Эволюция советских женщин (19 фото)
1. Революционерка. Годы: 1917-1921
Советские женщины не появились из ниоткуда. Они выросли из революционерок и бунтарок, горожанок Российской Империи начала двадцатого века. У них был свой взгляд на происходящее. В целом, они соглашались с мужчинами, но и про свои насущные проблемы не забывали. Они убегали из дома, отправлялись в ссылки и участвовали в экспроприации еще и для того, чтобы получить равные права и растолкать патриархальное общество.
Так получилось (*как это произошло – тема для отдельной статьи), что нравы в России в то время были достаточно свободными, а вот законы – очень консервативными. Разводы существовали, но получали их годами. В результате участникам любовных треугольников, квадратов и прочих фигур приходилось жить на две, а то и три семьи. Действовали бредовые ограничения в системе образования, женщинам карьера была практически недоступна, государственная служба закрыта. И в то же время среди прогрессивной молодежи появилась мода на фиктивные браки, чтобы помочь девушкам выбраться из родительского дома или выехать за границу. В общем, ситуация была непростая.
Может быть именно поэтому во время революции и Гражданской войны девушки «с огнем в крови» оттянулись по полной. Сексуальная свобода, высокие должности, комиссары в кожаных куртках, фронты Гражданской, некоторые совсем отчаянные и безбашенные отметились даже в ЧК и бандах. Тотальная неустроенность выкинула из «зоны комфорта» миллионы людей. Женщинам приходилось учиться как-то выживать, без участия погибшего или сбежавшего отца, мужа, брата. Искать профессию, работу, мужа и новый смысл жизни.
Лица эпохи: Лиля Брик, Александра Коллонтай, Фаина Раневская
2. Комсомолка. Годы: 1922-1940
Самый романтический период. Хотя бы потому, что женщины не превращались в советских на обочине Гражданской войны, а просто сами собой вырастали такими в идеологически верном окружении. Надо признать, по сравнению с царской Россией новая власть дала девушкам намного больше прав. Получилось, конечно, как-то однобоко: политические свободы заменили руководящей ролью партии. Зато можно было не слушать отца, выходить замуж, за кого хочешь, и даже за «аморалку» на партсобраниях тогда почти не ругали. А еще работать везде, куда возьмут, и учиться, где получиться.
Жить было тяжело чисто в бытовом плане. Страна с трудом выбиралась из разрухи, пережила несколько голодных лет, даже в лучшие годы еды не хватало, снабжение нормально работало только в крупных городах, зарплаты были низкие, какого-либо импорта не было вообще. Одевались просто и без изыска даже актрисы, вплоть до самых известных. С прическами тоже долго не мудрили. Иностранцы, которые приезжали тогда в СССР, считали, что женщины одевались чересчур однообразно. Многие даже грешили на какие-то особенные правила, неизвестные на Западе, но обязательные для местных. На самом деле все объяснялось бедностью.
Идеологически тоже все было понятно. Какого-либо единодушия не было и в помине. Большинство женщин искренне верили в лозунги, которыми одаривали с высоких трибун, но были и те, кто сомневался и даже люто ненавидел идею и методы построения коммунистического рая. Однако условия ни двадцатых, ни в тридцатых не располагали к открытому обсуждению своей политической позиции. Разве что в тюрьмах и лагерях с этим было проще.
Лица эпохи: Любовь Орлова, Эсфирь Шуб, Клавдия Шульженко
3. Солдат. Годы: 1941-1949
Война и первые послевоенные годы заставили женщин на время превратиться в мужчин. Нет, они не стали мужеподобными атлетками со стрижкой «под ноль», хотя прически были заметно короче, но им пришлось взять на себя многие мужские обязанности: пойти на заводы, спуститься в шахты, прокладывать железные дороги, в конце концов. Если бы книгу «Как закалялась сталь» написали в те годы, то главным героем могла бы оказаться Паша Корчагина. Многие пошли на фронт: санинструкторами, радистками, летчицами, партизанами и снайперами. Совсем молодые девчонки воевали наравне с мужчинами.
Не хочется рассказывать об ужасах оккупации, о голодных зимах, беженцах и эвакуированных, бомбежках, уничтоженных городах, супе из картофельной очистки и морковном чае, да и про аресты за десять украденных колосков. Женщины этой эпохи смогли сделать главное: выстояли. На фоне этого все остальное как-то совершенно теряется. Обычно говорят, что у девушки должна быть своя изюминка, а чтобы не сломаться и выжить во время войны изюминка должна быть с косточкой. Те, кто прошел эти испытания, до конца жизни оставались оптимистами и любили жизнь.
Единственная проблема, которую они не могли решить – это справиться с дефицитом мужчин. Их катастрофически не хватало. За свое личное женское счастье приходилось бороться, расталкивая локтями конкуренток. Тем более, что и мужчины стали удивительно капризными. Количество вдов в послевоенные годы никого не удивляет, а вот вал разводов просто поражает.
Лица эпохи: Людмила Павличенко, Марина Раскина, Ольга Берггольц
4. Модница. Годы: 1950-1970
Экономический бум, который начался, когда народное хозяйство восстановилось после войны, сделал этот период вершиной советской цивилизации. Расцвет получится недолгим, но запоминающимся. Дело не только в полете Гагарина или успешных гастролях балета. В этот период получалось буквально все. Даже изнасилованная литература каким-то удивительным образом заиграла яркими именами. Жизненный уровень медленно, но уверенно поднимался, зарплаты росли. После голодных лет у людей появились сбережения, «лишние» деньги. Естественно, женщина не могла этим не воспользоваться.
На просторы Советского союза вернулась мода. Советская власть чуть ослабила идеологическое давление и пустила в страну тонкий ручеек западной жизни. Сейчас это может показаться сущей мелочью, но для неподготовленного сознания оказалось подобно взрыву. Появились стиляги – довольно странно одетые «советские хипстеры». Но и без таких крайностей женщины стали намного больше внимания уделять своей внешности. Журналы мод, ранее откровенно скудные и полные однотипных выкроек, стали печатать западные модели. Не напрямую, конечно – их перепечатывали с изданий стран соцлагеря (ГДР, Венгрии, Польши). Еще больше информации полилось из фильмов, особенно французских, которые пустили в прокат. Мини-юбка, например, завоевала СССР почти так же быстро, как и остальной мир.
Советские власти официально пропагандировали эмансипацию, но, по факту, женщины находились в подчиненном положении. И вот, «насмотревшись западных картинок», они увлеклись, как бы сейчас сказали, экстремальными видами спорта, быстро становились самостоятельными, предпочитали уезжать на учебу подальше от дома и абсолютно не слушали родителей. Некоторые же шли дальше и пускались во все тяжкие. Собственно, тогда и началась настоящая кампания против аморального поведения. Достаточно вспомнить гнев Хрущева, когда министр культуры Георгий Александров погорел на любовной интрижке с актрисой. Или несколько волн борьбы с проституцией и стилягами. А окончательно подобная «воспитательная» политика сформировалась с появлением знаменитого Указа о борьбе с тунеядцами и антиобщественным поведением в 1961 году.
Лица эпохи: Белла Ахмадулина, Валентина Терешкова, Людмила Гурченко
5. Продавщица. Годы: 1971-1984
Расплачиваться за годы экономического роста пришлось довольно быстро. Увы, доходы населения, в том числе «нетрудовые», росли быстрее, чем экономика могла «переварить» и обеспечить спрос товарами. При капитализме это привело бы к росту цен, но в СССР они регулировались и по политическим соображениям удерживались на одном уровне. В результате страна развитого социализма столкнулась с дисбалансом, расшатавшим всю систему. Дефицит в СССР был всегда, даже в самые благополучные годы, но именно тогда он превратился в хроническое явление. Женщины, понятное дело, во всем этом были не виноваты, но пострадали именно они. Первыми из продажи исчезли французские духи и косметика.
Дефицит никогда не был абсолютным, при желании и наличии денег советская женщина могла порадовать себя практически любым товаром. Работали комиссионки, можно было купить с рук инвалютные боны и отоварить их в «Березке». Но чаще всего шли к знакомому, который мог обеспечить доступ к желаемому или был готов его отдать за скромную компенсацию. Любая красавица только тем и занималась, что искала концы, налаживала связи, меняла, продавала и покупала. Жить приходилось в социалистическом мире, но по капиталистическим принципам. Сложно сказать, сколько денег крутилось в этой неофициальной торговле, но население было задействовано почти полностью.
Хозяюшки стали «обрастать» вещами: телевизоры, стиральные машинки, ковры, мебель и сервизы. Партийные функционеры на ловах боролись с вещизмом, но на деле сами первые становились в очереди и рыскали в поисках дефицита. И если изначально в эту категорию попадали деликатесы, техника и «советская роскошь», вроде фарфорового сервиза, то постепенно из магазинов стали исчезать и самые обычные вещи и продукты. В этих условиях женщины как-то потеряли интерес к походам на Кавказ, «физикам-лирикам», и оценили комфорт, сберегательные книжки и бриллианты.
Лица эпохи: Алла Пугачева, Ирина Алферова, Ирина Роднина
6. Диссидентка. Годы: 1985-1991
В последние годы Советский Союз ухнул в тяжелейший кризис. Не только экономический, в глубокой яме оказалась сама коммунистическая идеология. Власть вертела рулем, нажимала на педали, дергала рычаги, но машина не слушалась и разваливалась буквально на глазах. Скорость, с которой все происходило, вызывает оторопь и сейчас. Уже в 88-м году речь шла не о дефиците, из продажи исчезло практически все: от спичек до кефира. Покупать все приходилось на черном рынке или в разрешенных затем кооперативах в три-пять раз дороже государственных цен. Общество бурлило, объявленная «гласность» вынесла обсуждение острых вопросов в СМИ. А советская женщина снова примерила на себя образ бунтарки.
Быть диссидентом вдруг стало модно и не так страшно, как раньше. Еще каких-то пару лет назад за косой взгляд в сторону коммунистического строя отправляли на лечение в психдиспансер, а теперь можно было петь о переменах, ругать всех подряд – и не только на кухнях, но и в газетах. Свобода пьянила и толкала советских женщин на романтические глупости, вроде участия в митингах, бодрого ирокеза на голове или переезда на Алтай с любимым. А желание подрожать во всем Западу приобрело просто угрожающие размеры. Только отсутствие доступа к иностранным товарам сдерживало порывы души.
Немало находилось и тех, кому желанного в предыдущую эпоху комфорта и уюта показалось мало. Им захотелось, как минимум, красивой жизни. Кто-то мечтал вырваться из обыденности, увидеть другие страны, умчаться туда с бизнес-принцем на белой иномарке. А кто-то, чтобы прокормить семью, шел торговать на рынке, отправлялся челноком в соседние страны, открывал маленькие кафе и даже погружался в реалии преступного мира. В общем, готовились к девяностым.
Лица эпохи: Жанна Агузарова, Елена Яковлева, Маша Калинина