Большинство, конечно, меня ненавидит: я им мешаю "работать" (8 фото)
Как по повадкам распознать магазинного вора, почему таким людям бесполезно давать штрафы и зачем наркоманы режут вены при задержании?
Подозрение и слежка в обувном магазине
— Вот идет парень. Обрати внимание на его повадки: прогуливается, разглядывает витрины, никуда не заходит. Он оценивает обстановку. Если навернет еще 2 круга по этажу, значит…
Тут парень (греческий нос, белая майка, черные брюки) резко виляет влево и заходит в обувной магазин — как раз тот, где работает Анатолий Пац. Идет к мужским сумкам. Охранник, наблюдая за ним, садится на корточки за стеллажом и начинает потихоньку передвигать обувные коробки: обзор из-за них неважный.
Парень вдруг разворачивается к другому стенду с сумками. Проходит мимо Анатолия — тот, нагнув голову, всматривается в первый попавшийся ботинок, как самый близорукий покупатель. Парень идет дальше — охранник бросает ботинок и крадется за ним…
Еще пару минут они кружат по магазину, то прячась, то выныривая из-за стеллажей, и парень неожиданно уходит. Спускается на эскалаторе на этаж ниже. Сверху видно, как он нервно сжимает и разжимает кулаки.
— Он уже открыл свою сумку, чтобы положить в нее нашу, поменьше, но что-то его спугнуло, — объясняет Анатолий. Он разочарован. — Надо было не следить, а на выходе его ждать. Теперь целый день жалеть буду.
Кто и как ворует в магазинах
Чаще всего профессиональные воры приходят вдвоем. Пока один крадет, второй отвлекает внимание или докладывает подельнику по телефону, где сейчас находится персонал.
— Они часто «палятся» на том, что приходят в магазин по отдельности. В коридоре идут вместе, потом один другого обгоняет и заходит первым. После кражи тоже стараются выйти не вместе.
Анатолий эти маневры знает. Свой рабочий день он обычно проводит не в самом магазине, а возле него: из коридора обстановку оценить проще, чем из-за стеллажей с обувью.
Эта девушка пришла в магазин вместе с двумя подельниками. Один из них уже попадался Анатолию, поэтому он отвлекал его внимание на себя, разгуливая по торговому залу. Однако охранник разгадал обманный маневр и задержал девушку с двумя или тремя парами обуви.
Главный инструмент магазинного вора — пакет со специальной подкладкой. Если положить в него товар с чипом, сигнализация на выходе не сработает. Это простой и относительно надежный способ вынести товар, которым воры часто пользуются.
Другие варианты — перебросить краденое через рамку или оторвать чип кусачками. Самые рисковые просто переобуваются в магазине и уходят в новой паре обуви, не забыв прихватить старую.
— Ходил к нам один усатый мужик. На вид ему лет 60 было. Тоже переобувался в наше. Но вряд ли он воровал для продажи. Скорее, клептоман, потому что взамен нашей пары оставлял в магазине свою обувь.
Иногда воровать приходят студенты. Как-то Анатолий обнаружил 18-летнюю первокурсницу журфака БГУ, пытавшуюся вынести пару босоножек. «Видно было, что украла в первый раз», — вспоминает охранник. Он тогда отпустил девушку. А однажды на воровстве попался мальчик лет 12. Украл игрушечные машинки.
— Они втроем были, но на этого мальчишку все повесили. Я у него спросил: «Тебе мама машинки не покупает?». Когда эта мама пришла, стало понятно, что семья не очень благополучная.
Как выглядит магазинный вор-профессионал
Случаи с мальчиком, студенткой и пожилым усачом — скорее исключения. Правило заключается в том, что чаще всего воруют профессионалы. Их очень сложно отличить от обычных покупателей. Неопрятный вор выдает себя с порога, поэтому они выглядят неприметно, а иногда даже респектабельно.
— Пришел к нам как-то мужчина в пиджаке и с кожаным портфелем. Был одет как директор фирмы, а на самом деле профессиональным вором оказался. Украл три пары детской обуви. У него в портфеле была специальная подкладка. Он, конечно, в шоке был, что я его вычислил, — ухмыляется Анатолий.
Многие профессионалы по совместительству еще и наркоманы со стажем. Охранник показывает фотографии в телефоне (он делает их для начальства в качестве доказательства, что хищение было, а вор пойман). На некоторых снимках видны шприцы.
— Наркоман — не значит полубомж. Пришел однажды парень с девушкой, весь в «адидасе», в «найке». Украли пять пар обуви. Это много, сразу на «уголовку» тянет. Парень лез драться, даже когда милиция приехала. Девушка, которая с ним была, запустила в меня сапогом, порвала майку, поцарапала, — Анатолий показывает два небольших круглых шрама на руке. — Она еще и гепатитом C была больна.
Обычно воры не сопротивляются при задержании. Этот мужчина не только пытался устроить драку в торговом центре, но и написал заявление на охранника в отделении милиции.
Если вора поймали с краденым товаром на сумму меньше 1,8 миллиона рублей(белорусских) (10 базовых величин), он может отделаться административным штрафом или арестом до 15 суток. А вот если сумма краденого выше 1,8 миллиона, последствия будут серьезнее — уголовный штраф (до 1000 БВ), исправительные работы, до 6 месяцев ареста или вовсе до трех лет лишения свободы. Тут воры, и особенно воры-наркоманы, начинают волноваться.
— Когда их первый раз за год повязали, им еще не так страшно, потому штрафы они обычно не платят. Официально он безработный, что с него высчитать? Если ловят во второй раз, то уже сажают на сутки. Для наркомана 15 суток — это очень страшно. И тогда он начинает вскрывать себе вены, чтобы его в больницу отправили.
За те пять месяцев, что Анатолий работает охранником, таких случаев было три. Он старается не допускать кровопролития.
— Я им не даю по вене вдарить. Один тут достал иголку, так я ему сразу дал понять, что если он эту иголку не положит, то ему будет плохо, — говорит он и делает движение, как будто моет руки. — Таких надо стараться держать на расстоянии.
Содержимое сумки одного из задержанных: зажигалка, ключи, телефон и шприцы.
Чтобы не спровоцировать воров, Анатолий старается не вызывать милицию в их присутствии. Правоохранители его знают и ценят за бдительность. В районном УВД даже вручили ценный подарок — термос с набором кружек — и повесили его фото на Доску почета.
«Для других охранников хорошо, если он одного вора за месяц поймал»
Анатолию приятна похвала, но воров он ловит ради денег. За каждый протокол начальство доплачивает ему по несколько сотен тысяч рублей. Сколько конкретно, запрещает говорить контракт.
За 5 месяцев работы Анатолий поймал почти 70 воров. В самые «рыбные» дни брал по 4 жулика за смену. Протоколы были составлены примерно на 40 человек. Воры обычно идут «на дело» вдвоем, и тех, кто стоит «на шухере», приходится отпускать из-за отсутствия доказательств. Пару раз охранник отпускал и «случайных клиентов», которые украли в первый раз. После возврата товара, разумеется.
— Лучше уж не получить деньги, чем лежать ночью и думать: «Какой же я пи***ас», — объясняет он, имея в виду случай с 18-летней студенткой БГУ.
Анатолий не всегда задерживает воров прямо в магазине. Если есть подозрение, что человек вынес товар, он может следить за ним довольно долго. Эту женщину вместе с ее подельником охранник задержал возле вокзала. Оказалось, что она уже числилась в розыске.
Не все магазины в ТЦ могут позволить себе нанять охранника, поэтому Анатолий иногда помогает соседям по этажу. Ему за это никто не платит, но в знак благодарности дают хорошие скидки. Еще бы, только за позапрошлые выходные он сэкономил соседнему магазину одежды на 1,5 миллиона. Сколько денег экономит своему, мужчина не считает.
— Мало нанять охранника, он еще должен уметь ловить. Для других хорошо, если он одного вора за месяц поймал. У некоторых бывает, что за два месяца никого, а я смотрю, что к нему ходят и ходят, — смеется Анатолий.
На вопрос, как у него самого получается разоблачать жуликов, мужчина пожимает плечами: «Наблюдательность». Он никогда не любил детективы и никогда не работал в милиции. С 18 лет «пахал» на стройках фасадчиком. Ушел, потому что слишком мало стали платить и слишком много, по его мнению, — разворовывать. Со сменой работы денег стало больше, воров — тоже.
Можно ли иметь дело с ворами
По наблюдениям Анатолия, постоянно ходят около 50 «несунов». Это не значит, что они здесь каждый день. Сегодня могут навестить «Столицу», завтра поехать еще куда-нибудь.
— Они стараются брать сезонные товары и подороже. Одну пару обуви сдают за полцены. Вот он украл три пары за полтора миллиона — и у него в кармане 700 тысяч. Это за день. Товар забирают перекупы на Комаровском, на Червенском рынках. С такого магазина, как наш, вполне могут кормиться человек 10 воров.
Чтобы бдительный охранник не «портил малину», ему иногда предлагают долю.
— Они через одного предлагают мне совместное предприятие. Они будут у меня в магазине воровать и отдавать мне половину денег. Это глупо, потому что ты сгоришь сразу. С ворами нельзя никаких дел иметь, — учит неподкупности Анатолий.
Этого мужчину Анатолий Пац ловил на воровстве дважды.
Он старается не привлекать внимания. Берет выходные в разные дни, чтобы сложнее было просчитать график его работы. За день несколько раз меняет футболки, чтобы не примелькаться. Но несмотря на меры предосторожности, среди местных жуликов он уже знаменит. Его приходили фотографировать, за ним следили, ему угрожали.
— Как-то меня попросили в соседний магазин зайти, у них наркоман в кабинке клипсы снимал. Я зашел, а оттуда еще два вора тут же выбежали. Они меня все здесь знают. Некоторые сами подходят поздороваться, спрашивают, как дела. Говорю: «Где был?». Он отвечает: «На сутках, поймали меня». Но большинство, конечно, ненавидит. Я же им работать мешаю. Они это работой называют.