Гимн скаредности: как Британия лишилась всех ДРЛО и авианосцев (12 фото)
Одним из наиболее завораживающих зрелищ в истории является падение великих империй — так, чтобы пылали города, орды варваров крушили статуи некогда могучих цезарей, а последние легионы обреченно обороняли Рим, объятый последним пиром во время последней чумы. Никакая империя не вечна, и это аксиома. Но одно дело уйти в вечность с мрачным достоинством, а совсем другое — дать потомкам и соседям нескончаемый повод для шуток и сарказма.
Последний случай относится к увяданию и окончательному крушению Британской империи, некогда величайшей державы, занимавшей 22 процента суши и подчинившей едва не четверть населения планеты. Стремительное увядание старинной славы Британии после Второй мировой войны строилось в основном на ужасающих конфузах — начиная от крайне неудачного раздела Британской Индии или эвакуации Адена и заканчивая абсолютно постыдной Суэцкой авантюрой, продемонстрировавшей окончательный крах былого могущества.
Стоит напомнить, что Великобритания как индустриальная держава на пике своего могущества производила великолепную военную технику — если с танками Альбиону не везло, то военно-морской флот и авиация всегда поддерживались на очень высоком уровне. Сегодня мы расскажем о том, как крушение сверхдержавы отразилось на этих двух родах войск, и попытаемся описать всю глубину деградации, постигшей британские ВС в 70-е годы ХХ века.
Летающий памятник жадности
Чтобы не возникало недомолвок, хочется сразу отметить — самолёт Avro Shackleton AEW.2. стоял на вооружении до 1991 года — прописью: тысяча девятьсот девяносто первого. Машина эта уникальна не своими техническими характеристиками. «Шеклтон» — единственный в своём роде военный летательный аппарат, являющийся символом экономии бюджета вопреки здравому смыслу: только англичанам могла прийти в голову мысль оснастить патрульный самолёт образца 1949 (!) года (и созданный на базе бомбардировщика времён войны) радаром образца 1944 года (немного модернизированным и солидно побывшим в употреблении) — в 1971 году и эксплуатировать данный музейный экспонат в течении двух десятилетий.
Avro Shackleton AEW — самолёт, переживший своё время
С чего, собственно, всё началось? Схема РЛС с двумя так называемыми когерентными антеннами была предложена ещё в 1962 году для перспективного палубного самолёта ДРЛО. Но тогда от постройки новых авианосцев решили отказаться в принципе, и в 1966 году программу закрыли за ненадобностью. К 1960 году Великобритания владела вторым после Соединённых Штатов авианосным флотом — пять единиц эскадренных авианосцев. Но красиво это выглядело только на бумаге.
Новейший по тем временам штурмовик Buccaneer
Увы, но все эти авианосцы имели крайне несбалансированные авиационные группы, поскольку в эпоху бурного развития реактивной авиации их лётные палубы оказались слишком малы — британский авианосный флот стремительно устаревал. Авианосец «Центавр» вошедший в строй в 1953 году, не мог нести новейшие штурмовики Buccaneer; второй — «Гермес» — с трудом вмещал всего семь таких машин. Аналогичные проблемы были у авианосцев «Викториес» и «Арк Ройал» (это не тот «Арк Ройал», которого утопили немцы 13 ноября 1941, а следующий, постройки 1955 года), и только «Игл» более или менее соответствовал требованиям новой эпохи.
Avro 683 Lancaster — тяжёлый бомбардировщик Второй мировой, из которого, по большому счёту, и делалось всё описанное в этой части великолепие
Адмиралтейство поставило вопрос ребром: кто виноват и что делать? Виновато оказалось правительство, которое хронически недофинансировало флот, а делать можно было следующее: или модернизировать старые авианосцы, или строить новые. Денег не было ни на то, ни на другое — все проекты по модернизации тихо прикрыли, а в мае 1962 года Коллегией Адмиралтейства были рассмотрены пять эскизных проектов авианосцев с водоизмещением от 50 000 до 58 000 тонн. Лучшим был признан проект водоизмещением 53 000 тонн, длиной 283 метра с авиагруппой из 35 самолётов и 5 вертолётов. Планировали построить четыре корабля, но в 1963 году Министерство обороны уменьшило предполагаемое число новых авианосцев до двух. В конце концов казначейство утвердило финансирование только одного авианосца, справедливо полагая, что 55–60 миллионов фунтов, запрашиваемые флотом (почти вдвое больше, чем модернизация авианосца «Игл»), со временем превратятся в 100 миллионов фунтов.
Avro Shackleton MR.3 — как это было устроено
Итог этой истории такой: в 1966 году проект прикрыли окончательно — слишком дорого. Старые авианосцы к этому времени были списаны или переоборудованы в десантные вертолётоносцы. Таким образом, Великобритания осталась вообще без единого авианосца.
К чему было столь долгое вступление? Да к тому, что в качестве платформы ДРЛО для новых авианосцев планировался самолёт Fairey Gannet, он даже поступил на службу и успешно эксплуатировался вплоть до 1978 года, но...
Но возникла существенная закавыка. Авианосцы списаны. У Fairey Gannet весьма ограниченный радиус действия и не слишком длительное время полёта — за отсутствием авианосцев базироваться он может только на земле. Тем временем Британии хоть мытьём хоть катаньем необходимо хотя бы чисто символически показывать своё воздушное присутствие в отдалённых уголках Мирового океана, где могут разгуливать эти ужасные русские! Вопрос престижа!
Fairey Gannet — противолодочный самолёт и самолёт ДРЛО
История умалчивает, в чью голову пришла гениальная идея оснастить древние, как руины Трои, поршневые Avro Shackleton снятыми с упомянутых Fairey Gannet РЛС APS-20, но факт есть факт — Флоту ее Величества был остро необходим самолёт ДРЛО, дабы вести наблюдение не столько вокруг Метрополии, сколько в радиусе 1300 километров вокруг «заморских баз». Пикантная деталь: высокооктановое топливо для двигателей «Гриффон» (роллс-ройсовских поршневых моторов «Шеклтонов») на таковые базы перестали завозить ещё при почившем в бозе папе ныне благополучно царствующей Элизабет, короле Георге VI — а это означает, что необходимы новые логистические маршруты снабжения. Добавьте пункт в бюджет, сэр.
В сухом остатке. Про то, что «Шеклтон» к моменту эпической модернизации несколько лет был снят с производства — и говорить нечего. Зато их есть у нас, и покупать не надо — берём старые машины и превращаем в чудо техники! Похвальная экономия бюджетных средств. Что именно могла обнаружить эта жалкая пародия на вовсю разрабатывавшийся в США АВАКС — сложно судить (а должны были, на минуточку, обеспечивать слежение за подлодками и самолётами-ракетоносцами ВМФ СССР). Тем не менее, 12 самолётов ДРЛО вошли в состав RAF за два года.
Кухня на борту Avro Shackleton MR.3. Впрочем, экипаж редко готовил там пудинг
Avro Shackleton MR.3 отличался от своих предшественников образца 1947 года лишь улучшенными условиями для экипажа, отсутствием надфюзеляжной турели с пушками, наличием дополнительных топливных баков на концах крыльев и трёхточечным шасси с носовой стойкой. Стандартные вылеты самолётов Avro Shackleton на патрулирование длились не менее пятнадцати часов. Для отдыха членов экипажа было выделено специальное звукоизолированное помещение, в котором оборудовали небольшую кухню. Однако, по словам очевидцев, спальные места обычно были заняты не отдыхающими специалистами, а продуктами, которые запасливые члены экипажа брали в полёт.
Итак, к середине 70-х годов британская военно-морская авиация (да и флот, в сущности, тоже) представляла из себя зрелище довольно трогательное и архаичное — почти стимпанк. Тем не менее, древние «Шеклтоны» двадцать лет исправно несли службу.
Однако в 60-х годах никому в Адмиралтействе или Военном министерстве и в кошмарном сне не могло присниться, что в 1982 году случится феерическая история с отвоёвыванием Мальвинских/Фолклендских островов для Матушки Королевы с помощью авианесущих контейнеровозов. Аргентинцы хорошо знали, что именно представляют из себя вооружённые силы противника и решили рискнуть — с немалыми шансами на успех.
HMS Atlantic Conveyor — не больше и не меньше, как авианесущий контейнеровоз
Он же 25 мая 1982 года после попадания двух ракет. Через три дня Atlantic Conveyor затонет при буксировке
Справедливости ради надо сказать, что в Фолклендской кампании участвовали и два авианосца — из тех, что были построены после провала программы в 60-е годы.
Эффективный менеджмент по-британски
Если вы предполагаете, что история с «Шеклтонами» — это финал, то глубоко ошибаетесь. Проблема ДРЛО получила весьма забавное продолжение и развитие. Классический пример менеджмента вооружённых сил лейбористами-пацифистами, что ярко проявляется в виде когнитивного диссонанса у обеих сторон.
Как мы уже выяснили, авианосный флот (такой дорогой в создании и обслуживании!) был отправлен на свалку истории — настало время высоких технологий. В качестве «бюджетной альтернативы» авианосцам в правительстве рассматривали американские тактические истребители F-111K, использующие разветвлённую сеть заморских баз. Дядя Сэм обещал поставить Королевским ВВС эти машины по весьма доступной цене, и бритты планировали закупить аж полсотни самолётов. Но... вскоре после отказа англичан от авианосной программы цена «сто одиннадцатых» ВНЕЗАПНО стала стремительно расти, и очень скоро оказалась неподъёмной для урезанного лейбористами бюджета.
Планировавшиеся к закупке в рамках той же программы американские самолёты ДРЛО E-2 «Хокай» тоже не удалось получить — союзники свернули их производство в 1967 г., просто «позабыв» о британских планах. В итоге Англия осталась и без авианосцев, и без F-111, и без самолётов ДРЛО. Оперативно оснащённые допотопными радарами «Шеклтоны» были, по сути, попыткой хоть как-то прикрыть фантастических масштабов конфуз в оборонной политике и «сохранить лицо» — но обмануть кого-либо, как и решать серьёзные задачи, они не могли.
Спазматические (иначе не скажешь) попытки разработать что-то осмысленное в области ДРЛО продолжались до начала 70-х годов. Продолжались бы и дальше — но в это время американцы объявили о начале полномасштабной разработки системы AWACS. Обеспокоенные падением престижа (и обороноспособности), англичане решили создать нечто подобное — в меньшем масштабе, но более продвинутое технически.
Nimrod MR1 на Международной авиашоу в Вэддингтоне, 2010 год
Прогресс в развитии микроэлектроники и техники быстрой передачи информации позволил преемнице «Эллиот» фирме МЕАS (Marconi-Elliott Avionic Systems) в 1973 году разработать цифровой индикатор движущихся целей и оснастить им «Шеклтоны». Это существенно снизило влияние погоды и помех на работу РЛС и увеличило дальность обнаружения. МЕАS получила поддержку военных и начала проработку концепции создания AEW-комплекса на базе принятого на вооружение в 1969 г. «Нимрода» MR.1. Но в 1974–1975 гг. у английских военных пропал интерес к собственной разработке и появилась решимость вместе с другими странами НАТО прикупить в США Е-3 АВАКС, поднявшийся в воздух в феврале 1975 г. Дискуссии по поводу совместной закупки Е-3А начались в НАТО в июне 1976 года, но на правительство Англии усилили давление профсоюзы и промышленники, и неудавшаяся попытка договориться на встрече представителей НАТО в Брюсселе 25 марта 1977 г., по сути, благословила программу «Нимрода» с новой РЛС фирмы МЕАS (позже МЕА).
Основой «британского АВАКСа» должен был стать самолёт ДРЛО на базе основного патрульного «Нимрода» (созданного, в свою очередь, на базе пассажирской «Кометы»). Американцы предложили было свой E-3 — но, наученные горьким опытом, гордые островитяне к 1977 году решили-таки доводить Nimrod AEW Mk.3 (тем более что родной авиапром начал потихоньку помирать от отсутствия заказов).
Nimrod» AEW Mk.3. Фото Trevor Thornton
Конструкторский потенциал в Британии пока ещё сохранялся, и машина проектировалась довольно передовая: хорошая аэродинамика за счёт необычного расположения антенн РЛС, высокий уровень автоматизации бортовых систем, высокая устойчивость оборудования к радиоэлектронному противодействию... Ожидалось, что «Нимрод» сможет конкурировать с E-3 на мировом рынке — чем чёрт не шутит?
Как и обычно в Британии, гладко было на бумаге. Традиционно самый глубокий (и, как оказалось, роковой) овраг выкопало правительство Её Величества. Вместо одного генерального подрядчика (чего требовала сложившаяся практика, основы менеджмента и просто здравый смысл) было назначено два. За самолёт как таковой отвечала свежеобразованная корпорация «Бритиш Эйрспейс», за электронику — компания «Маркони Авионикс». Первая своё дело сделала: изготовила сначала опытные аппараты, а затем доработала 11 серийных машин. Абсолютно бесполезных — нет специального оборудования. А «Маркони» с своей задачей не справилась, причём — по всем направлениям: ни радар, ни бортовые ЭВМ, ни системы связи не удалось довести до кондиции. Как обычно, у двух нянек — дитя без глазу.
Boeing E-3 Sentry — основной самолёт ДРЛО стран НАТО
Англичане не только не сумели ликвидировать отставание в области радиоэлектроники, но и практически топтались на месте. Весной 1982 года разразился Фолклендский военный конфликт, и Англия, ранее платившая за авантюру с национальным самолётом ДРЛО лишь фунтами, поплатилась и человеческими жизнями. Основной урок кампании состоял в том, что флот Её Величества понёс непропорционально высокие потери от слабо вооружённых ВВС Аргентины из-за отсутствия современной воздушной системы обнаружения низколетящих целей, хотя к этому времени «Нимрод» уже должен был стоять на вооружении.
О том, чтобы конкурировать с американцами, речи теперь вовсе не шло: суметь бы решить технические проблемы и поставить машины в строй своих ВВС. Но не судьба. В итоге к 1985 году ВВС Великобритании лишились 11 базовых патрульных самолётов, но зато приобрели 11 небоеспособных «Нимродов» AEW. И всё это за деньги, которых хватило бы, пожалуй, на два авианосца с полными авиакрыльями на борту.
И, как итог, под Рождество 1986-го правительство Британии объявило, что в качестве системы ДРЛО ВВС Соединённого Королевства принимается американский AWACS. Закупили 7 самолётов E-3D «Sentry», на которых (очередная позолоченная пилюля!) установили оборудование в том числе и английского производства. По вполне заоблачной цене закупили — но выхода уже не было.
Nimrod MRA4
Вот такая вот весёлая история. Заметьте: в ней нет ни слова про попил откатов или некомпетентность чиновников. Мы уж не говорим про заговоры и прочий конспирологический бред. Просто так вышло.
Заметим, что при этом Англия считается прямо-таки образцом для подражания в плане этого самого менеджмента, а британские школы управления невероятно популярны — видимо, до тех пор, пока не ознакомишься близко с результатами деятельности их выпускников...