом почему-то, может редакторы заставили, режиссерша сделала из меня красавца. На меня надели парик белокурый, как потом выяснилось, от Дорониной. Шили на нее, но она забраковала. Можете себе представить. Накрасили мне ресницы. Ужас! И более того, еще меня озвучили Далем. Олег, когда меня встречал, ему было неловко несколько. А он звонко всегда разговаривает, а я такой мрачноватый, глуховатый. То есть смотреть я не могу на это». Возможно, Альберт Леонидович в чем-то прав, и роль во многом «не его», но многим зрителям картина, тем не менее, понравилась.
Начало 90-х принесло в актив Альберта Филозова ряд интересных ролей. В первую очередь стоит отметить Алексея Юрьевича Силина в трагикомедии Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Ночные забавы». Герой Филозова попадает в щекотливую ситуацию – он застает свою жену с любовником, который является его начальником. Все это происходит на глазах у взрослой дочери. Актер гениально сыграл психологические метаморфозы своего персонажа, вызывая у зрителей целый спектр чувств – от сочувствия и жалости до презрения.
Среди других работ начала 90-х: полковник милиции Авдей Петрович Кафтанов в детективе «Последняя осень», Эндрю Бэйнс в приключенческой мелодраме «Одиссея капитана Блада», Клавдий Иванович в картине «Допинг для ангелов», профессор Хайд в фантастическом фильме «Ариэль», адмирал Дорон Тальвиг в детективе «Фирма приключений», граф Хотек в исторической ленте «Сыщик петербургской полиции» и другие.
Талант Альберта Филозова вновь стал востребован уже в новом веке. Стоит заметить, что актер достаточно критично подходит к предложениям. Снимается он регулярно, но при этом, как правило, в качественных лентах. К его несомненным удачам можно отнести роли в сериалах «Пятый ангел» (Моисей, отец Григория Плоткина) и «Бедная Настя» (Иван Иванович Корф, герой войны 1812 года), в исторической драме «Печорин. Герой нашего времени» по роману Ю.М.Лермонтова (полковник Ильяшенко), в многосерийном фильме «В круге первом» (дядюшка Аверин), в фильме Глеба Панфилова «Без вины виноватые» по пьесе Островского (барин Нил Стратоныч Дудукин) и ряд других ролей.
Весьма плодотворно Альберт Леонидович работал в Театре «Школа современной пьесы». Зрители могли лицезреть его в спектаклях: «Дом» по пьесе Евг.Гришковца, «Вишневое варенье» по пьесе Л.Урицкой (Дюдо), «Пришел мужчина к женщине» по пьесе С. Злотникова, «Чайка» А.П. Чехова (доктор Дорн). В 2007 году Альберт Филозов дебютировал на сцене этого театра в качестве режиссера, поставив совместно с Ольгой Гусилетовой пьесу Ксении Степанычевой «2*2=5».