Давид Черкасский и его мультфильмы (10 фото + 2 видео + 1 гиф)
Личное дело:
Давид Янович Черкасский - Он же Дод, он же Яныч, он же Иваныч. Очень, очень хороший и веселый человек. Характер общительный. Женат.
Все, за что бы ни брался знаменитый режиссер-мультипликатор Давид Черкасский, он делает радостно и гениально. Весело творит, уморительно острит, напропалую кутит... При одном только упоминании его имени коллеги-аниматоры невольно расплываются в улыбке, да что там коллеги - Черкасского любят все.
Первый мультфильм, как режиссёр, Черкасский поставил в 1964 году — «Тайна чёрного короля» (ролик на заказ о противопожарной безопасности) — картина получила премию на мультипликационном фестивале в Румынии за лучший дебют. За дебютом последовали другие мультфильмы, в том числе первые мультипликационные сериалы в Союзе «Приключения капитана Врунгеля», «Доктор Айболит» и двухсерийный «Остров сокровищ».
Нетрудно заметить, что анимация во всех трёх, произведениях — Врунгеле, Айболите и Острове — выдержана в едином стиле. У внимательного зрителя, невнимательно читавшего титры, после просмотра может даже возникнуть вопрос о возможном родстве. И так и есть, стиль рисовки и техника исполнения действительно похожи потому, что используется одинаковая концепция — анимация состоит из попеременного чередования сцен, где персонажи составлены из разрисованных кусочков бумаги, перемещаемых по стеклу (эта технология называется «плоская марионетка») и обычной целлулоидной (рисованной) анимации. Различие методов в том, что при классической отрисовке художник рисует зеркальный образ персонажа. Над мультфильмами работют 2 бригады мультипликаторов (одна использовала метод классической рисованной анимации, а вторая — «плоской марионетки») , в результате у Сильвера поочерёдно отсутствует то левая, то правая нога. Эта же ошибка встречается и в сериале «Доктор Айболит» (1984-1985), где у героев (моряков и пиратов) отсутствуют разные ноги.
На творческий стиль Черкасского огромное влияние оказало творчество легендарной британской комик-группы «Монти Пайтон», точнее ее гениального мультипликатора Терри Гиллиама (Terry Gilliam). В советские времена о «Монти Пайтон» в бывшем СССР знали только лишь те, кто по роду своей деятельности был непосредственно связан с телевизионной и мультипликационной деятельностью.
Конечно, приписывать работу целого коллектива только одному режиссеру — не есть совсем правильно, мы и не станем этого делать. Но так уж повелось, что именно Черкасскому по совместительству режиссёру/сценаристу/начальнику цеха мы благодарны за эти шедевры мультипликации!!
Съемочная группа "Остров сокровищ"
Д. Черкасский вспоминает:
А с мультипликацией все вышло случайно. У нас когда-то еще до войны на студии научно-популярных фильмов («Киевнаучфильм» было создано 2 или 3 анимационные картины. Из-за войны все прекратилось. Но те мастера, которые делали эти первые мультфильмы, после войны уже в 1959-м году вдруг решили сделать цех художественной мультипликации. Мой приятель услышал по радио, что где-то хотят делать мультипликацию, позвонил мне, я пошел туда со своими картинками, и меня директор студии взял. И так началась у нас эпоха архитекторов Киевского инженерно-строительного института. Потому что среди наших киевских архитекторов было несколько человек, которые блестяще рисовали карикатуры и когда взяли меня, я и их тоже пригласил. Это был Марк Драйцун, Володя Дахно, Ефрем Пружанский и Алла Грачева. Образования анимационного ни у кого не было!
Мы росли от картины к картине. Под конец у нас на студии была довольно мощная мультипликация, очень качественная, но при этом совсем другая, чем на «Союзмультфильме». Когда мы только начинали делать мультипликацию, мы понимали, что делать как на «Союзмультфильме» у нас не получится, у нас просто образования не было для этого. Поэтому мы шли в обход, что-то придумывали, и выработали свой стиль. Конечно, на это понадобилось много времени.
В своих мультфильмах Черкасский использовал несколько новаторских для советского кинематографа приёмов. Совмещал в кадре мультипликацию и игровые съёмки: начиная с настоящего моря, по которому плавают герои «Приключений капитана Врунгеля», в Айболите предварительно отснятые дым и дождь накладывались на мультипликационный рисунок; В Острове Сокровищ же были целые вставки с живыми актёрами и певцами.
Давид делал трёхмерные «пролёты», имитирующие панорамирование в художественном кино, создавая такой эффект, словно камера летает вокруг персонажей . Только лет пятнадцать назад такие фокусы с „трёхмерным пространством“ получили распространение в мультипликации, причём исключительно за счёт 3D-технологий. В его фильмах рисовались звуки, вроде «Бум», «Бац» и т. д., как в комиксах.
Персонажей «Остров сокровищ» рисовал художник-постановщик Радна Сахалтуев, который также создавал «Приключения капитана Врунгеля». Именно поэтому один из пиратов похож на гангстера Джулико Бандитто из «Врунгеля», а Сильвер и мини-пират немного смахивают на Фукса. И вообще во всех трех мультиках присутствуют пираты которые похожи друг на друга.
Кстати сам Черкасский снимался в игровых сценах музыкальных видеозаставок «Остров сокровищ» и обозначен как — 6-й пират , там же можно заметить и Владимира Быстрякова — композитора, автора музыки к мультфильму.
Приключения капитана Врунгеля
«Я там и тут — куда пошлют… А посылают часто».
1977—1979 (13 серий). ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ Мини-сериал по мотивам, в смысле весьма сильно отстоящий от оригинальной книжки, повести про постаревшего, потолстевшего и преподающего в мореходке Врунгеля (в его густых усах и в его трубке угадывается пародия на Сталина) , отправляющегося в кругосветную регату на яхте «Беда» (урожденная «Победа», но яхту сделали из свежеспиленного дерева, она на стоянке приросла к берегу и при старте пришлось отрывать, вот две буквы и отвалились). Герои в составе собственно капитана Врунгеля — невозмутимого морского волка, старшего помощника Лома — силача, не обремененного интеллектом, и матроса Фукса — шулера, воришки-неудачника и подосланного казачка регулярно попадают в неприятности, из которых, однако, назло всем противникам всегда выкручиваются. Так же присутствует в полный рост бессмертный агент 00X, итальянская мафия и много чего еще. Ну а Песня «Мы бандито гангстерито» из него стала безусловным хитом и отдельным мемом.
Д. Черкасский вспоминает:
Я получил сценарий без шефа и гангстеров, без агента Ноль-Ноль-Икс... Для создания интриги пришлось придумать кражу картины. А если есть кража, значит должен быть руководитель, то есть шеф. Если есть руководитель, то хорошо бы иметь и двух гангстеров. А коли есть гангстеры, то кто-то должен их ловить - так появился агент Ноль-Ноль-Икс... Когда я сел переделывать сценарий, то в какой-то момент почувствовал, как герои ведут меня за собой. Это было фантастическое ощущение! Кстати серия мультика или «часть» – это около 10 минут, а для анимации две части – это как полнометражный фильм для игрового кино!
Ну и цитаты как же без них:
• — Вон она!
— Где?
— Да вон она!!
— Да ГДЕ?!
— ДА ВОН ОНА!!!
— ААА!!! Ха-ха, ди чивисеро, кумпе пор ламтие алатро або аччизо, ХА-ХА!
• Мы в некотором роде не совсем гавайцы. Скорее даже, совсем НЕ гавайцы…
• — Да я вас измочалю. Сотру в порошок. Поджарю на медленном огне. Впрочем, я придумаю для вас кое-что похуже: я вышвырну вас, и вам снова придётся стать честными людьми.
— Только не это… Только не это, шеф!
• Старинныя… гавайския… ПЕСНИ! В исполнении а-боригенов! (другая интертрепация: АББА-ригенов)
• — Хау ду ю ду, Фукс. В смысле, как дела?
— Олл райт, Христофор Бонифатьич. В смысле, всё в порядке.
• Измерить температуру забортной воды не представляется возможным из-за отсутствия таковой!
• PODVODNAJA LODCA 66
• Меня не интересуют ваши координаты!
• Ха-ха-ха! Руки вверх! Ваша песенка спета! Ваша игра проиграна!
• А ну-ка, покажите товар…
• Устроим им баньку, ва бене…
• А вот, понимаете… гулял по берегу, налетел легкий ветерок, и меня унесло в море. И вот я перед вами!
• Белки? Это такие маленькие, с хвостиками и с ушками? Как же, знаю…
• Карты — это моя специальность, карты — это мой хлеб. Только не морские, а игральные карты.
Доктор Айболит
«Я — злой разбойник? Злой! Дети мои!.. Все, кто любит меня — вперед!»
1984—1985 (7 серий). Серия мультфильмов о борьбе доброго доктора Айболита против злого пирата-людоеда, по мотивам произведений Корнея Чуковского. Особенно примечательны сумасшедшие игры с камерой и перспективой, а также музыкальное сопровождение. Отдельный винрар — фильм-опера «Муха-Цокотуха» в исполении всемирно известной труппы солистов-вокалистов в сопровождении граммофона под управлением знаменитого маэстро Бармалини.
А вы заметили?:
В рассказах попугая Карудо использован звук тиканья часов, впоследствии повторённый в мультфильме «Остров Сокровищ».
В третьей, пятой и седьмой сериях повторяются кадры из «Приключений капитана Врунгеля»: надпись «BUMM!», облака разноцветного дыма, звёздочки и разлетающийся часовой механизм.
Один пират поразительно похож на капитана «Чёрной Каракатицы».
«Одноглазый» приветствует Бармалея громогласно хохоча и широко распахнув объятия. В «Острове Сокровищ» этот приём стал визитной карточкой доктора Ливси.
Волны, которые видит Айболит, используются в «Острове Сокровищ».
Цитаты:
• Крокодила ко мне! Есть! Стоп, так это же я! Ну и глупый же ты… зелёный.
• — Одноглазый, ты ли это? Тебя не узнать!
— Не узнать! Да и ты, Бармалей, уже не тот!
• Ведь я — кровожадный? Кровожадный. Я — беспощадный? Беспощадный. Я — злой разбойник? Злой. Дети мои!.. Все, кто любит меня[1] — вперед!
• Ведь мне не надо ни шоколада, ни мармелада, а только маленьких… Да, очень маленьких детей!
Остров сокровищ
«Одни боялись Пью, другие — Билли Бонса… А меня боялся сам Флинт.»
1988. Примечателен тем, что один из немногих советских полнометражных мультфильмов. Игровые эпизоды в исполнении участников ансамбля «Гротеск» радуют не меньше, а местами и больше рисованных. В 1992 выходил в США под названием «The Return to Treasure Island» (из американской версии вырезали все музыкальные вставки кроме песенки о мальчике Бобби).
Помните:
- С рождения Билли пай-мальчиком был.
- Молодец!
- Имел Билли хобби — он деньги любил…
- Хороший мальчик!
- Любил и копил……..
Мультфильм обладает запоминающимися персонажами, изречения которых (главным образом, плюющегося слюной капитана Смоллетта) в некоторых кругах стали крылатыми, персонажи часто шпарили по своим книжным репликам, не считаясь с реалиями экранизации, поэтому фразы типа «Нас было шестеро против девятнадцати»
Добавляют мультфильму изюминку.
Смотрится фильм на одном дыхании, хотя дословной экранизацией его не назвать, более того, возможно из всех фильмов по мотивам оригинала, он стоит дальше всех, тем не менее потрясающий, построенный на визуальном абсурде юмор не дает оторваться от экрана, а ко всему прочему это еще и изящная пропаганда здорового образа жизни, ведь именно здоровым образом жизни и позитивным настроением Джим Хокинс побеждает пиратов, курящих и пьющих. Это гениальный мультфильм! Он снят с такой иронией и одновременно с таким чувством меры, что в него просто невозможно не влюбиться! А озвучка?!!!!! Джигарханян, конечно, в своем амплуа — лучшего голоса для Джона Сильвера сложно было бы придумать. Доктор Ливси – голос Паперного – это просто праздник, какой то:
«Увеличенная печень, увеличенная селезенка… Замечательно… Аритмия… Какая прелесть!»
Мультик настолько захватывает, что мы не замечаем так называемые киноляпы:
Пираты во главе с Сильвером собираются на совет (см. раскадровку для лучшего понимания). При этом они по пути кардинально меняют свой облик , а то просто появляются из ниоткуда!!!!. Меняется форма окна у двери, фонарь. У самого Сильвера меняется цвет шляпы. Про его ноги мы уже писали выше. Примечателен мелкий пират: он поменял круглую шляпу на треуголку.
Юмор, которым пропитан мультфильм — это совершенно отдельное удовольствие, особенно вставки-пародии на «17 мгновений весны»
Ну и, конечно, нельзя не отметить великолепные песни! Все-таки в СССР умели снимать мультфильмы… Гениальная вещь, на века!
Кстати самой популярной в мультфильме считается музыкальная заставка - песня «Шанс»
«Шанс, он не получка не аванс, он выпадает только раз……..»
Во всяком случае в youtube чаще всего ищут и слушают именно ее !
Д. Черкасский вспоминает:
Мы сделали «Остров сокровищ» за 2 года, и это был подвиг. Обычно одну часть (10 минут) мы делали месяцев 7 или 8. А тут сделали за первый год 5 частей, а за второй – 6. Чтоб уложиться в такой короткий срок, пришлось крутиться и придумывать всякое. Вот, например, песенки так придумались. Великолепные песни из «Острова» создавались что бы побыстрее фильм сделать. Анимацию делать долго, а натуру снять нетрудно, можно за один, за два дня. Потом придумалась эта назидательность – «Не курите», «не пейте», «занимайтесь физкультурой» - а стихи написали Алик Гарцман и Наум Олев - очень известный тогда московский поэт.
Цитаты:
• Делай деньги, делай деньги, а остальное всё дре-бе-бедень.
• Не подскажете ли бедному слепому человеку, потерявшему дrагоценное зрение во имя храброй защиты своей родины Англии, в какой местности он находится?
• Хороший мальчик…
• Где карта, Билли? Нам нужна карта!
• Любезнейший, мы отправляемся за сокровищами. Нам нужен корабль и команда.
• Вы не умеете держать яВЗык за ВЗубами!
• — У вас есть карта?
— ВазмоЗна!
• — Признаю себя ослом и жду ваших распоряжений…
— Я такой же осёл, как и вы, сэр!
• Пушка! Они заряжают пушку. Зачем? А! Они будут стрелять!
• Через час те из вас, кто останется в живых…будут завидовать… хы… миортвым.
• — Где карта?
— У меня нет никакой карты!!! …НЕТ! НЕ ДАМ! МОЁ! А-А-А-А-А-А ПЧХИИИИ…
• Увеличенная печень, увеличенная селезенка… Замечательно… Аритмия… Какая прелесть!
• Ладно, попытаемся спасти эту трижды никому не нужную жизнь.
• Он был бы еще замечательнее, если бы болтался на рее!
• ППооолный стоПП!! А! Да! ППолный вППерёд!!
• Одни боялись Пью, другие — Билли Бонса… А меня боялся сам Флинт.
• Хи-хи — мёртвые не кусаются, да…
• Лучше быть одноногим, чем быть одиноким, когда скучно и грустно, и некому руку пожать.
Ну и конечно в фильме участвовали….. озвучивали! артисты театра и кино :
P.S. Ну и небольшой вопрос для поклонников этого мультфильма…
Кто изображен на фотографии слева от Джона Сильвера (справа от него, конечно же сам Черкасский)