Шарик. Судьба актеров (9 фото)
Немецкая овчарка Шарик из этого телесериала сразу же стала самым популярным псом в Польше. Настолько популярным, что полицейские кинологи в Сулковицах под Варшавой увековечили ее память. В помещении библиотеки они открыли выставку, посвященную Шарику, главным экспонатом которой является чучело заслуженного пса, умершего от старости в возрасте 14 лет.
Чучело второго Шарика находится на складе, а от третьего кинопса, к сожалению, остался один скелет, на котором курсанты-новички постигают сейчас азы собачьей анатомии.
Никакой ошибки тут нет: дело в том, что в знаменитом телесериале Шариков было три. Два участвовали в съемках, а третий находился «на скамейке запасных» и был дублером. Всех трех псов для фильма отобрал и дрессировал подполковник Франчишек Шиделко, один из самых опытных кинологов школы.
Свою работу в фильме собаки делили: во всех сценах с экипажем знаменитого танка Т-34 и в крупных планах снимался Шарик-1, чучело которого украшает сейчас библиотеку. Шарик-2 был отличным драчуном, и поэтому его снимали в сценах погонь, схваток и потасовок. Шарика-3 до съемок так и не допустили, поскольку дублер оказался ненужным.>
Главного Шарика на самом деле звали Тримером. Родился он в питомнике в Сулковицах в 1965 году и получил номер 3430, под которым его занесли в племенную книгу. На подставке, на которой стоит сейчас чучело поседевшего пса, надпись «Тример-Шарик», рядом в рамочке — служебный формуляр знаменитой собаки.
Началось же все с того, что на Шарика и его дублера Атака (он лишь несколько раз мелькал в кадре), выбор пал, когда они только-только начинали службу в варшавском отделении милиции. И отнюдь не считались лучшими выпускниками школы.
Вряд ли дослужился бы Шарик до оказанных ему посмертных почестей, поскольку выполнял свои прямые милицейские обязанности без особого энтузиазма.
Кто знает, чем бы закончилась его карьера, если бы не успех сериала. На съёмочной площадке Шарик вдруг раскрылся с творческой стороны. Он безошибочно определял, где свой солдат, которому можно доверять, а где враг, которого надо облаять.
Идеальным служебным псом по праву считался, например, Целер. «Но этот пес не годился в актеры, — объясняет проводивший тогда отбор тренер Францишек Шиделко. — Он бы насмерть загрыз четырех танкистов и еще атаковал бы танк «Рудый.» Но кто теперь вспомнит добрым словом рьяного служаку Целера? Зато Шарик, проявивший почти человеческую понятливость и способность к перевоплощению, остается гордостью воспитавшей его школы.
Какие только номера он не выкидывал в кадре. Пес был прирожденным актером! Под конец съемок снова рвался к камере. Раздраженный нахрапистостью овчарки, режиссер кричал по-русски: «Шарик, пошел вон, ты в этой сцене не играешь!» С первых же шагов в кинематографе Шарик снискал любовь всей съемочной группы.
— Иногда в прессе писали неправду, что Шарик боялся воды, — не перестает защищать честь своего воспитанника тренер. — Просто была такая сцена во время которой Шарик переплывал Вислу. Вода буквально вскипала от разрывов снарядов, а Шарик все плыл к поставленной цели.
В какой-то момент подумалось, конец, пропал пес. Поплыл за ним на лодке. Течением его обессилевшего сносило вниз по реке. Пес был не в состоянии выйти из воды на собственных ногах.. В сценарии «Четырех танкистов» первоначально была снята сцена, когда Шарик, пробираясь из немецкого тыла, походя перегрызает унюханную телефонную линию, чтобы облегчить атаку союзных войск.
Однако здравый смысл возобладал над желанием выставить своего любимца в качестве одного из тех, кто непосредственно обеспечил победу в войне. Сцену из фильма вырезали. Слава пришла к Шарику еще во время съемок фильма. По съемочной площадке, возле города Лодзи, где были построены несколько бутафорских улиц Берлина и Бранденбургские ворота, шныряли группы подростков, пытаясь раздобыть хотя бы волосок из его шкуры, который почитался за талисман.
Чуть позже стали высоко цениться фотографии Шарика с отпечатком его лапы. Пришлось изготовить специальную подушку огромных размеров, пропитанную тушью. К ней тренер прижимал лапу Шарика, чтобы затем запечатлеть ее на фотографии. Но больше 50 оттисков в день сделать не удавалось — даже исполнительный Шарик начинал смотреть на тренера как на сумасшедшего, тормозя увлекательный процесс.
Такая фотография высоко котировалась у детей. На нее можно было, например, выменять коллекцию из ста иллюстраций — фантиков, вложенных в жевательную резинку «Дональда» — страшный дефицит по тем временам. После выхода фильма на экран, встречи актеров со зрителями проходили на стадионах, вмещавших до 40 тысяч человек…
А в 1975 году во время визита в Чехословакию, на трассе, по которой проезжали актеры и Шарик, собралось несколько тысяч жителей чешской столицы. «Это выглядело примерно так, как если бы в Прагу приехал ансамбль «Битлз», — вспоминает Францишек Шиделко… В последствии Шарик на службу в милицию уже не вернулся, был избалован и попросту к ней не пригоден.
Но нашел хозяев, которые ухаживали за ним до последнего вздоха с искренней любовью. Он потерял зрение, слух, паралич поразил его задние лапы. Но хозяева отказывались усыпить Шарика по совету врачей, считая что великий актер заслуживает лучшей участи. Весь последний год они на руках выносили его на свежий воздух. В конце 1979 года Шарика не стало.
Телевизионный сериал «Четыре танкиста и собака» критики называют самым культовым в польском кинематографе.