Пропавший без вести (8 фото)
Иван Кучеров пропал без вести в самом начале войны
Внутри была записка, в которой боец указал год рождения — 1917-й, звание — рядовой, домашний адрес — село Новый Ковыляй Ельниковского района и имя матери — Надежда Ивановна Кучерова. Родственники солдата пожелали, чтобы он был перезахоронен в родной земле. Сейчас решается вопрос о передаче останков из Украины в Мордовию.
Место, де нашли останки бойца
Кучеров
Останки уроженца села Новый Ковыляй обнаружила киевская поисковая группа «Им. 5-й Армии Юго-Западного фронта». «В июне этого года мы работали в 20 километрах от города Малин Житомирской области, — рассказывает ее командир Андрей Пулин. — Разные отряды обнаружили здесь более 30 красноармейцев. Ивана Кучерова мы нашли с помощью глубинного металлоискателя. Когда аппарат подал сигнал, поначалу решили, что это просто воронка, набитая осколками. Копнули и увидели патроны, а затем — останки. Ваш земляк лежал не глубоко — всего на штык лопаты. Вместе с ним было много металлических вещей: ящик для патронов к пулемету «Максим», ленты к нему, с патронами и без, саперная лопатка… Скорее всего, солдат был пулеметчиком. Он лежал на спине — голова повернута вправо, рот открыт. Судя по всему, погиб от осколочного ранения правой затылочной части головы, а перед этим получил ранение в область груди. Помимо солдатского медальона мы нашли знак «За отличную стрельбу», советские монеты разного номинала, самодельный карандаш, вставленный в гильзу от нагана, помазок, бритву, остатки газеты и махорки. В кармане лежал так называемый «чертов палец», который используется как антисептик и служит для просушивания водяных мозолей, мелких порезов. Опытный был боец… Наш отряд поддерживает желание родных похоронить солдата в родной земле. В Мордовии он вырос, ушел в армию. В украинской земле пролежал столько, пора ему домой!»
Согласно архивным документам, Иван Кучеров воевал в составе 61-го стрелкового полка 45-й стрелковой дивизии 15-го стрелкового корпуса 5-й Армии Юго-Западного фронта. Его дивизия встретила войну на границе в районе города Ковель Волынской области Украины, а закончила в 1945-м штурмом рейхстага. В июне 1941-го часть, в которой служил Кучеров, с боями отступала на восток. 24 июля 15-му стрелковому корпусу было приказано ликвидировать группировку противника в районе города Малин. Согласно архивным документам, Иван погиб именно в этот день. Его останки были найдены спустя 74 года. К поиску родственников погибшего уроженца Мордовии подключились краеведы из Ельников. «Как только мы узнали, что на Украине нашли нашего земляка, сразу отправились в его родное село, — рассказывает научный сотрудник Ельниковского районного музей истории и краеведения Елена Никишова. — Оказалось, что в Новом Ковыляе почти не осталось коренных жителей, а старожилы ничего не знают об односельчанах с фамилией Кучеровы. Мы подняли все документы и выяснили, что у найденного бойца есть 90-летний брат, который живет в Краснослободске. Дальше история приобрела неожиданный поворот. Родной брат Ивана Васильевича Кучерова числится как Степан Иванович Иванов. Как нам объяснили, он участвовал в войне с Японией и в одном из боев был контужен. Из-за нарушения речи в госпитале Степан назвал удобные для произношения фамилию и отчество. Теперь сложно сказать, почему они закрепились за ним навсегда. У Ивана Васильевича также есть дочь, которая по воле судьбы живет на Украине!»
На месте его гибели поисковики нашли знак отличия «За отличную стрельбу»
Родственники
Корр.«С» поговорили с родственниками погибшего солдата. В силу возраста брат уже несколько лет не встает с постели и с трудом разговаривает. За Степаном Ивановичем ухаживает пожилая жена и трое детей. «Новость мы встретили со слезами счастья, — говорит супруга ветерана Александра Ильинична. — Иван был призван в армию в 1939 году, дома он оставил беременную невесту. Мечтал создать семью, но война не позволила даже увидеть родившуюся дочь. Она, кстати, очень похожа на отца. Муж часто рассказывал об Иване. Говорит, что он был умным, высоким, красивым. До армии трудился кассиром в колхозе. Ему не боялись доверить самую ответственную работу». «В нашей семье было семеро братьев, и всем довелось повоевать, — вспоминает Степан Иванович. — Живыми вернулись четверо, остальные остались лежать на полях сражений. Ваня пропал без вести в 1941-м, потом сгинул без следа его брат Дмитрий, еще один — Павел — погиб под Калугой. И вот спустя десятилетия у Вани появилась возможность найти покой в родной земле. Очень хочется, чтобы брата похоронили рядом с мамой, которая до самой смерти ждала весточку о сыновьях. Низкий поклон всем поисковикам, которые возвращают солдат домой…» «Мама с папой росли вместе, были с одной улицы, собирались пожениться, но их планам не суждено было сбыться, — вздыхает дочь найденного солдата 75-летняя Анна Кучерова, проживающая сейчас в Запорожской области Украины. — Уходя на войну, отец пообещал, что обязательно вернется, построит дом и мы заживем счастливо… Мама умерла четыре года назад, так и не узнав, что ее любимый погиб под Житомиром, в 600 км от нашего дома. Замуж она не выходила, свою жизнь посвятила мне и внукам. Так было угодно судьбе, что я вышла замуж за однофамильца, а в 1963 году мы уехали на Украину и забрали с собой маму. Кто бы мог подумать, что папа все эти годы был рядом — в Житомирской области…»
Возвращение
«Мы рады, что наш земляк наконец-то обретет покой на свой малой родине, а у родственников и односельчан появится возможность поклониться его могиле, — говорит глава администрации Ельниковского района Юрий Бекешев. — Постараемся сделать все возможное, чтобы это произошло. Уже обсудили этот вопрос с представителями военкомата, сейчас ведем переговоры с Саровской воинской частью, чтобы они тоже приняли участие в патриотическом мероприятии. Хочется сказать спасибо поисковикам, которым небезразличная судьба солдат Великой Отечественной войны. Это уже второй пример в истории нашего района. В 1986 году из Ровенской области привезли останки Владимира Архиповича Сидорина. В последний путь его провожал отец. Всего, по неточным данным, из Ельниковского района было призвано 6100 человек, 3727 из них не вернулись».
В истории с возвращением Ивана Кучерова много того, что называется судьбой. В 2000-х республиканский отряд «Поиск» работал в окрестностях деревни Куклино Сухиничского района Калужской области, где числится погибшим брат Ивана Кучерова — Павел. Тогда поисковики подняли и перезахоронили около 200 бойцов и командиров, среди которых было много уроженцев Мордовии. Не исключено, что в числе найденных мог оказаться и брат Ивана Кучерова… Поисковые организации двух стран — России и Украины — готовы принять самое живое участие в возвращении солдата на родину. Украинская сторона оформляет документацию для передачи останков Ивана Кучерова в Россию и готова переправить их в город Белгород. Солдат будет возвращаться домой той дорогой, по которой в далеком 1939-м уходил в армию… Другой рассматриваемый маршрут доставки останков в Мордовию — через Санкт-Петербург, поисковики которого активно помогают в возвращении на Родину праха солдат, найденных на Украине. При любом раскладе дальнейшая дорога бойца к дому ложится на плечи мордовских следопытов. И здесь могут возникнуть серьезные финансовые проблемы, решить которые могут только власти республики.
Неизвестный
3 мая этого года в рамках Вахты Памяти «Еланский плацдарм» на территории Калининского сельского поселения Шолоховского района Ростовской области были найдены останки красноармейца — предположительно уроженца Мордовии.
«Прах военнослужащего мы обнаружили на пахотном поле на склонах высоты 208,4 в 300 метрах от немецких траншей, — рассказывает руководитель шолоховского поискового отряда «Патриот» Андрей Попов. — Боец погиб во время атаки на вражеские позиции. Останки находились на глубине 30 см. Удивительно, как его не зацепило плугами при распашке. У бойца практически отсутствовали стопы и раздроблены лопатки. Лежал в каске. В какой части служил солдат, сказать сложно. Бои здесь шли 4 месяца. За это время здесь воевали 5 дивизий. Это не считая штрафников. Еланский плацдарм — одна из малоизвестных страниц в истории Великой Отечественной. С большими для нас потерями он был захвачен на правом берегу Дона в дни, когда враг рвался к Сталинграду. Все 4 месяца на этом пятачке, то расширявшемся до 30 километров, то сжимавшемся всего до 9 километров, шли ожесточенные бои. Сотни погибших и пропавших без вести. Кстати, именно отсюда в ноябре 1942 года началось наступление советских войск, которое завершилось окружением армии Паульса…»
Рядом с солдатом был найден металлический медальон-ладанка образца 1925 года с запиской. К сожалению, ее сохранность оставляет желать лучшего — за десятилетия металл практически полностью уничтожил бумагу. Специалисты смогли разобрать лишь часть послания из 42-го года. «Аймурано… Ибрагим… 1902 г… город Сталин… ул. Ф…» — это все, что удалось понять. Не исключено, что супругу воина звали Зарина. Фамилия Аймуранов достаточно редкая и встречается преимущественно на территории Мордовии в Ромодановском и Лямбирском районах. Поисковики пришли к выводу, что Ибрагим потенциально мог быть уроженцем республики, но перед войной жил либо в Сталинграде, либо в Сталине (с 1961 года — Донецк). В Книге Памяти Мордовии военнослужащий с такими данными не значится. Также вместе с останками были обнаружены опасная бритва, алюминиевая фляжка, ножницы, перочинный ножик. Поисковики готовы передать их родным, если таковые найдутся. Солдата похоронили на воинском мемориальном кладбище в станице Вешенской — на родине Михаила Шолохова.
Брат солдата Степан Иванович низко кланяется поисковикам