Как доснять фильм до конца, если у тебя умер актёр (6 фото)
Заменить на нового актера.
Самый элементарный ход — сменить одного актера на другого. Именно так, например, поступили создатели «Гарри Поттера». К концу съемок второго фильма они потеряли Ричарда Харриса, игравшего Дамблдора. И в оставшихся сериях профессор представал в облике Майкла Гэмбона.
В другом культовом фильме нулевых, трилогии «Матрица», режиссерам катастрофически не повезло с Пифией: актриса Глория Фостер из-за обострившегося сахарного диабета не дожила до запуска в производство третьей части. Пришлось ее заменять ее на Мэри Элис. В самом фильме факт рокировки актрис изящно объяснялся тем, что в мире Матрицы возможно и не такое.
В России подобные непростые истории случались в основном в сериальной индустрии. Авторы «Ликвидации», например, вынуждены были переснимать в ключевой роли Сергея Маковецкого вместо Андрея Краско. Хотя существуют и откровенно бесстыдные примеры. Так, после смерти в автокатастрофе героя боевиков Александра Дедюшко продюсеры не стали сворачивать продолжение сериала «Псевдоним "Албанец"», а просто взяли на его место похожего артиста Чернова и силами гримеров приделали характерный нос. Получилось, надо сказать, просто ужасно.
Доснять нескольких новых актеров.
Впрочем, и к вопросам замены можно подойти с неожиданной стороны. Во время съемок «Воображариума доктора Парнаса» умер Хит Леджер, чем повергает в шок всех, включая, разумеется, и режиссера Терри Гиллиама. Сценарий переписать было уже невозможно (слишком много отснятого материала, да и весомая часть денег на проект выделялась именно под участие находящегося на пике славы Леджера). Поэтому Гиллиам даже хотел сначала прекратить съемки, затем скрепя сердце согласился на использование дорогостоящих компьютерных эффектов, но вариант спасения все же нашелся.
Доподлинно неизвестно, кто именно его придумал, но факт остается фактом: сюжет изменили таким образом, что герой Леджера постоянно менял облик, превращаясь то в Джонни Деппа, то в Джуда Лоу, то в Колина Фаррелла. Причем со стороны актеров все это было абсолютным жестом дружеской помощи и уважения к покойному, нежели чем-то еще. Депп, к примеру, буквально вырвался из плотного графика на один съемочный день и делал все с одного дубля, а все полученные гонорары были перечислены семье Хита.
Грим и спецэффекты.
Еще один популярный способ справиться с трудностями — разнообразные технические уловки вроде съемок со спины, грима или компьютерной графики. Хрестоматийным примером таких ухищрений — «Игра смерти» с Брюсом Ли. Продюсеры избрали циничную тактику и попытались доснять фильм даже после смерти короля боевых искусств. Надо полагать, не стоит особенно останавливаться на том, какой уровень кинематографических технологий существовал в 1978 году. В результате вместо Ли на экране большую часть времени действовали непонятные люди в резиновых масках, с бородами и в очках — и это в лучшем случае. В худшем — в ход шли картонные маски и портреты, один из которых пытались выдать за отражение в зеркале. Чуть больше в этом смысле повезло создателям фильма с сыном Брюса, Брэндоном Ли, погибшим за три дня до конца съемок фильма «Ворон». В начале девяностых комбинированные съемки с наложением лица актера на тело дублера уже выглядели существенно лучше.
В последние примерно полтора десятилетия кинопроизводителей круто выручает компьютерная графика. Как 15 лет назад благодаря ей не пришлось полностью переснимать сцены «Гладиатора» с Оливером Ридом, так и сейчас в финальной части «Голодных игр» все-таки можно будет увидеть скончавшегося Филипа Сеймура Хоффмана.
Использование родственников.
Доделать фильм до конца становится существенно проще, если у умершего актера есть похожие на него родственники. Именно благодаря этому седьмой части «Форсажа» удалось выйти на экран после гибели Пола Уокера и даже оказаться вполне пристойной. У Уокера нашлось двое младших братьев подходящего возраста, что в сочетании с цифровыми моделями откровенно спасло фильм. Развитие этих цифровых технологий позволило нам в 2015 году наблюдать молодого Шварценеггера в новом «Терминаторе».
Как ни странно, топ-менеджмент компании Universal изначально был против подобных манипуляций. Однако с учетом того, что мировые сборы в итоге составили около полутора миллиардов долларов, план полностью себя оправдал.
Фильмы-мемориалы и фильмы из ничего.
Но есть и абсурдно-анекдотические примеры, как в случае с мастером комедии Блейком Эдвардсом, который ухитрился снять и смонтировать очередную «Розовую пантеру» уже после смерти исполнителя главной роли Питера Селлерса, просто скомпилировав неудачные дубли и фрагменты из других фильмов серии. Семья покойного, к слову, по достоинству оценила такой новаторский подход — и отсудила у автора совершенно космическую по тем временам сумму за моральный ущерб.
"Режиссерский лайфхак"