Зарисовки из моряцкой жизни
Давно это было. На Кубе. В Матанзасе.
Свободный от вахт и работ экипаж купался на местном пляже. Я с одним мотористом, звали его красиво – Фондаренко Фома Афанасьевич ( как звучит, а?) –
в поисках караколл дошли до строящегося нефтяного мола, длинной примерно 250 метров . Ничего не нашли, и так как возвращаться той же дорогой не хотелось, мы решили нырнуть с оконечности этого сооружения и уже вплавь вернуться на пляж . Сказано – сделано. Плывем. Где-то на середине пути под нами оказалось светлое пятно песка и я на всякий случай нырнул. На глубине 4 метра передо мной оказалась целая россыпь раковин .
Надо отметить что моллюск, который творит эту красоту, это сплошная мышца из белка, неимоверной силы. Даже здоровый мужик скорее оторвет коготь на конце лапы, но не сможет вытащить моллюска даже на одну треть. Он всю жизнь подтягивает на ней свой вес и вес раковины которая является его домом. А когтем , в нормальном, не засушенном состоянии можно открывать консервные банки.
Взяв в каждую руку по раковине, всплываю. Показываю Фоме. У того – глаза по полтиннику, ныряет. Когда появляется на поверхности , у него в каждой руке тоже по раковине, но он говорит : – «У меня четыре, две в плавки засунул.» Ну засунул , так засунул, плывем дальше, Фома впереди, я метра на три сзади.
Вдруг, когда до пляжа осталось какие-нибудь 60-70 метров, раздается ужасный крик, Фома выскакивает из воды и бежит по ней. А глубина метра 3-4. Первая мысль – акула. Ну и все, кирдык пришел нам.
Фома, продолжая в том же темпе бежать по колено в воде, начинает вытряхивать из трусов злополучные ракушки, которым надоело сидеть в темноте. Коготь одной из них попал бедному мотористу в задницу, и она начала подтягиваться. А плавки из нейлона не предназначены для растягивания, а как раз наоборот. В общем парень повеселился. 3 шва не в самом интересном месте. А по воде он пробежал метров 15-20, аки по суху.
***********
Давно это было. Однажды выпало свободное время и народ вышел на корму половить рыбу. Северо-западная часть Гвинейского залива. Кого ловим? Конечно тунца. И конечно же большого, ну не большого, а хотя бы килограмм на 20-40.
Все нормальные люди привязали или закрепили свои снасти на фальшборте. Стоят, кто курит, кто чай пьет. Но тут появляется Фондаренко Фома Афанасьевич. Три «Ф». Звучит. Интересный человек. Забросив свою наживку, конец лески он наматывает на палец. В ответ на замечание отвечает : - «Здесь рыбы нет».
И в этот момент у него дергает леску, он делает подсечку и, и, и. И леска вместе с указательным пальцем улетает за борт. Фома же, уставившись на то, что осталось от пальца, авторитетно проговорил : - «Это был тунец». И побежал к врачу.
************
Давно это было. На Кубе. В Матанзасе.
На местном пляже купаться было уже скучно. Народ потихоньку придумывал себе развлечения – кто красившее нырнет, кто дальше проплывет под водой. Где-то раздобыли маску с ластами. Под водой красотища, тропики все-таки. Собрались на причале строящегося нефтяного терминала. Просто голые, круглые, бетонные сваи с настилом , высотой над водой метра два с половиной. Начали нырять. Обмениваться впечатлениями – кто, что видел и где. Один из купающихся, в ластах и маске, нырнул в очередной раз и вдруг выскочил на причал, как пингвин на льдину. Это 2,5 метра в высоту и в ластах !? Правда тут же потерял сознание и его загорелая кожа стала под цвет бетона, на котором он лежал.
Оказалось, что вдоль причала, на дне, лежат трубы, и любопытный Серега заглянул в одну из них. А оттуда на непрошенного гостя выскочила мурена. Сергей на коротком участке, от дна до поверхности воды, развил скорость достаточную для взлета. Вот такие вот возможности у человеческого организма
***************
Давно это было. На Кубе. В Ла-Пальме.
В свободное от вахт и работ время народ собирался и ехал на острова, кто собирать раковины, кто просто загорать и плавать. Острова эти образовывались из мангровых зарослей, по мере роста которых, в середине образуется выжженная земля, которая в свою очередь покрывается высокой травой похожей на ковыль.
Трое, среди которых ваш покорный слуга, рванули напрямик через остров, чтобы обогнать остальных. Пройдя полосу деревьев, оказались в степи. Идти стало легче, земля под ногами сухая. Тишина. И вдруг топот, как будто конь мимо промчался. А вокруг никого не видно. Постояли, очнулись от испуга, пошли дальше. Через несколько шагов ситуация повторяется, но уже с двумя конями. Одно дело, когда видишь или знаешь откуда идут звуки, кто их воспроизводит, и, абсолютно другое когда видимость хорошая, но не видно виновника торжества. Кто это, что это? Насколько опасно или безопасно для тебя? Мы вооружились палками и когда все звуки вновь появились, заметили, как ковыль расходится как волны от корабля. Само животное, судя по всему довольно крупное, так и не увидели. Далее без происшествий добрались до другой стороны острова, побродили, набрали два мешка раковин, и перед нами встал вопрос – как возвращаться?- по берегу острова или напрямик? По берегу далеко, да и мешки тяжелые. Решаем идти старым путем. На удивление обошлось без инцидентов. Добрались до мангров, заходим в них и попадаем в естественный коридор свободного пространства, со всех сторон защищенный от солнца и ветра. Устали уже порядочно, стоим, не двигаемся. И вдруг в конце этого коридора, метрах в 4-5, появляется нечто. Первое впечатление – «Миллион лет до нашей эры». Увидев нас, животное замерло, а мы тоже как чучела человеков. После первого испуга разглядели – высокая, сантиметров 80, хвост, спина и голова на одной линии. Стоит покачиваясь на прямо вытянутых лапах. Раздувается – то ли нас пугает, то ли сама боится. Вся покрыта костяными наростами, бородавками, на лапах большие когти, которыми она и стучала по земле как конь. В общем - ни дать, ни взять – динозавр, чудище-страшище. Но настолько страшное, что даже симпатичное. Я шевельнулся, она вздрогнула и исчезла, как и появилась. Мы только успели разглядеть, что двигаться она может двумя способами – на прямых ногах и как все остальные ящерицы на согнутых. Поэтому в траве игуан не видно.
***************
Давно это было. На Кубе. В Ла-Пальме.
Очередное путешествие на мангровые острова. Десант – человек 20. На этот раз выбрали остров рядом с искусственным фарватером. Пока шли на него видели двух акул достаточно больших темно коричневого, почти черного цвета. После высадки народ разбрелся кто куда. Рядом с манграми прибой нанес полосу песка, шириной метров 40, в котором приятно ходить. Слой воды по щиколотки усиливает впечатление полного расслабления и отдыха. А за этой полосой лежит фарватер, бровка которого позволяет ходить человеку среднего роста по грудь в воде. Погода не очень, ветер, облака. Через два часа все заскучали, кроме двоих – 3-го штурмана Василия и фельдшера Алексея. Они шли вдоль острова, параллельно друг другу в сторону от шлюпки. Только Леха шел по грудь в воде с опущенной головой в маске и рассматривал дно в поисках раковин. А Васьвась по мелкой воде просто так, ничего не делая. Экипаж уже собрался в лодке, уже дважды или трижды звали оставшихся, но безрезультатно. Ветер дул в нашу сторону. Вдруг за Лехиной спиной появляется акула и двигается в его сторону явно не с добрыми намерениями. Все, кто был в шлюпке, сначала оторопели, потом начали беспорядочно орать, потом орали в один голос, но ни тот, ни другой ничего не слышали. Когда акуле осталось всего метров 5, Лехе вдруг надоел поиск и он ,подтянувшись, выскочил на мелководье. В этот момент акула перевернувшись на бок проскочила мимо него, не рискнув последовать за добычей. Услышав за спиной плеск воды, Леха обернулся, и полный впечатлений от увиденного, заорал. 3-й штурман заорал просто от того, что заорал Алексей. Рев длился около минуты, или нам так показалось… Больше фельдшер на острова не ездил. Не хотел.
***************
Давно это было. На Кубе. В Мариэле.
Опять про возможности человека. Правда на этот раз со мной. Транспорт «Атлантика» на котором я работал в качестве 4, а потом 3 пом.капитана, почти постоянно совершал рейсы на Кубу в различные порты. Тропики и менталитет населения не располагают к быстрой работе, и, поэтому судно долго простаивало то на рейдах, то у причалов под выгрузкой-погрузкой. Одна радость у экипажа – вылазки на пляжи, куда можно добраться только на шлюпках. Очередная вылазка. Пробыв на одном из пляжей с мутной водой, решили перебраться на остров в глубине бухты. После сбора команды запустили движок, и я, усевшись в мокрых плавках на планширь (ошибка) дал команду мотористу – «малый назад».
Акватории хватало и я, решив развернуть шлюпку на заднем ходу, переложил руль «право на борт». Соответственно румпель оказался у меня на вытянутой левой руке. После исполнения команды «полный назад» румпель вырывается из руки и бьет мне в живот. Удар сбрасывает меня за борт, прямо под вращающийся винт. За 80 см полета вниз мой организм сделал за меня все, что мог. Выдохнул весь воздух из легких и собрался в комок так, что я пролетел винт камнем. Зато потом попал в струю отработки и меня начало крутить и бить о дно шлюпки. Я ухитрился вцепиться в киль и держался так до тех пор, пока народ не заметил отсутствие командира и не остановил двигатель. Наступила тишина. Руки разжимаются и я падаю в глубину. В голове нет ни одной мысли, свет уходит куда-то вверх, полная нирвана и нежелание двигаться. Глубины в тех местах приличные, до 20 метров прямо у берега. Не знаю как долго это продолжалось, но через некоторое время я почувствовал движение за спиной, или это организму надо было перевернуться. Переворачиваюсь и вижу перед собой два черных круглых глаза на сером рыле. Акула. Никакого страха, ничего. Просто параллельно опускаемся в глубину глаза в глаза. Вскоре ее интерес ко мне пропадает и она исчезает в темноте. Ко мне медленно приходит мысль о том, что встреча могла закончится иначе. Даю команду на всплытие. Шлюпка оказалась на расстоянии 25-30 метров от меня. Некоторые ребята сделали по нескольку нырков в поисках своего командира. Моя самоволка длилась 4-6 минут. …Иногда снится вращающийся перед лицом винт.
***************
Давно это было. На Кубе. В Пуэрто-Падре.
Сходили за пивом – 12 км туда и 12 обратно.
Магазины в тот день не работали.
А пива очень хотелось.
***************
Давно это было. На Кубе. В Сьенфуэгосе.
Как снимают мужиков. Я, старший механик, два суперинтенданта - поляк и грек, следуем по главной улице города в ресторан. Грек платит. Девчонки пристают с вопросами и предложениями. Честно, прямо и открыто. На нас же написано, что сами мы не местные. И у нас есть цель, и мы твердо к ней приближаемся. Осталось полтора километра. Прорваться через полтора километра кольца красивых и молодых совсем непросто. Но мы народ опытный и на провокации не поддаемся.
А вот метод ловли мужиков на живца, который был применен к нам, я встретил впервые.
Вдруг, метрах в 3-4 от нас появляется очень красивое, молочно-шоколадное тело в белом прозрачном платье, в белых трусиках под ним и следует впереди нас тем же курсом. Глаза 4 мужиков со временем прилипают к выдающейся части тела пониже спины. Реакция естественная, да и что смотреть по сторонам, когда вся красота вот она. Нимфа, почувствовав добычу на крючке, ускоряет шаг и метрах в 15 останавливается, приняв красивую позу. Все так же – попой к нам. Ответственный момент наступил, когда расстояние сократилось до 3 метров. Она неожиданно оборачивается в нашу сторону и производит 4 выстрела глазами в глаза каждого из нас. Мы чуть не остановились, словно уперевшись в стену. Надо сказать, что фасад не менее, а то и более красив, чем тыл. А глаза… и такой неожиданный поворот… Но у нас есть цель, черт бы ее побрал, эту цель, и мы твердо к ней приближаемся.
***************
Давно это было. На Кубе. В Сантьяго-де-Куба.
Выходим из порта, сдали лоцмана. Курс на восток. Спокойное море, хорошая видимость. Вахтенный матрос замечает на юго-западе, в воде, перед горизонтом светлое круглое пятно. Через некоторое время оно вышло из воды и превратилось в кольцо, которое вскоре скрылось в зените темнеющего неба.
В судовой журнал случай был записан, но никому об этом не докладывали. Время было не то.
***************
Давно это было. В Норвежском море. Ураган, ветер такой, что волн не видно. Огромные горы пены накатываются на маленький пароходик «Нордландия». Но мы следуем домой, спешим. Время 07.55 утра. Сдаю вахту капитану, которому все равно, что творится вокруг: на крышке 3 трюма стоит его новая машина и только она владеет всем его вниманием. «Как там моя машинюшка?». В этот момент огромная тень накрывает судно, я оглядываюсь назад и вижу, что два просто огромных водяных вала складываются вместе и накрывают нас. У меня словно отключили звук. Я вижу, как медленно начинают надуваться, именно надуваться, иллюминаторы ходовой рубки. Сначала один, потом второй, третий. Понимаю, что этого быть не может, стекло каленное, но вижу именно то, что вижу. Звук неожиданно включается, все встает на свои места - грохот, волна вырывает подволок (потолок на судне), ломает все, что попадается ей навстречу. Антенны смыты, спасательное оборудование в клочья. На мостике воды по пояс. В работе остается только гирокомпас. Вода через фальштрубу попадает в машинное отделение, двигатель глохнет, но, слава богу, механики запускают его снова. Судно управляется, все живы.
Вот такое знакомство с эффектом замедления времени. Через часа два появилась возможность определить координаты судна – оказались на 60 миль (110 км) в стороне от предполагаемого местонахождения. Тоже загадка…
****************
Приснилась женщина. Со всеми вытекающими последствиями.
***************
Коллега приехал из заграничного отпуска вдвое толще, чем уезжал.
Съел все, что было включено.
***************
Давно это было. В Испании. В Картахене. На банановозе «Pitsburg».
Смена экипажа. Командный состав сменился. Ждем прибытия рядового. Экипаж смешанный: капитан и старший механик – немцы, ст.пом.капитана (я) и электромеханик – русские, остальной комсостав – филиппинцы, а рядовой – кирибати , туалу, фиджи и прочее население Океании.
Весна, на улице достаточно холодно - +14, ветер. Подъезжает автобус и из него выходит 12 человек, от пояса и выше навьюченных разного рода одеждой, видно только часть лица. Зато ниже пояса – одни шорты. Собрав свои вещи поднимаются по трапу. Я их встречаю. Поверхностный взгляд на чем-то зацепился, пришлось повнимательнее посмотреть в лицо только что поднявшегося человека. А у него в носу кость, просунутая через перегородку. Сразу вспомнился старый фильм «Миклухо Маклай». Людоед людоедом. И так почти все кирибати. Впечатление на всю жизнь. Правда на следующий день все сняли свои амулеты. Контракт начался…… А контракт у них 13 месяцев минимум, при зарплате 150 долларов.
И пить им категорически запрещено. Организм не вырабатывает ферментов для расщепления алкоголя. Одна бутылка пива вышибла матроса из жизни на 21 день.
***************
В Испании. В Картахене. На банановозе «Pitsburg». Кроме кирибатского племени, на борт прибыло племя туалу. Надо сказать - полная противоположность сухим и кучерявым людоедам. В высоту полтора метра, и в ширину тоже полтора. Причем ступни имеют форму круга, как у слона. То есть, при сравнительно маленьком размере ноги 36-38, на нее может налезть сапог только 45-47 размера. Туалу в принципе не умеют бегать, а тут на ногах такие лыжи. Только и слышно – шшшшух, шшшшух. Это племя пошло работать. Или обедать.
***************
На банановозе «Pitsburg». Где-то на переходе между Южной Африкой и Японией.
Вечером в мою каюту влетает боцман, кирибатская морда вся в крови и что-то орет про повара… Повар – филиппинец, добрейшей души человек, любящий и умеющий вкусно готовить, был очень набожным . У него в семье кроме своих 4 , было еще 5 приёмных детей. Соответственно, он никогда на берег не сходил, все заработанные деньги и бонусы отправлял через капитана домой. Боцманюга , увидев, что повар в очередной раз отказался от выхода в город, очень недобро подшутил над ним - сказал, что он голубой. Развитие событий не заставило себя долго ждать. На следующий день повар взял лопату (весовая категория не позволяла решить проблему другим образом) и подстерег боцмана на каком-то углу.
На лопате было написано – «МОЮ РУКУ ВЕДЁТ БОГ»
***************
Немцы обновили компьютер и получив в комплекте подарок игру «Томб Райдер» начали активно её осваивать. В соответствии с немецкой педантичностью время на игру было выделено с 19.00 до 21.00 по судовому времени. Ни минутой позже, ни минутой раньше. Моя вахта заканчивалась в 20.00 и каждый раз спускаясь к себе в каюту слышал, знакомое по советским фильмам – «хенде хох», « нихт чизен», «варум нихт фае». В общем немецкий дух жил, жив и будет жить.
******************
Маленький балкер «Фенсфьорд», из тех, у которых надстройка поднимается и опускается для прохода под мостами. Экипаж 6 человек. 2 брата «капитана» из Норвегии, они же хозяева судна. (У старшего сертификат старпома, у младшего – вахтенного офицера). 1 русский – ваш покорный слуга. И 3 филиппинца. Как по Задорнову – полная АЗЕОПА.
Однажды, в пятницу вечером застряли в каком-то маленьком порту, на один причал. Рабочие ушли до понедельника. Капитаны говорят – «Ну всё – будем пить по нашему, по норвежски, два дня». Собирают экипаж, ставят на стол 2 бутылки самодельного бренди (ха-ха), чуть-чуть закуски. Начали… Поговорили о работе, о женщинах, о том кто где бывал, снова о работе. В конце концов зашли в тупик. Сидим молчим. Заводилы слева от меня, филиппинцы справа. Братья смотрят куда-то в середину стола, синхронно кивают головами. Молчим. И вдруг один говорит – «Моя жена не Сидни Кроуфорд, но она хорошая женщина». Я переглянулся с филипками, молчим дальше. Но тема-то для разговора нужна и второй брат поддерживает старшего – «Моя жена тоже не Сидни Кроуфорд, но она тоже хорошая женщина».
И тут меня дёрнуло за язык – «А моя жена лучше, чем Сидни Кроуфорд». Азиаты заулыбались. А двух викингов прямо ввело в ступор. Они перестали кивать головами, на лицах огромное напряжение мысли.
Первый вопрос – что я делаю в море, если моя жена супермодель. Они вспомнили мою фамилию. Потом вспомнили, что не знают супермодели с такой фамилией.
Потом решили, что я с женой могу быть на разных фамилиях.
Азиаты выпадают в осадок, скромно так выпадают.
Затем началось выяснение параметров моей супруги. И когда выяснилось, что она маленького роста, младший догадался спросить – «Так она супермодель или нет?»
Когда прозвучал отрицательный ответ, одновременно от обоих прозвучал вопрос с такой мукой на лицах, что их стало жалко –«Так чем же она лучше, чем Сидни Кроуфорд?» Я ответил , что она моя жена, мой самый близкий человек, я её люблю и она для меня дороже всех супермоделей мира. Оба викинга пытаясь сохранить своё лицо (в своём понимании ситуации) хохотнули, а глаза у обоих выдавали вообще непонимание логики своих вопросов и моих ответов. Зато мои филиппинцы веселились вовсю, всё-таки менталитет у нас более близкий к ним, чем к европейцам. Началась суета за столом, снова наполнили рюмки, выпили за жён. И тут раздаётся вопрос, который напрочь убил меня – «Алекс, это была шутка?» ….. Занавес.