Вера французского Сопротивления (4 фото)
Бороться против оккупации
Подпольная организация Жака Артюиса была одной из многочисленных разрозненных групп Сопротивления, стихийно образовавшихся в оккупированной немцами Франции. «Гражданская и военная организация», или ОСМ (Organisation Civile et Militaire) — так называлась группа — занималась агитационной и разведывательной деятельностью, вызволяла английских и французских военнопленных, добывала оружие и готовила резервистов на случай перехода к активным боевым действиям.
С первых дней оккупации в OCM состояла и Вера Оболенская. Феноменальная память, изобретательность и самообладание вскоре позволили молодой девушке стать правой рукой Артюиса и генеральным секретарем организации.
Что заставило Веру встать на этот тяжелый и опасный путь? Отнюдь не романтика. Видя, как искалечила война ставшую для нее домом Францию, девушка не могла поступить по-другому. По словам друга Веры, подпольщика Кирилла Макинского, «она не могла допустить мысли, что оккупация водворится надолго; для нее это был преходящий эпизод в истории; против оккупации необходимо было бороться и бороться тем более неукоснительно, чем борьба становилась труднее».
К 1942 году OCM стала одной из крупнейших подпольных групп, имея тысячи представителей по всем департаментам Франции. Членами организации были промышленники и чиновники, служащие телеграфа и почты, сельского хозяйства, труда и даже полиции. Таким образом, подпольщики имели доступ к информации о нацистских заказах и поставках, завербованных немцами французах, передвижении войск и поездах, депортировавших пленных. Вся эта секретная информация проходила через Веру Оболенскую.
Вики
Вера родилась 24 июня 1911 года в семье бакинского вице-губернатора Аполлона Макарова. После революции Макаровы были вынуждены покинуть Россию и перебрались сначала в Константинополь, а затем в Париж. Здесь девушка обрела новый дом, окончила школу, обзавелась друзьями и знакомыми. Она была очень привлекательна, имела массу поклонников и даже какое-то время работала манекенщицей. Но для умной и образованной Веры эта работа не была пределом мечтаний, и вскоре она устроилась секретарем в контору среднего предпринимателя Жака Артюиса — того самого, который с приходом немцев создал и возглавил подпольную группировку.
В 1937 году Вера вышла замуж за князя Николая Оболенского. Они жили счастливо и безбедно до тех пор, пока не началась война. С ее приходом Жак Артюис привлек Веру в OCM, а она, в свою очередь, привела в организацию мужа и близких друзей.
В кругу подпольщиков ее знали под псевдонимом Вики. Будучи генеральным секретарем организации, Вики встречалась со связными и представителями других подпольных групп, принимала донесения и вела обширную тайную переписку, часами переписывала поступавшие доклады, готовила сводки, размножала приказы и копировала секретные документы.
Жить в постоянном страхе разоблачения и все равно продолжать активную антинацистскую деятельность было непросто. Справиться мог лишь человек огромной внутренней силы. Таким человеком и была Вики. В ней сочетались, на первый взгляд, несовместимые качества — осторожность и безбашенность, хладнокровие и находчивость, а исключительная память позволяла ей хранить в голове — а не на бумаге, чтобы не рисковать лишний раз — сотни имен, адресов, паролей и шифров.
«Княгиня — ничего не знаю»
В конце 1942-го гестапо арестовало Жака Артюиса. Он никого не выдал, однако через некоторое время в руки нацистов случайно попал еще один член верхушки OCM Ролан Фаржон. При нем была квитанция за оплаченный телефонный счет с адресом конспиративной квартиры, куда сразу отправились с обыском. В квартире обнаружили оружие, а также адреса тайных почтовых ящиков в разных городах, имена участников организации и их конспиративные клички. Генеральный секретарь группировки Вера Оболенская значилась как Вики.
В руки нацистов она попала в декабре 1943-го, случайно, находясь в квартире у своей помощницы Софьи Носович. На допросах Вера Оболенская не отрицала своей причастности к организации. Наоборот, она открыто заявляла об этом, выгораживая мужа и других подпольщиков. Ей даже удалось передать Николаю Оболенскому записку, в которой говорилось, что об OCM знают в гестапо, какие документы следует уничтожить, а кого из участников предостеречь. В результате многие члены организации избежали смерти и арестов.
На одном из допросов Вики спросили, как русские эмигранты могут бороться против Германии, которая воюет с коммунизмом. «Какой им смысл быть с голлистами, в этом коммунистическом гнезде? Послушайте, мадам, помогите нам лучше бороться с нашим общим врагом на Востоке».
«Цель, которую вы преследуете в России, — ответила Вики, — разрушение страны и уничтожение славянской расы. Я русская, но выросла во Франции и здесь провела всю свою жизнь. Я не предам ни своей родины, ни страны, меня приютившей».
После этого Вера вообще отказалась давать какие-либо показания, за что нацистские следователи дали ей прозвище «Княгиня — ничего не знаю».
Ее доставила в берлинскую тюрьму Плетцензее и приговорили к смертной казни. Приговор привели в исполнение 4 августа 1944 года. О смерти Веры Николай Оболенский узнал после войны. Все это время он жил надеждой, что его жена уцелела.
За вклад в освобождение Франции и победу над нацизмом героическую женщину наградили медалью Сопротивления, военным крестом с пальмовой ветвью, а также орденом Почетного легиона. Оценили заслуги княгини Оболенской и в советской России, посмертно присвоив орден Отечественной войны I-й степени.