Виктор Павлов. Юбилей Любимого Артиста. (9 фото + 3 видео)
Виктор Павлов родился 5 октября 1940 года в Москве в районе Арбата на Сивцевом Вражке.
К театру Виктора пристрастил отец. Виктор любил ходить в театр необычайно, и с третьего класса был частым зрителем спектаклей во МХАТе, Малом и Вахтанговском театрах. Виктор рано начал выступать на сцене. Сначала он занимался в детском районном хоре, потом ходил в школьный драматический кружок. Его первой ролью стала негритянская женщина - ее исполнение вызвало восторг и безудержный хохот одноклассников Виктора.
Семья Павловых жила всегда трудно, и в 1956 году после окончания 8-го класса Виктор пошел работать на завод учеником слесаря. Потом он стал радиомонтажником и одновременно учился в вечерней школе рабочей молодежи. Первым театральным педагогом его был замечательный актер и режиссер МХАТа Вадим Николаевич Богомолов в драматическом кружке при Доме учителя. Именно он увидел в Викторе актерские способности и поддержал его решение пойти учиться в театральный институт. В 1959 году Павлов поступал в Школу-студию МХАТ, в Щукинское, в Щепкинское и собирался поступать даже в цирковое училище. Он был принят в Школу-студию МХАТа, но Вера Николаевна Пашенная и Николай Александрович Анненков, набиравшие курс, попросили других поступавших разыскать и передать Виктору, что его ждут в училище Малого театра. Когда Виктор узнал, какие мастера будут его педагогами, он пришел учиться в училище имени Щепкина.
Студенческие годы были счастливейшим периодом жизни. На курсе царила удивительная творческая атмосфера. Вместе с Павловым учились Олег Даль, Виталий Соломин и Михаил Кононов. Руководители курса на занятиях не признавали половинчатой работы, требуя полной отдачи и от себя, и от студентов.
Театр «Современник», куда попал Виктор Павлов после окончания училища в 1963 году, был известен на всю страну. На «Современник» равнялись лучшие театры, но в течение двух сезонов на сцене театра «Современник» он так и не сыграл «своей» роли. В основном были вводы. Павлов сыграл роль Христиана в «Голом короле» Е.Шварца, Репу в постановке «Два цвета» А.Зака и И.Кузнецова, Огородникова в «Старшей сестре» А.Володина.
Виктор еще учился на 3 курсе училища, когда получил предложение сняться в кино. Роль солдата Мити Огольцова в фильме режиссера Ростоцкого «На семи ветрах» была маленькая, но молодому, неопытному актеру удалось создать достоверный образ неунывающего солдата-балагура, сродни Теркину. С этого момента кино и театр в его жизни шли рядом. Работа актера в кино начиналась с эпизодических ролей, но это дало возможность познакомиться с искусством таких крупных режиссеров, как Ростоцкий, Кулиджанов, и Гайдай. Леонид Гайдай помог актеру найти себя в комедийном жанре. На съемочной площадке он был не только режиссером, он был педагогом, одержимым идеей взаимного творчества. В фильмах Гайдая Виктор сыграл студента-изобретателя Дуба в «Операции «Ы» и других приключениях Шурика» и студента-молодожена в фильме «Двенадцать стульев». Эти маленькие эпизоды запомнились зрителям уже не одного поколения.
Творческая жизнь в «Современнике» у Виктора Павлова не складывалась и в 1965 году Павлов ушел в театр имени Ермоловой. Тогда жизнь этого театра определяли актеры старшего поколения: Всеволод Якут, Леонид Галлис и Иван Соловьев. Молодой актер был доброжелательно принят «стариками» и, играя в ансамбле с ними, каждый раз получал уроки актерского мастерства. Здесь Павлов сыграл одну из лучших своих ролей - Биверса в спектакле «Время и семья Конвей» Дж.Б.Пристли.
Признание получили и такие роли артиста, как Дюпон Дюфор в «Бале воров» Ж.Ануйя и Буланова в «Лесе» А.Н.Островского. В театре имени Ермоловой Павлов познакомился и со своей будущей супругой, актрисой Татьяной Говоровой. Она играла главную роль в спектакле «Гусиное перо». Но Павлов увидел смешную девчонку, и не смог устоять перед ее привлекательностью и обаянием. Они вместе прожили более 30 лет и в их взаимоотношениях всегда присутствовали любовь и взаимопонимание.
В 1968 году Виктор Павлов ушел из театра имени Ермоловой. Все переходы из театра в театр связаны не с трудным характером Виктора Павловича, а по соображениям творческим. Он был убежден, что актеру необходима свобода выбора.
В 1969 году он пришел в театр имени Маяковского, куда его привел интерес к режиссерским работам Андрея Гончарова. А творческое общение с Арменом Джигарханяном, Александром Лазаревым, Светланой Немоляевой, Евгением Леоновым, Владимиром Самойловым, Татьяной Дорониной, легендой русского театра Марией Бабановой, роли, сыгранные здесь ознаменовали, может быть, один из лучших периодов жизни актера. Героика и комедийность, драматичность и гротеск - так расширился диапазон ролей Павлова на сцене театра имени Маяковского. Павловым был сыгран неистовый по темпераменту Стыркша в «Разгроме» А.Фадеева, «коммерсант» и пьяница Красавин в «Детях Ванюшина» С.Найденова, опаленный тщеславием человек без морали Мелет в «Беседах с Сократом» Э.Радзинского. И это - далеко не полный перечень ролей, сыгранных им в театре имени Маяковского.
Особенно любима и дорога актеру была роль Санчо Пансы в «Человеке из Ламанчи» Д.Вассермана и Д.Дэриона. Эта роль перешла к Павлову от Евгения Леонова, которого Павлов заменил в этом спектакле. У многих в памяти еще был жив образ, созданный известным артистом, но Павлов создал своего Санчо, у которого под внешней грубоватостью деревенского мужика жила верность и трогательная любовь к своему повелителю, вера в добро и справедливость.
За годы работы Павлова в театре и кино у зрителей, привыкших видеть его преимущественно в амплуа злодеев, выработался некий стереотип восприятия актера. Такие персонажи не вызывают положительных эмоций. Да и режиссеры считали Павлова актером отрицательного обаяния. Ему же хотелось попробовать себя в иной ипостаси. В 1977 году Павлов вернулся в Малый театр, где хорошо знали его творческие возможности. Теперь он играл на сцене рядом со своими учителями: Анненковым и Царевым, и другими корифеями Малого театра.
Виктор Павлов - актер с почти не меняющимся от роли к роли обликом. От спектакля к спектаклю он никогда не повторялся, что-то меняя, добавляя, каждый раз обогащая роль. Вот только некоторые из ряда интересных ролей, созданных в Малом театре: Ухтищев в «Фоме Гордееве» М.Горького, Шпекин в «Ревизоре» Н.Гоголя, Репетилов в «Горе от ума» А.Грибоедова, Сомоновский в «Моем любимом клоуне» В.Ливанова. Театралам запомнилась его блистательная работа в роли Шута в «Короле Лире» - одной из наиболее сложных в мировом репертуаре. Актер создал народный образ средневековой трагедии, шута без шутовства, фигуру драматическую, персонаж, произносящий истины, не прячась за профессиональные шутовские приспособления. Казалось, что в Малом театре Павлов, наконец, обрел свой родной дом. Но судьба сделала свой очередной виток.
В театр имени Ермоловой пришел главным режиссером талантливый Фокин со своей, заманчивой программой привлечения в театр интересных драматургов, с современным, обостренным чувством времени. Он пригласил Павлова в свой театр. Шел 1985 год, наступала эпоха перемен как в стране, так и в театре. Актерам хотелось играть в пьесах, созвучных времени. И постановка «Говори...» по пьесе А.Буравского стала таким спектаклем. Павлов сыграл в ней роль Нечипуренко. Среди других работ этого периода у Павлова были роли Казмина в «Последнем посетителе» В.Дозорцева, Жака во «Втором годе свободы» А.Буравского и другие роли.
Событием для театральной Москвы стал спектакль «Спортивные сцены 1981» Радзинского. Это был «звездный» спектакль. В нем партнерами Павлова были Доронина, Меньшиков, Догилева. Павлов был одним из лучших в этом ансамбле, обнажив в своем герое Михалеве лик современного мещанина, подчеркнув агрессивную сущность этого персонажа, социально опасного типа.
У Виктора Павлова был твердый жизненный принцип: если внимание к тебе, как к актеру, у главного режиссера пропадает, то нужно разобраться - временное это явление или ты стал не интересен. Если последнее, то надо уходить. Не найдя достойного применения своим актерским возможностям, Павлов ушел из театра имени Ермоловой, и в 1990 году вернулся в Малый театр, где работал до последних дней своей яркой жизни.
Виктор Павлов находился в лучшей поре актерского пути. В нем не пропадало желание играть. Ему были подвластны все жанры, а та палитра красок, которая была в арсенале артиста, позволяла ему создавать роли Ашметьева в «Дикарке» А.Островского и Н.Соловьева, лицемера и ханжи Градобоева в «Горячем сердце» А.Островского, махрового злодея, с обольстительной наглостью, одурачивающего всех и вся Бежеарса в спектакле «Преступная мать, или Второй Тартюф» Бомарше. Эти работы сполна дают представление о многогранном таланте одного из самых интересных актеров в труппе Малого театра. За роль Градобоева Павлову в 1992 году была присуждена премия Правительства Москвы.
Аркашка Счастливцев в «Лесе» Островского был смешон в исполнении Павлова, и одновременно трагичен, но отнюдь не жалок. Маска шута была своего рода самозащитой, и как его давний шекспировский Шут - он также талантлив и мудр, той наджитейской мудростью, которая бывает у людей, битых жизнью. Аркашка Павлова - действительно актер по призванию, а не по необходимости добывания хлеба насущного. Демонстрируя потенциальные артистические возможности своего героя, «проигрывая» каждую из своих «баек», как законченный спектакль, сам Павлов был увлечен азартом игры - это была его стихия и его призвание. «Это диплом моей любви к актерам», - признался Виктор Павлов, принимая приз «Московская премьера», учрежденный Международным фондом К.С.Станиславского, за роль Счастливцева в «Лесе». Это была самая дорогая для артиста награда, так как присуждали ее коллеги-профессионалы.
Театральное творчество Павлов сочетал с работой в кино и на телевидении. Он создал более 150 самых разнообразных экранных образов, принесших актеру широкую известность. Творческое сотрудничество и дружеские отношения с такими талантливыми режиссерами, как Ташков, Венгеров и Трегубович дали возможность актеру создать ряд интересных образов в кино и на телевидении.
Ташков серьезно рисковал, когда приглашал тогда еще юного актера, игравшего комедийные эпизоды, на роль в телевизионном фильме «Майор Вихрь». Роль Гришанчикова - это роль в роли. Создать образ кадрового офицера-разведчика было непросто, приходилось отрабатывать каждую деталь, чтобы профессионалы приняли за «своего». Следующая встреча Павлова с Ташковым состоялась на съемках телевизионного фильма «Адъютант его превосходительства». В творческой биографии Павлова Мирон Осадчий - роль одна из самых ярких, фигура сложная и противоречивая, человек, душа у которого изъедена злобой и страхом, но сохранивший удивительное чувство испепеляющей любви. Перекликается с этой ролью и образ Демьяна Штычкова в телефильме режиссера В.Венгерова «Строговы». В фильме снималась и жена Виктора Павлова Татьяна Говорова в роли Ксюши. Герой Павлова и на этот раз был «злодеем» и тоже был безнадежно влюблен. Но поскольку роль была более масштабна и сложна, актер создавал более значительный в художественном отношении образ.
Неожиданными красками, новизной характера поразила зрителей работа актера в фильме Трегубовича «На войне, как на войне» в роли Гриши Щербака, мужественного, обаятельного, открытого, характера, сдобренного юмором и смекалкой. С именем этого же режиссера связана и другая серьезная удача актера в фильме «Уходя - уходи». Главная роль бухгалтера Сулина была написана драматургом В.Мережко специально для Виктора Павлова.
Сейчас трудно представить себе другого Левченко - еще одного героя Павлова в телефильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», запутавшегося, сломанного войной и недобрыми людьми и все еще сильного и волевого человека. В детстве актер знал, видел таких людей. Рядом с их школой строился комплекс гостиницы «Пекин», где работали такие штрафники, когда-то оступившиеся в жизни, но не забывающие, что есть добро, справедливость, и свой грех готовые искупить. Военная тема для актера была одной из самых важных в творчестве. Она жила в воспоминаниях Павлова о военном детстве, рассказах отца-фронтовика и коллег-профессионалов, прошедших всю войну, по ролям, сыгранным в кино артистом.
Среди наиболее известных киноработ Павлова были роли Васьки-сеньора в фильме «Здравствуй и прощай» в 1973 году, Игнатенко в фильме «Схватка в пурге» в 1978 году, Митьки Лысова в фильме «Емельян Пугачев» в 1979 году, Ивана Карнавина в фильме «След на земле» в 1979 году, Ватутина в фильме «Контрудар» в 1985 году, Красавина в фильме «Дети Ванюшина», Бегемота в фильме «Мастер и Маргарита» в 1993 году. Артист снимался также в фильмах «Расскажи мне о себе», «Одиноким предоставляется общежитие», «Даурия», «Проверка на дорогах», «Не будите спящую собаку», «Дети понедельника», «Любовь поэта», «Святой и грешный» и других картинах.
Виктор Павлов редко находился в творческом «простое», что свидетельствовало о постоянном интересе к нему режиссеров, об огромной работоспособности актера. В свободное время, которое было для Павлова настоящей редкостью, он страстно увлекался рыбалкой и охотой. Занимался стендовой стрельбой. Павлов очень любил активный отдых на даче с работой в саду и огороде. Но главным увлечением его жизни было рисование. Это было даже не хобби, а подспорьем в работе. На третьем курсе училища у Павлова неожиданно пропал голос, и стоял вопрос о его отчислении. Тогда ему посоветовали овладеть профессией гримера. Экзамен был сдан на отлично, и с тех пор артист мог профессионально гримировать и рисовать. На репетициях, на съемках, на гастролях - всюду с ним были бумага, краски и карандаши. Каждый раз, приступая к роли, он создавал «портрет» своего героя. Это развивало у актера фантазию и самостоятельное мышление. Такой эскиз был только первым шагом к постижению образа, а продолжал создавать его артист из своих нервов, из своей фактуры, пластики, что-то меняя, заново придумывая, дорисовывая своего героя, но уже актерскими средствами. Были у Павлова картины и для души - он рисовал пейзажи и портреты, но в основном, лица друзей и жены Татьяны.
Виктор Павлов скончался 24 августа 2006 года.
О Викторе Павлове был снят документальный фильм «Судьба меня хранить устала».
РАССКАЗЫ ВИКТОРА ПАВЛОВА.
В Малом театре сдохли перепелки
В Московском академическом Малом театре стоял настоящий переполох. Все перепелки, которых народный артист Виктор Павлов разводил на чердаке театра, передохли.
- В чем дело, Витюша? - спрашивают артиста коллеги.
Такой же вопрос Виктору Павлову задала и специальный корреспондент "Фактора".
- Пока причину не выяснил, - ответил Виктор Павлович. - Я же перепелок развел для того, чтобы лечиться от высокого давления. Таким образом я и маму лечил, себя, некоторых артистов.
Однажды прихожу к Соломину и говорю: "Товарищ художественный руководитель, отдай мне чердак. Хочу там перепелиную ферму открыть". Юра просто онемел. Я уж не стал его пугать, не стал говорить, что яйца сырые буду пить. Сказал, что общение с птицами снимает стрессы. Чердак мне Юрий Мефодьевич отдал.
Я там и голубей развожу. Голуби, слава Богу, живы. Развожу московскую останкинскую белую породу. Часто сижу на чердаке, с голубями воркую. Белые голуби, которые взлетают над Малым театром, мои. Мне кажется, что это души актеров, когда-то работавших здесь. Вот эта гордая голубка - Гоголева, а этот любвеобильный - Царев, самый веселый голубь - Ильинский. У меня и в детстве птицы были: голуби, синички, щеглы. Я с птицами раскрепощаюсь. У меня натура восприимчивая, надо эмоции куда-то выплеснуть.
Меня в магазине одна зрительница, знаете, как приложила! Только вышел на экраны фильм Ташкова "Адъютант его превосходительства". Я там сыграл бандита Мирона Осадчего. И вот после премьеры стою в очереди в магазине. Очередь небольшая, человека четыре, а девушка со стороны лезет. Я ей культурно объясняю, что я ее пропущу, но зачем впереди бабушек лезть? Она повернулась и говорит: "Вы как в кино гад, так и в жизни сволочь". После таких сцен я к своим птичкам бегу...
Жеглов тоже пускал голубей
На остальные вопросы артист согласился ответить при одном условии: если вопросы я буду задавать не где-нибудь, а на Птичьем рынке. Объяснил:
- Это мое любимое место в Москве.
Мы встретились в воскресенье утром у метро "Таганская". Отправились на троллейбусе к "Птичке". По дороге артист рассказывает:
- Я родился в Москве, хотя родители были иркутянами. Когда мама мною забеременела, сказала отцу: "Паша, я рожу тебе мальчика. Вези меня в Москву. Хочу, чтобы он был москвичом". Так я оказался в столице. Родился на Арбате, а жил на Тишинке. Там все пацаны гоняли голубей. Мы с другом Вовкой часто приезжали на Птичий рынок. Рыбок продавали, птиц. Зарабатывали немного денег, чтобы матерям к 8 Марта и на день рождения что-то подарить.
Однажды с другом здесь на "Птичке" накупили запчастей и собрали велосипед. Весь двор ахнул, такая отличная была машина. Через несколько дней у нас его стащили. Сломал кто-то замок в сарае и унес. Погоревали мы и решили голубями заняться. С тех пор это увлечение не оставляю.
Вот тут недалеко от метро "Таганская" снимали фильм "Место встречи изменить нельзя". Однажды приехали мы с Высоцким очень рано. Работа предстояла важная, должны были снять сцену, где Жеглов (Высоцкий) убивает Левченко, то есть меня.
Чувствую, настроение у Володи какое-то праздничное. Говорит: "Вить, пойдем, чего покажу. Видишь, вон машина новая? Это моя. Поехали, прокачу". Сели мы в его "Мерседес", сделали круг. А я ему и предлагаю: "Чего на месте-то топтаться? Поехали на Птичий рынок. Тут рядом". Поехали. Голубей накупили. Раньше они и стоили треха за пару. Привезли мы птиц на съемочную площадку. Наши там уже собрались, и мы стали у всех на глазах выпускать голубей. Все обалдели от такой прелести. Приступили к съемкам. Я бегу по снегу, Высоцкий в меня стреляет. Ба-бах... падаю. Помню: Володя подбегает с бледным лицом, берет мою руку, целует: "Голубятник, вставай. Я тебя никогда не убью".
...Разговариваем с Виктором Павловичем в троллейбусе и вдруг замечаем, что на него пристально смотрит какой-то парень.
Павлов спрашивает:
- Ты чего смотришь, как КГБ?
- На артиста вы похожи.
- На хорошего или плохого?
- На моего любимого. ... А почему вы на троллейбусе?
- А что думаешь, у нас денег куры не клюют? Ошибаешься, браток. Машина у меня, конечно, есть, но зимой за руль не сажусь.
Мы прибыли на "Птичку", и Виктор Павлович сразу же ныряет в голубиные ряды. Тут он как рыба в воде. Здоровается, а его спрашивают:
- Где пропадал? Месяц тебя не было.
- Закрутился в театре...
На рынке Павлов купил корм попугаям, мотыля рыбкам, лекарство старой кошке. Рассказал:
- Наша кошка - аллилуевское отродье. Надо мной живет Володя, сын Ольги Аллилуевой (родной сестры Надежды Аллилуевой, жены Сталина). У них там кошек видимо-невидимо. Вот и мне одну подарили.