Такая вот «Ы»стория. Как создавалась любимая советская комедия (6 фото + 4 гиф)
Владик стал Шуриком
В середине августа 1965 г. в столице нашей Родины афиши зазывали кинолюбителей в кинотеатры. Критики пророчили невероятный успех чехословацкой комедии «Лимонадный Джо», некоторые из них были уверены, что она побьёт в прокате комедию «В компании Макса Линдера». О новой картине советского режиссёра Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» говорили скупо. Каково же было удивление не только критиков, но и самого режиссёра, когда «Операцию «Ы» посмотрели 69 миллионов 600 тысяч человек! Леонид Гайдай и его Шурик побили все советские рекорды кинопроката! Тут никакой «Лимонадный Джо» и рядом не стоял.
А началась эта комедийная «Ы»стория в 1964 г. Режиссёр Леонид Гайдай разыскивал комедийный сценарий. Однажды ему принесли на вычитку творение двух авторов, Мориса Слободского и Якова Костюковского, под названием «Несерьёзные истории». Гайдаю сразу приглянулся главный герой - студент Владик Арьков, искренний, несуразный, постоянно попадающий в смешные ситуации, совсем как он, Леонид Гайдай. Леонида Иовича так увлекла судьба Владика, что он переписал почти весь сценарий, оставив в «живых» только одну сцену, где Владик занимается воспитанием Мрачного типа, которому совсем не нравится трудиться, а очень нравится отдыхать.
Владик стал Шуриком тоже по мановению руки Леонида Иовича. Дело в том, что он никак не мог подобрать актёра, пробовал и Евгения Жарикова, и Сергея Никоненко, и Александра Збруева, и даже Олега Видова. И вот однажды Леониду Гайдаю показали фотографию ленинградского актёра Александра Демьяненко. «Вылитый Владик!» - воскликнул Гайдай и отправился в Питер знакомиться. При встрече с Демьяненко Гайдай убедился уже на 200%, что перед ним тот самый Владик, точнее уже Шурик. Говорят, Гайдай переименовал главного героя в честь Демьяненко. Кстати, в Ленинграде режиссёр повстречал и второго персонажа - того самого Мрачного типа, которого должен был перевоспитать Владик-Шурик, - актёра Алексея Смирнова. Правда, сначала планировалось снять в роли «товарища тунеядца» Михаила Пуговкина, но его кандидатуру не одобрил худсовет. Гайдаю сказали, что у Пуговкина слишком «бандитское лицо».
Главную героиню фильма, хорошую девочку Лиду, Гайдай разыскал уже в Москве. Юная студентка Наталья Селезнёва поразила режиссёра своей непосредственностью. Во время проб он решил над ней пошутить и, оценив её прямым взглядом с ног до головы, с грустью произнёс: «У героини будет сцена с раздеванием. А у вас, как я вижу, фигура всё-таки не очень». «Это у меня не очень?!» - удивилась и разозлилась Селезнёва и тут же, не смущаясь киногруппы, сняла с себя платье. Оценив не только фигуру, но и смелость актрисы, Гайдай утвердил её на роль Лидочки.
Только одного актёра Гайдай нашёл с первой попытки - им был пёс породы боксёр. Правда, Гайдаю пришлось потом поработать на площадке за того пса. Во время съёмок эпизода, в котором Демьяненко и Селезнёва должны были пройти мимо злобной псины, совершенно не заметив её, Гайдай скомандовал: «Мотор!» - и внезапно улёгся рядом с собакой, взял её за передние лапы и стал как бы удивлённо поднимать боксёрские плечи. Во время съёмок ни собака, ни режиссёр не пострадали, а дубль был сделан с первого раза.
Но съёмочной группе «Операции «Ы» не всегда так везло на первые дубли, точнее, на них как раз очень не везло. Виной всему была дождливая погода, которая то и дело прерывала съёмки. Но в один из дней солнце вышло из-за туч, оператор кинулся к камере, Гайдай - к режиссёрскому креслу, актёры выстроились на площадке. Работали над эпизодом на стройке, когда ноги Шурика завязли в битуме. Жара, сухо, на небе ни облачка, температура поднялась выше 30 градусов… битум загорелся. Хорошо, что в этот момент Демьяненко ещё не успел наступить в него ногой. В результате вместо съёмок вся группа тушила пожар.
Моргунова забраковали
Закончилось лето, две истории были готовы, прошла осень, пришла зима. Гайдай отправился в Ленинград доснимать новеллу с Трусом, Балбесом и Бывалым. По сценарию - мороз, заснеженный склад… А на улице слякоть и дождь. Что делать? Где-то наскребли снега, привезли на самосвалах, рассыпали возле склада. Спустя два часа вокруг были огромные лужи и ни одной снежинки. Тогда Гайдай заставил реквизиторов соорудить ему снег из ваты и нафталина. Вот по вате и нафталину и проехался Евгений Моргунов на малюсенькой машинке для инвалидов, на которую Гайдай для смеха прицепил дипломатические номера.
Удивительно, но этот момент цензура проглядела, но зато заметила другие. Сам Иван Пырьев требовал убрать Владимира Басова, который якобы не подходил на роль милиционера, урезать сцены с Пуговкиным - прорабом, с Моргуновым, Вициным. «Я считаю, что надо кончать снимать Моргунова и Пуговкина. Они неинтересны и надоели…» - раззадоривался Пырьев. Ему не понравился и эпизод, в котором Мрачный тип превращается в папуаса, история на экзамене, когда студент симулирует болезнь, а сам слушает по радиопередатчику ответы на вопросы.
Гайдай послушал худсовет, повздыхал вместе с ним, а потом вырезал пару сцен, а всё остальное оставил так, как было. В итоге советские киноначальники присвоили комедии 2-ю группу - то есть назвали её продукцией второго сорта, за которую и режиссёр, и актёры получили пониженные гонорары.
Но потом, увидев окончательный результат, даже Пырьев взял свои слова обратно.
Цитаты из фильма
«Гражданин, уступите место, встаньте». — «Если я встану — ты у меня ляжешь».
* * *
«Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы... Кто хочет сегодня поработать? А?!»
* * *
«Есть наряд на строительство жилого дома. Цементный завод!» — «А на ликёро-водочный нет?»
* * *
«И недаром все континенты рукоплещут труженикам нашего большого балета».
* * *
«Пойми, студент, сейчас к людям надо помягше. А на вопросы смотреть ширше».
* * *
«Экзамен для меня — всегда праздник, профессор!»
* * *
«Граждане новосёлы! Внедряйте культурку! Вешайте коврики на сухую штукатурку! Никакого модернизма! Никакого абстракционизма! Сохраняет стены от сырости, вас — от ревматизма! Налетай, торопись, покупай живопись!»
* * *
«Всё уже украдено до нас».
* * *
«Почему „Ы“? Чтоб никто не догадался».
* * *
«Вы должны были в виде прохожего подойти к старухе и привлечь её внимание простым, естественным вопросом. А вы что спросили?» — «Как пройти в библиотеку?»
* * *
«Тренируйся лучше... на кошках».