Надписи на бомбах и танках — самые яркие примеры (12 фото)
«В новости про надписи „На Берлин!“ и „За Сталина!“ на учебных бомбах ничего необычного нет. Это банальное баловство — кто-то решил подурачиться и подписал просто ради шутки. Наверняка это не единичный случай, хотя такой традиции на учениях нет. Просто зарубежные СМИ в нынешней политической ситуации обратили на это внимание», — считает независимый военный эксперт Александр Ермаков. Другое дело, что во время боевых действий «автографы» оставляют везде и все — это международная практика.
Бомбы и снаряды
Снаряды «подписывают» начиная с Первой мировой войны. Но особенно активно боевой дух поднимали себе советские солдаты во время Великой Отечественной войны.
Надписи наносились не только военными — занимались этим и на заводах.
Говорят, что право написать слова на корпусе авиабомбы или артиллерийского снаряда в тылу считалось привилегией для передовиков производства. Надписи выполнялись в виде «пожеланий» врагу
… и адресной рассылки.
Иногда на бомбах и реактивных снарядах писались короткие стихи. У летчиков-штурмовиков в ходу такая фраза: «по полтиннику (фугасная авиабомба ФАБ-50) с крыла — будет немец без …бла!» Традиция эта не исчезла и в новейшее время. Сейчас в конфликте на Донбассе активно расписываются реактивные снаряды «Град».
Самолеты
«За рубежом надписи на самолетах были очень распространены с той же Первой мировой войны. В Советском Союзе это было менее популярно: надписи делали, но не так часто», — рассказывает Александр Ермаков.
Во время Афганской войны за характерную форму фюзеляжа штурмовик Су-25 получил прозвище «Грач». Рисунки этой птицы стали массово появляться на самолетах.
«У нас просто более строгое отношение к авиатехнике, надписи на ней не приветствуются. На самолетах обычно редко пишут», — замечает эксперт.
Танки
Великая Отечественная стала временем танков, которые запомнились не только яркими «автографами», но и славной боевой историей. Часто имя получали танки, деньги на строительство которых собирали и простые граждане, и люди известные.
«Тов. ОКТЯБРЬСКОЙ Марии Васильевне. Благодарю Вас, Мария Васильевна, за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. Примите мой привет. И.СТАЛИН».
Так ответил вождь на просьбу вдовы полкового комиссара Ильи Октябрьского, погибшего в боях за Украину в 1941 году, направить 50000 рублей ее личных сбережений на строительство танка, назвать его «Боевая подруга» и направить ее саму на фронт в качестве механика-водителя этого же танка. В 1944 году Марии Октябрьской было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно.
Полярники Главсевморпути собирали деньги для танкистов. На переданные средства был сформирован танковый полк: «Советский полярник» белело на зеленых башнях. 7 ноября 1942 года танковая колонна была передана танкистам, а уже 4 декабря под Сталинградом получила боевое крещение.
7 ноября 1942-го стало важной датой еще для нескольких именных танковых колонн. Сначала тамбовские колхозники из «Красного добровольца», воодушевившись выступлением Иосифа Сталина, предложили на свои средства построить танк. Потом появились гусеничные «колхозники»: московский, рязанский, челябинский, красноярский. А ярославские колхозники, собравшие 70 млн рублей на строительство колонны, попросили вождя назвать ее именем «Иван Сусанин».
Русский и советский актер Владимир Яхонтов вложил свои сбережения в строительство Т-34. По его просьбе, танк назвали в честь Владимира Маяковского. Этот танк штурмовал Берлин, а командиру — Никите Ашурову — было присвоено звание Героя Советского Союза. При этом сам Яхонтов в рамках гастролей по индустриальным городам Урала отдавал гонорар на постройку танковой колонны «Владимир Яхонтов».
Танк «Мстители Донбасса» прибыл в 41-ю гвардейскую танковую бригаду в декабре 1944 года с бортовым №107. Машина была приобретена на личные средства троих братьев Золотько. Экипаж участвовал в боях в Венгрии и Чехии, а потом был передислоцирован в Монголию, где воевал с японскими войсками. После войны братья передали танк №107 в учебный батальон.