Как Греция простила долг Германии 60 лет назад
Многие немцы до сих гордятся стремительным ростом экономики Западной Германии после Второй мировой войны, получившим название «немецкое чудо». Достаточно сказать, что в 1953-63 гг. объем промышленного производства ФРГ удвоился. Трем поколениям немцев внушали со школьной скамьи, что немецкий народ невероятно трудолюбив и что благодаря своему трудолюбию и американским деньгам он и сотворил немецкое чудо. Между тем, финансировали это чудо не только американцы, но и жители других стран. В т.ч. и Греции, которая сегодня сама должна кредиторам четверть триллиона евро.
Долги Германии в 1953 году составляли 25% от ВВП страны. По сравнению с нынешними греческими 175% это, конечно же, мало, но, с другой стороны, не стоит забывать, что мировой экономике угрожала гиперинфляция. Она могла даже при таком относительно невысоком уровне долгов по отношению к ВВП значительно осложнить немецкому правительству поиск инвестиций, необходимых для восстановления экономики после Второй мировой войны.
Немцы были должны примерно семи десяткам стран, включая такие «экзотические» государства, как Зимбабве и Пакистан. Естественно, среди главных кредиторов ФРГ значились почти все европейские страны, включая Грецию.
Долги ФРГ делились на две примерно равные части. Западные немцы должны были заплатить 16 млрд. марок репараций по Версальскому договору правительствам и банкам США, Великобритании и Франции еще в тридцатые годы, но так и не расплатились. После войны ФРГ решила расплатиться, чтобы восстановить деловую репутацию. Еще столько же составляли кредиты, взятые у Америки и других стран на восстановление разрушенной войной страны.
Немецкую делегацию на Лондонской конференции возглавлял банкир Герман-Йозеф Абс, который, кстати, до сих пор жив. Переговоры о реструктуризации долгов ФРГ начались летом 1952 года и шли очень тяжело. Был даже момент, когда они едва не прервались.
Президенты и премьер-министры нескольких десятков стран, съехавшиеся в Лондон 27 февраля 1953 года, хотели, чтобы Западная Германия восстановилась, потому что немецкий экспорт всегда пользовался большим спросом. Играл свою роль и страх перед Советским Союзом, контролировавшим тогда Восточную Германию. В Вашингтоне не хотели отдавать Советсому Союзу еще и западную часть Германии. Кстати, соцстраны в Лондон приглашены не были.
Конференция в британской столице продлилась до 8 августа 1953 года. На ней было принято очень щедрое особенно в сравнении с предложенными сейчас Греции условиями решение. 50% долгов списывалось, т.е. прощалось. Причем, списывались долги не только государств, но и частных инвесторов.
Выплата оставшейся части заимствований увязывалась с состоянием западногерманской экономики и растягивалась на 30 лет. Было решено, что ФРГ начнет расплачиваться с долгами лишь тогда, когда достигнет положительного сальдо торгового баланса. Немцам разрешили выплачивать кредиторам не больше 3% от экспортной выручки. Кроме этого, выплата части долгов переносилась на неопределенный срок – после воссоединения двух Германий. Последнюю выплату в размере 69,9 млн. евро ФРГ сделала 3 октября 2010 года. Косвенным образом был заложен фундамент силы экспорта Германии, поскольку в случае если Германия получала денежные средства благодаря внешней торговле, то она выплачивала долг. Таким образом, приобретение немецкой продукции отвечало интересам кредиторов.
Многие экономисты и историки считают, что списание половины долгов, предпринятое в Лондоне, стало решающим фактором в восстановлении немецкой экономики и дальнейшем экономическом чуде.
Любопытно, что первоначальное предложение Алексиса Ципраса, сделанное вскоре после прихода к власти, показывает, что он неплохо знаком с историей и знает, что произошло в Лондоне в конце зимы 1953 года. Греческий премьер попросил списать 50% греческих долгов и увязать дальнейшие платежи с состоянием экономики Греции. Это предложение было отвергнуто всеми членами ЕС под руководством… Германии. В Берлине сейчас, похоже, забыли или сделали вид, что забыли, что сами находились в похожей ситуации 62 года назад и что тогда им пошли навстречу.