Андрей Шубин из Улан-Удэ провел более 80-ти спасательных операций (4 фото)
«Я не считаю, сколько людей спас. У нас ведется книжка спасателей, там все фиксируется, вот и все. Конечно, в нашей работе случается всякое, бывают и трагические моменты. Ведь все, что мы делаем, связано с болью и переживаниями людей. Морально это очень тяжело. Наши психологи учат не принимать ничего близко к сердцу, иначе просто нельзя работать. Но бывают моменты, когда невозможно не сопереживать. В народе говорят: не кричи о добрых делах, пусть о них тихо скажут люди. Мы никогда не кичимся своими спасательными операциями. Самое главное – спасти человека.
О горе Мунку-Сардык
В Бурятии мы проводим много спасательных работ на нашей горе Мунку-Сардык. Это самая высокая точка в регионе. Ежегодно на майские праздники туда устремляется буквально паломничество. В день иногда на вершину заходит до 700 человек. Многие считают восхождение на гору прогулкой выходного дня, а на деле вершина весьма серьезная. Она очень строптива в плане погоды и природных катаклизмов. Ежегодно гора берет свою плату в виде человеческих жизней или здоровья.
В этом году восхождение также не обошлось без происшествий. Мужика и двух женщин снимали с монгольской стороны. Они сильно замерзли. Еще час, и их бы не удалось спасти. Мужчина сорвался и упал – сломал таз, бедро. Монгольский проводник их бросил и ушел, а они одеты были не по сезону, по городскому, были мокрые, быстро замерзли. Мужчина уже был сильно переохлажден. Наша первая тройка, которая туда взошла, сразу сообщила по радио. И мы буквально помчались. Обычно до вершины часов шесть добираются, но в экстренной ситуации мы добрались за два. Наши ребята в это время уже сделали самодельные носилки из палок, своих курток и скотча. Одной веревкой вытягивали мужчину на вершину и так же спускали. Мы успели к спуску. Движение с вершины через каменные перевалы длилось с 8 вечера до 6 утра. Живы остались все. Потом нерадивые альпинисты приходили и благодарили.
Всего за эти майские праздники таких операций мы провели три. В основном с переломами вытаскиваем. К сожалению, бывает, что люди насмерть разбиваются. Как правило, если человек улетает на монгольскую сторону, в живых не остается. Высота, огромная скорость падения, лед, камни не оставляют шанса.
О беспечности
Люди легкомысленно относятся к подобным походам. Мы уже хотим поставить банер на озере – это последний этап перед вершиной, где все могут увидеть последствия неудачных и беспечных восхождений – разбитые тела, лица, переломанные конечности, чтобы люди видели и хоть немножко задумались, что это не гора выходного дня, что это очень опасное и серьезное дело. В горах погода меняется в пять секунд, если вы только изнывали от жары, то уже через несколько мгновение вы можете отморозить себе пальцы, нос, щеки, что угодно.
Люди идут абсолютно неподготовленными. О чем они думают – непонятно. Однажды при спуске нас застал буран, и мы наткнулись на группу из пяти человек – неопытные, молодые, чуть было не замерзли насмерть. Мы их вывели из этого бурана.
О призвании
В любое время года работы хватает. Летом в лесах теряются ягодники и грибники. Зимой под лед проваливаются рыбаки. Многие настолько беспечны, что не понимают, какую огромную боль причинят своим близким. Мы видим почерневшие от горя лица родственников, как они цепляются за каждую соломинку, как готовы сами бежать на помощь. И вы представляете, что с ними происходит, когда не удается спасти человека?
Чтобы быть спасателем, нужно иметь, наверное, призвание. Наша работа трудная и физически, и особенно морально. Но я никогда не жалел о своем решении. Я сам выбрал этот путь, поэтому с него уже не сойду.
О себе
Я – профессиональный альпинист, водолаз, кроме того являюсь инструктором по парашютной подготовке космонавтов России. Сейчас мне 54 года, в Бурятской республиканской поисково-спасательной службе я работаю с 2009 года. Более 30-ти лет я прослужил в вооруженных войсках Забайкальского края. Армейский опыт сейчас мне очень помогает. Люблю спорт, каждый день бегаю по три-четыре километра. Придерживаюсь здорового образа жизни».