Ясулович Игорь Николаевич (16 фото)
Игорь Николаевич Ясулович (р. 24 сентября 1941 года, село Рейнсфельд, Куйбышевская область) — советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, заслуженный артист РСФСР (1988). Народный артист России (2001). Лауреат Государственной премии России (2000), Орден Почёта (2013).
Игорь Ясулович родился 24 сентября 1941 года в Рейнсфельде, сейчас это Самарская область, в обыкновенной семье советского офицера и матери домохозяйки. В любой момент семья по приказу по службе отца могла отправиться жить в другой город. Смена обстановки и друзей - это было привычным явлением для маленького Игоря, пока их семья стабильно не осела в Таллинне, где мальчик и пошел в школу.
Воспитание мальчика в том и заключалось, что его не слишком много воспитывали. Отец все время был занят, вот и гоняло юное создание по улицам босиком, играл в компаниях в войну, в казаков-разбойников, что-то придумывал.
Свободолюбивому ученику таллиннской школы Игорю Ясуловичу еще в юности хотелось заняться чем-то таким чем-то особенным, чтобы душу наизнанку выворачивало. Все это стало возможным, когда парень был принят в театральный кружок. Тогда им руководил известный актер драмтеатра в Таллине Иван Россомахин и уже скоро талантливый юноша оказался в числе лучших учеников.
В драмкружке спектакли играли на сцене Русского драматического театра. Это было очень престижно, ребята чувствовали себя, как теперь принято говорить, элитой. Иван Россомахин сыграл решающую роль в становлении будущего актера, он и помог своему ученику раскрыть талант и поверить в собственные силы.
Вкусив волшебство театрального искусства, Игорь Ясулович по окончании школы прямиком отправился в Москву, но там уже все вступительные потоки были пропущены... Юноша попытался поступить в ГИТИС и срезался на втором туре, но удача все равно ему улыбнулась - только уже во ВГИКе! Прочитав басню, стихотворение и пройдя тест на киногеничность, он был зачислен на курс к великому мастеру Ромму. Быть учеником Ромма — обязывает… Вообще-то, у гениального Ромма Ясулович учился дважды: сначала на актерском, а потом на режиссерском. На режиссерском актер учился с Кончаловским, Смирновым, Эсадзе, Трегубовичем.
После института полный сил и энергии Игорь Ясулович организовывал экспериментальный театр пантомимы "Эктемим", но пластические "аккорды" и "гаммы" не слишком пригодились молодому актеру в пьесах Театра киноактера, куда Ясулович поступил на службу. Зато там шли Шекспир, Лопе де Вега, мюзиклы.
Позже в ТЮЗе все же появилась возможность использовать накопленный багаж "Эктимима". В постановках "Черный монах", "Скрипка Ротшильда", "Гроза", "Борис Годунов" Игорь Ясулович погружался в глубинные слои психологии своего героя через пластику. В театре у Ясуловича было немного крупных ролей, но его герои кроме груза собственного характера всегда несли еще и функцию "отражения". Они были движителями драмы, зеркалом, в котором герои спектакля открывали в себе новое и поэтому каждая сыгранная актером роль в стенах знаменито ТЮЗа не осталась незамеченной публикой и критиками.
Свой путь в кино Игорь Ясулович начал у своего любимого учителя Михаила Ромма с маленькой роли в интеллектуальной драме, эталоне советского кино, картине "Девять дней одного года" . Хотя роль и маленькая, но Игорь Ясулович сыграл ее талантливо, в полную силу.
Да он вообще по поводу маленьких ролей не особенно переживал, ведь можно и большую роль сыграть бессмысленно. Особенно, когда понимал, что играть нечего. Просто ему жалко было тратить на ерунду скоротечную жизнь, но зато если в маленькой роли был человек, тут то уж Ясулович выступал настоящим ювелиром!— Играл с несказанным удовольствием.
А в быковском "Айболите-66" актер предстал трагиком. Целое лето в белом пластическом гриме, что через несколько часов под софитами даже кожа начинала дьявольски гореть… Большой резонанс вызвала и роль Скульптора в "Ехали в трамвае Ильф и Петров". Там у актера был дуэт с чудной партнершей Ольгой Гобзевой.
Игорь Ясулович никогда не боялся экспериментов. Он чувствовал себя комфортно и в комедиях, и в детективах, и в драмах, и главной виной тому была его слишком интеллигентная внешность. Такой некий худосочный интеллигент, в котором что-то есть, есть какая-то червоточинка. По этой линии режиссеры его и эксплуатировали.
Вот гражданин с собачкой, которого маленькая собачонка тягает по газонам. Там нельзя выгуливать собак, и жилец, выгуливающий собаку, страдает от этих запретов - такой герой Ясуловича в комедии Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука". Или бесхитростный Аппель в киноленте "Майор "Вихрь". Или через чур напыщенный адвокат в "Семейном счастье".
Для большинства кинозрителей, поклонников и тех, кто знает, кто такой актер Ясулович, это, прежде всего, инженер Щукин из "Двенадцати стульев". А самое первое и самое яркое, что приходило в голову – это голый человек на лестнице. Тогда Ясулович стал первой обнаженной натурой в советском кинематографе, открыл нечто такое эротическое. А каков эксцентрический Электрон Иванович Ясуловича в "Гостье из будущего".
Каждой новой ролью Игорь Николаевич открывает в себе что-то новое. Актер ювелирно и тонко прорабатывает грани каждого своего персонажа. В основе своего киноуспеха актер всегда считал полное доверие режиссеру. Он всегда был уверен, что режиссеру надо просто поверить и выполнить то, что ты, может быть, до конца и не понял. Так актер и работал над ролями и всегда был на высоте. Киномеханик Никита Зудов в комедии "Зудов, вы уволены!" В драме "Жил отважный капитан" – Макароныч. Виктор в "Городе невест". Корн в приключении "Гардемарины, вперед!", Андреич в "Друге" и Эно в сказке "Мио, мой Мио".
И почти цирковой в черном трико Кощей Бессмертный у Павла Арсенова в "Лиловом шаре". Случилась целая история, как тогда искали костюм и грим. Режиссер хотел видеть деревенского Кощея в валенках, а кости для него взять у "учебного скелета", наклеили их на черный костюм. Потом они над валенками двигались, как на шарнирах…
Игорь Ясулович - характерный актер, органично проявляющий себя и в бытовой драме, и в психологическом детективе, и в жанре комедии. И Ясулович всем был нужен! Он очень хороший профессионал. Он дисциплинирован: утром просыпается и через пять минут уже на съемках. Актер с резким характерным, именно запоминающимся лицом. Да просто надежный актер, что очень важно для режиссера. Режиссеры любили Игоря Ясуловича – он снимался невероятно много. За один год мог сыграть до нескольких ролей. И как сыграть!
Суслов в политическом киноромане "Брежнев". Данила Романович в детективе "Пороки и их поклонники". В притче по мотивам рассказа Маркеса "Человек-ветер" в авторской картине Хуата Ахметова Ясулович сыграл трагичную роль стареющего ангела. А в трагикомедии "Джоконда на асфальте" успешно снялся в роли Питера, "хозяина", отца Ольги. А еще в сериале "Девять неизвестных", "Формула зеро". И это все за один только 2006 год!
С возрастом актеру грима надо было все меньше Игорь Ясулович — последний из могикан высокой театральной эксцентриады, местоблюститель прерванных традиций мейерхольдовской и таировской школ. Сам актер себя называет "фруктом позднего созревания. Делаю то, что созвучно моему внутреннему состоянию".
Игорь Ясулович с большой любовью занимается режиссурой. Помогает ему в этой жизни и работа со студентами. Свои режиссерские амбиции он вполне удовлетворяет тем, что возится с ребятами и делает все с удовольствием.
А вообще для Ясуловича обычная жизнь – это бесконечная работа. "Так тем профессия и хороша актерская. Она так разнообразна. Ведь не приходится делать одно и то же. Разные роли, разные люди. Смысл актерской профессии в том, чтобы разобраться в себе самом, разобраться в мире, который тебя окружает. И тогда эта профессия имеет смысл, потому что в общем, ведь это, так скажем высокопарно, ведь это – человековедение", - философски рассуждает большой человек, великий актер Игорь Николаевич Ясулович.